Живая и неживая природа. Признаки Живого.
Пояснительная записка к презентации
Живая и неживая природаPPTX / 21.64 Мб
/data/files/s1730481417.pptx (Живая и неживая природа)Живая и неживая природа. Признаки живого
Цель: выявить черты сходства и различия объектов живой и неживой природы, подвести к пониманию, что живая и неживая природа - единое целое.
Планируемые резульльтаты: 1) предметные: применять биологические термины и понятия объект природы, биосфера, описывать проявления свойств живого и неживого, называть свойства живых организмов, рассматривать изображения живого организма и выявлять его признаки. 2) метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений), добывать недостающую информацию с помощью вопросов; публично представлять результаты выполненного биологического опыта; задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки. 3) личностные: формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучении биологии, оценивать вклад советских ученых в развитие мировой биологической науки.
Оборудование и материалы:
Персональный компьютер; презентация на тему «Живая и неживая природа»; кроссворд на отдельных листах; ручки;
Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
Подготовьте тетради и ручки. (Узнать кто отсутствует на уроке).
Сегодня мы с вами отправляемся в захватывающее путешествие в мир биологии, чтобы постичь тайны жизни и ее проявления в окружающем нас мире. Тема нашего урока — «Живая и неживая природа» (записать на доске). Мы погрузимся в изучение всего, что нас окружает: от крошечных песчинок и капель воды до могучих деревьев и удивительных животных. Давайте определим цель нашего с вами урока: научиться различать живую природу от неживой. Что такое природа? Что же отличает живую природу от неживой? Как мы можем определить, перед нами живой организм или просто объект? Давайте разберемся вместе. Приведите свои примеры живой и неживой природы. ПРИМЕРЫ: Живая – звери, птицы, растения, человек. Неживая: камни, вода, воздух, облака.
А как ребята отличать живую природу от неживой? – живая природа дышит, растет, питается.
Молодцы. Живая природа - это невероятное многообразие организмов, обладающих рядом уникальных свойств, отличающих их от объектов неживой природы.. Давайте с вами откроем тетради и зарисуем схему свойств живой природы, и поговорим о каждом из них. (начертить на доске для ясности по очереди).
Первым признаком живой природы является клеточное строение, то есть их тела состоят из особых структур, которые называются клетками. Клетка это абсолютно самостоятельный живой организм и все живые существа состоят из клеток. Кто из одной, как, к примеру, дрожжи или инфузория туфелька, а кто то из огромного множества – примером это мы в вами. Поэтому и инфузория и человек имеют клеточное строение и относятся к живой природе.
Однако исключение составляют вирусы – неклеточная форма жизни. То есть не имеют клеточного строения и проявляют свойства живого объекта только когда попадают в клетки живого организма. Они завладевают клетками чужого организмом и меняют в ней информацию.
Второй признак живой природы – это питание. Для чего нужна пища человеку? Что происходит с питательными веществами в организме? – чтобы жить, бодроствовать,
Правильно, а чем питаются ваши домашние животные? – корм, вода. А растения? – водой. А мы с вами?
Молодцы, каждый живой организм получает питательные вещества.
Следующее, что мы с вами впишем – это выделение. В процессе жизнедеятельности в организмах образуются ненужные и вредные вещества, которые организмы удаляют в окружающую среду.
Четвертое, что мы запишем в схему - будет дыхание. Откройте учебник на странице 8 рисунок 2 и посмотрите на стрелки вокруг филина. Для жизни большинства живых существ необходим кислород. Кислород поступает в организмы в процессе дыхания, а выходит углекислый газ.
Три последних признака, которые мы написали, образуют в процессе жизнедеятельности такое свойство живого как обмен веществ. Обратите внимание вновь на рисунок 2. Прочитайте, что поступает в такой живой организм как ель. Ответы детей: - свет, углекислый газ, кислород, минеральные вещества. Благодаря тому, что извне к ней поступают питательные вещества, она вырабатывает энергию и избавляется от ненужных продуктов.
Также все живые организмы растут и развиваются (Запишем Рост и разивитие). Рост — это увеличение размеров и массы организма, а развитие — изменение в строении организма или отдельных его частей. Давайте посмотрим на страницу 8 учебника, рисунок 3. Так, гусеница появляется из яйца, растёт, затем превращается в куколку, а из куколки появляется бабочка, способная откладывать яйца. Два этих свойства могут встречаться у объектов неживой природы. Но только объектам живой природы свойственно постепенное и последовательное развитие, которое несет наследственную информацию в клетках.
И последнее что мы с вами запишем в нашу схему – это размножение. Размножением называют способность организмов к воспроизведению подобных себе потомков. Это одна из главных особенностей живых организмов — благодаря ей на Земле существует жизнь.
Посмотрите на схему, которую мы с вами записали. Все перечисленные признаки в своей совокупности характерны только для живых организмов. Именно это является общим свойством, которое отличает их от неживых объектов природы.
Давайте посмотрим на парту. Как вы думаете, она объект живой или неживой природы? Она имеет клеточное строение?- нет. У нее есть рост и развитие? – она не сможет вырасти и завтра стать больше. А парта дышит, питается и выделяет? – нет. Может ли тогда парта размножаться? Правильно, из одной парты мы не сможем получить две. У парты нет ни одного признака живой природы, какой же тогда мы можем сделать вывод?
Однако живая и неживая природа тесно связана между собой. Уничтожение одного, ведет гибель второго. Неразумная деятельность человека в природе, может привести к очень серьезным последствиям, опасным, прежде всего, для самого человека.
А как вы думаете, сколько лет назад появились живые организмы? –
По мнению ученых первые живые организмы появились на нашей планете около 4 млрд лет назад. Благодаря их зарождению и распространению на Земле образовалась особая оболочка, которая называется – Биосфера. Откройте учебник на 9 странице, рисунок 6. И давайте с вами разберем, на каких глубинах литосферы может встречаться живая природа? В гидросфере? В атмосфере? (смотрим границы). Основная часть живых организмов сосредоточена на поверхности Земли. Человек тоже есть часть биосферы. В литосфере определенные формы живой материи могут находиться на глубине до 7 км, хотя основная масса сосредоточена вблизи поверхности и на глубине до нескольких метров. В гидросфере жизнь встречается до самых больших глубин, то есть, до 11 км. В атмосфере жизнь может встречаться на высоте до 20 км. Верхняя граница биосферы обозначена на рисунке пунктирной линией, и носит название Озоновый экран. Он окутывающий нашу планету, защищает все живое от вредного ультрафиолетового воздействия солнечного света.
Мы с вами сегодня отлично поработали с новым материалом, а для того чтобы его закрепить, давайте решим с вами небольшой кроссворд.
Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?
Вот и подошел к концу наш урок о живой и неживой природе, дорогие ребята! Мы с вами поговорили о том, что значит быть живым организмом и чем они отличаются от неживых объектов.
Домашнее задание: выучить признаки живой природы.