Рабочая программа объединения «Мир животных» (1–4 классы)

0
0
Материал опубликован 21 November 2017 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр»

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан

«Рассмотрено»

на заседании методического совета

протокол № ____от______20____г.

«Утверждено»

приказом №___ от_____20____г.

Директор ДЭБЦ:

______________Г. И. Галявеева

 

Рабочая программа «Мир животных»

рассчитана на второй год обучения

учащихся младшего школьного возраста

Педагог дополнительного образования Бирдина А.Ф.

2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе

Типовых требований к образовательным программам дополнительного образования;

Положения о рабочей программе педагога МБУ ДО «ДЭБЦ»;

Адаптированной образовательной программы «Мир животных»

Учебного плана МБУ ДО «ДЭБЦ».

Согласно учебному плану рабочая программа для объединения «Мир животных» предусматривает обучение в объеме 6 часов в неделю, 216 часов в год.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные образовательной программой. Для текущего тематического контроля и оценивания знаний предусмотрены викторины. Курс завершает занятие по обобщению и систематизации знаний в форме экологического диктанта.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Воспитание любви к животным является одним из основных задач объединения «Мир животных». Это - любовь к животным нашей планеты, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Многолетний опыт работы в этом натолкнули на создание адаптированной образовательной программы «Мир животных». При разработке данной программы использована типовая программа «Исследователи природы», современная литература и энциклопедии о природе и животных.

Программа рассчитана на второй год обучения учащихся младшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению живой природы и общению с животными. Учащимся данных классов свойственно стремление сочувствовать, заботиться и защищать животных, познавать и любить окружающий мир.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

Продолжить ознакомить учащихся с животными различных экосистем..

Дать знания о видах, об особенностях животных.

Сформировать у учащихся умения и навыки ухода за животными.

Научить работать с определителем животных, и растений, с Красной Книгой.

Способствовать развитию творческих способностей, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации воспитанников.

Развивать память, воображение, внимательность, логическое мышление.

Воспитывать умение работать в коллективе, культуру общения, навыки здорового образа жизни, любовь к родному краю и бережное отношение ко всему живому.

В основу программы заложен экологический принцип. Он поможет учащимся углубить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой.

Программа предусматривает формирование у учащихся знаний об охране природы. Изучение живого мира предполагает накопление фактов многообразия видов и жизни животных, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений (размножение, способы добывания пищи, пищевые связи, убежища, жилища и т.д.). При изучении животных кружковцы узнают о необходимости охраны отдельных видов животных, занесенных в Красную книгу, знакомятся с внешним видом и морфологическими особенностями, практическим значением животных для жизни человека.

В программе много времени отводится на изучение животных и растений нашей страны, а также экскурсиям, и на проведение наблюдений и опытов, ведению дневника наблюдений.

Очень важно научить детей правилам поведения в природе, бережному отношению к природе и ее обитателям. Эти знания воспитанники получат во время тематических экскурсий. Посильное участие в природоохранных акциях и операциях. Также научит детей с уважением и любовью относиться к зеленым насаждениям; к той живности, которая встречается в нашем регионе; хранить в чистоте водоемы и в порядке земельные участки; брать на учет редкие виды растений и животных; организовывать наглядную агитацию по вопросам охраны живой природы и т.д.

В программу входят как теоретические знания в виде беседы, презентации, так и выполнение практических работ по наблюдению за животными и растениями на природе, за их состоянием, а также предусматриваются экскурсии в лес, на озеро, экологическую тропу, в живые уголки.

Программа посвящена животным и растениям нашей страны, хищным птицам и совам РТ, животным разных экосистем, болезням животных, занимательной зоологии, экологии, проблеме охраны животных, классу и типу животных. Особое внимание уделено учебнику определителю животных и растений нашей страны; изучению Красной книги РТ, РФ.

Примерный тематический план второго года обучения

п/п

Темы

Всего

часов

Из них:

Теории

Практики

Экскурсии

Мероприятии

I.

Вводное занятие

1

2

1

 

II.

Систематический обзор животных

16ч

5

10

 

1

III.

Определение животных

24ч

8

14

1

1

IV.

Хищные птицы и совы Татарстана

10ч

4

6

   

V.

Животные водных экосистем

20ч

8

14

   

V I.

Кругосветное путешествие

20ч

6

14

   

VII.

Болезни животных

12ч

3

8

1

 

VIII.

Особо охраняемые территории РТ

2

2

2

 

IX.

Занимательная зоология

12ч

4

8

   

X.

Животные обитатели лугов, полей и лесов

22ч

8

14

1

 

XI.

Экология.

3

5

   

XII.

Проблемы охраны животных

2

6

   

XIII.

Классы и типы животных

22ч

10

10

1

1

XIV

Растительный мир нашей страны.

2

6

   

XV

Ядовитые растения

       

XVI

Удивительные органы чувств.

2

2

   

XVII

Ядовитые животные

2

2

   

XVIII

«Четвероногие музы»

2

2

   

X IX

Наша безопасность

 

4

   

XX

Итоговое занятие

       
 

Итого:

216ч

72

134

7

3

Содержание программы

I.Вводная часть.

Ознакомление с планом работы и задачами объединения, правилами поведения в центре и в живом уголке. Соблюдение правил ТБ, ПДД и противопожарной безопасности Экскурсия на Красный Ключ. Тема: «Наблюдение за изменениями в природе

II. Систематический обзор животных

Значение животных в природе и в жизни человека. Культурно – эстетическое значение животных. Слет юннатов.

Практическая работа: Работа с учебником «Все о животных». Наблюдение за повадками животных в живом уголке ДЭБЦ. Мероприятие «Слет юннатов»

III. Определение животных

Знакомство с учебником атласом определителем «Все о птицах». «Удивительная жизнь животных». Определение птиц по иллюстрациям. Знакомство с карманным определителем млекопитающих

Практическая работа: Работа с учебником атласом определителем «Все о птицах»; «Удивительная жизнь животных». Работа с карманным определителем млекопитающих средней полосы Европейской части России». Экскурсия в лес Тема: «Определение лесных животных» с карманным определителем млекопитающих средней полосы Европейской части России». Мероприятие «День защиты животных»

IV. Хищные птицы и совы Татарстана

Многообразие и особенности биологии хищных птиц. Отряд соколообразные. Отряд совообразные. Знакомство с отдельными представителями хищных птиц РТ. Охрана хищных птиц. Практическая работа: Работа с учебником «Хищные птицы и совы Татарстана. Составление списка: «Охраняемые виды хищных птиц в Татарстане»

Наблюдение за совой и орлом могильником в живом уголке ДЭБЦ. Настольная игра: «Найди хищную птицу». Рисование на тему: «Хищные птицы РТ.

V. Животные водных экосистем

Общая характеристика. Знакомство с отдельными представителями. Питание и места обитания околоводных животных. Животные водных экосистем, занесенные в Красную книгу РТ и РФ.

Практическая работа: Работа с учебником «Птицы обитатели озер, болот и рек». Занятие в компьютерном кабинете, изучение энциклопедии Энциклопедия Кирилла и Мифодия «Мир животных». Работа с учебником «Красная книга РТ» и «Красная книга РФ.

Контроль знаний. Тема: «Мир животных».

VI. Кругосветное путешествие

Животный мир Татарстана. Животные Евразии и Австралии. «Африканское птичье царство». «Среди льдов Антарктиды». Животные Северной и Южной Америки.

Практическая работа: с атласом определителем «Животные Республики Татарстан . Работа с картой «Природа мира». Рисование на тему: «Птицы Татарстана». Занятие в компьютерном кабинете изучение энциклопедии Кирилла и Мифодия «Мир животных». Просмотр видеофильма «Животный мир Арктической зоны». Настольная игра: «Кто где живет». Наблюдение за неразлучниками в живом уголке.

Игра: «Умники и умницы» по теме «Кругосветное путешествие в Мир животных»

VII. Болезни животных

Нежелательные обитатели клеток. Инфекционные болезни. Неинфекционные болезни

Практическая работа: Работа с учебником «Болезни животных». Наблюдение за животными в живом уголке ДЭБЦ. Экскурсия в ветеринарное объединение города с целью ознакомления работой ветеринаров.

VIII. Особо охраняемые территории РТ

Заказники. Заповедники. Национальный парк Нижняя Кама.

Нижнекамск, природные памятники

Практическая работа: Знакомство с учебником «Особо охраняемые территории РТ». Работа с иллюстрациями. Просмотр видеофильма «Национальный парк Нижняя Кама».

Экскурсия на дачу Стахеевых.

IX. Занимательная зоология

Рекорды животного мира. «Зоологический семинар». Олимпиада «Животные»

Практическая работа: Работа с учебником «Загадочные звери». Рисование на тему: «Животные рекордсмен». Викторина: «Животные»

X. Животные – обитатели лугов, полей и лесов

Общая характеристика. Знакомство с отдельными видами. Питание, размножение и места обитания. Лесные обитатели. Рекордсмены среди животных лугов, полей и лесов. Животные – обитатели лугов, полей и лесов, занесенных в Красную книгу РТ и РФ.

Практическая работа: Работа с учебником «Животные обитатели лугов, полей и лесов». Работа с учебниками «Красная книга РТ и РФ». Наблюдение за животными в живом уголке ДЭБЦ. Кормление животных в живом уголке. Экскурсия в лес (20 мкр) с целью ознакомления с лесными обитателями. Рисование на тему: Животное – рекордсмен».

XI. Экология.

Наука – экология. Роль особо охраняемых территорий РТ

Практическая работа: Просмотр видеофильма «Национальный парк Нижняя Кама»

Экскурсия на «Экологическую тропу», тема: «Знакомство с видами растений»

XII. Проблемы охраны животных

Исчезнувшие и истреблённые человеком виды животных. Причины сокращения численности животных. Редкие виды животных. Пути сохранения видов животных от вымирания. Практическая работа: Работа с учебником Красная книга РТ и РФ. Работа с иллюстрациями. Изучение редких видов животных по интернет ресурсам.

XIII. Классы и типы животных

Хордовые. Общая характеристика. Особенности строения птиц в связи с полётом. Биологическая роль птиц. Позвоночные. Акулы и человек. Многообразие и охрана видов. Класс Амфибии. Многообразие, особенности внешнего и внутреннего строения (на примере лягушки) в связи с обитанием в двух средах. Класс Рептилии. Систематика класса, многообразие, особенности внешнего и внутреннего строения (на примере ящерицы) в связи с обитанием на суше. Класс Птицы. Систематика класса. Класс Млекопитающие – обитатели всех сфер Земли. Систематика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере кролика). Многообразие видов. Знакомство особенностями отрядов, их биологическими ролями. Использование человеком.

Практическая работа: Работа с энциклопедией «Животные». Просмотр видеофильма «Обитатели водных пространств». Работа с иллюстрациями «Земноводные».

Наблюдение на природе за полетом птиц. Рисование на тему «Животные».

Экскурсия в пионерское озеро с целью ознакомления с местом обитания амфибии.

XIV. Растительный мир нашей страны.

Растительный мир водоемов. Растительный мир субтропиков. Растительный мир гор. Охрана растительного мира нашей страны.

XV. Ядовитые растения

Грибы. Цветковые растения.

Практическая работа: работа с учебником «Ядовитые растения»

XVI. Удивительные органы чувств

Слух. Обоняние. Зрение. Практическая работа: со схемой «Органы чувств»

XVII. Ядовитые животные. Характеристика ядовитых животных. Ядовитые морские беспозвоночные. Ядовитые членистоногие. Ядовитые рыбы. Ядовитые амфибии и змеи.

XVIII. «Четвероногие музы»

Животные в произведениях поэтов, писателей. Животные в произведениях композиторов и художников. Практическая работа: Работа с литературой о животных в библиотеке ДЭБЦ.

Просмотр картин художников по интернет ресурсам, посвященные животным. Прослушание произведений композиторов о животных

XIX. «Наша безопасность»

Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле общественном транспорте. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки, знаки сервиса. Практическая работа: Просмотр презентации: «Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа». Работа с учебником «Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле общественном транспорте». Настольная игра «Дорожные знаки»

XX. Итоговое занятие. «Экологический лабиринт»

Этапы педагогического контроля

2 года обучения

п/п

Сроки

Какие знания, умения, навыки

контролируются

Формы проведения

1.

октябрь

Систематический обзор животных

Хищные птицы и совы Татарстана

Викторина: «Животные»

2.

декабрь

Виды кормушек и кормов для зимующих птиц. Изготовление и развешивание кормушек на территории ДЭБЦ, школы и подкормка птиц.

Практическая работа.

3.

март

Кругосветное путешествие

Игра «Умники и умницы»

4.

май

Подведение итогов. Проверка знаний, умений и навыков за учебный год.

Игра «Экологический лабиринт»

Перечень знаний, умений, навыков

к концу 2-го года обучения

Учащиеся должны знать:

- животный мир нашей страны;

- хищных птиц Татарстана;

- животных обитателей лугов, полей и лесов;

- животных водных экосистем;

- типы и классы животных;

- ядовитых растений и животных РТ;

- значение животных в природе и в жизни человека;

- виды животных, занесенных в Красную книгу РТ и РФ;

- роль особо охраняемых территории РТ;

- растений нашей страны;

- значение и роль природоохранных организаций;

- правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- работать с литературой, определителем, периодическим изданием;

- наблюдать за животными и растениями на природе;

- проводить опыты;

Условия реализации программы.

Материально технические условия:

Занятия проводятся на базе школы: теоретическая часть – в учебном кабинете, практическая часть – на природе. Организуются экскурсии на экологическую тропу, на природу, в зоомагазины, в пригородный лес, городской парк, на Красный Ключ, в автогородок. В течение учебного года учащиеся посещают городские и краеведческие музеи, выставки, участвуют в природоохранных мероприятиях центра и города.

Программа также предполагает самостоятельную работу учащихся с тематической литературой, учебниками, картами, методическими пособиями, Красной и Зеленой книгами, определителем, журналами и работу в компьютерном кабинете.

Для успешной реализации программы и проведения практических занятий созданы все условия. При проведении занятий используются ТСО, компьютер, мультимедийное оборудование, аудио и видеоаппаратура.

Методическое обеспечение:

1.Таблицы: «Растительный мир России», «Органы чувств», «Хордовые», «Амфибии», «Млекопитающие».

2.Плакаты:

- по правилам дорожного движения;

- «Морфологическое строение животных»

3. Раздаточный материал, рисунки, схемы и фотографии.

4. Настольная игра «Мир животных», «Дорожные знаки», кроссворды, сборник настольных игр.

5. Видеофильмы. Презентации.

6. Периодические издания: «Юный натуралист», «Мир животных», «Свирель», «Муравейник», «Мой друг», «Биология в школе».

Кадровые условия:

Обучение учащихся по данной программе могут вести педагоги, работающие с учащимися начального и среднего школьного возраста. Пользуясь программой, педагог может внести изменения в содержание тем, углубить или сократить материал в зависимости от условий и желания воспитанников. Уровень усвоения материала зависит от возраста и личных качеств учащихся.

Внешние условия:

Работа по программе предполагает сотрудничество педагогов и учащихся:

- с общеобразовательными школами и другими УДО.

- лесничеством, городскими ветеринарными и экологическими службами;

- средствами массовой информации;

- родителями учащихся.

Образовательно-воспитательная работа

п/п

Задачи

Дела коллективные

Сроки

1.

Профориентация

Учащихся.

- знакомство с деятельностью природоохранных и экологических служб города;

- встреча с ветеринаром;

- экскурсии в зоомагазин.

в течение

учебного года

2.

Работа по созданию и развитию

Коллектива.

- мероприятия и чаепитие с детьми и их родителями, посвященные знаменательным датам;

- дни именинников.

в течение

учебного года

3.

Организация досуга.

- экскурсии в музей, на природу, Красный Ключ, Парк – Нефтехимиков, Семья, Солнечная поляна;

- дни здоровья;

в течение

учебного года

4.

Участие в мероприятиях.

- Слет натуралистов;

- День защиты животных;

- День Земли;

- День леса

- природоохранные акции-операции:

* Операция «Ель»;

* «Осторожно, первоцвет»;

* «Марш парков».

сентябрь

октябрь

март

апрель

декабрь

апрель-май

апрель-май

апрель-май

 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия и вид деятельности воспитанников

Дата проведения

Планир.

Фактич.

I

Вводная часть.

     
 

Знакомство с планом работы и задачами кружка, правилами поведения в центре и в живом уголке. Инструктаж по ТБ, ПБ.

Учебный модуль «Безопасная дорога»

2

2

2

Экскурсия на Красный Ключ.

Тема: «Наблюдение за изменениями в природе»

Просмотр презентации

«Я пешеход»

02.09

05.09

07.09

 

II

Систематический обзор животных

10ч

     
 

1.Значение животных в природе и в жизни человека

2

2

Практическая работа:

Работа с учебником «Все о животных»

09.09

14.09

 
 

2.Культурно – эстетическое значение животных Учебники:

«Все о животных» Млекопитающие. Мн.6 Харвест, 2000г.

2

2

2

Практическая работа:

Наблюдение за повадками животных в живом уголке Мероприятие:

«Слет юннатов»

16.09

19.09

21.09

 

III

Определение животных

24ч

     
 

1.Знакомство с учебником атласом определителем «Все о птицах»

2

2

Практическая работа:

Работа с учебником атласом определителем «Все о птицах»

23.09

26.09

 
 

2.«Удивительная жизнь животных»

2

2

Практическая работа:

с учебником «Удивительная жизнь животных»

28.09

30.09

 
 

3.Определение птиц по иллюстрациям

2

2

Экскурсия в лес Тема: «Определение лесных животных» с карманным определителем млекопитающих средне полосы России»

03.10

05.10

 
 

4.Знакомство с карманным определителем млекопитающих

Учебники:

1. «Все о птицах» Шаронов Санкт Петербург СЭКЭО «Кристалл» Москва «Оникс»

2.«Удивительная жизнь животных И.Я.Павлинов

2

2

2

Практическая работа

Работа с карманным определителем млекопитающих средней полосы Европейской части России»

Мероприятие «День защиты животных»

07.10

10.10

12.10

 

IV

Хищные птицы и совы Татарстана

10ч

     
 

1.Многообразие и особенности биологии хищных птиц.

2

Практическая работа:

Работа с учебником «Хищные птицы и совы Татарстана

14.10

 
 

2.Отряд соколообразные

2

Наблюдение за орлом могильником в живом уголке

17.10

 
 

3.Отряд совообразные

2

Практическая работа:

1.Работа с учебником «Хищные птицы и совы Татарстана 2.Наблюдение за совой в живом уголке ДЭБЦ

19.10

 
 

4.Знакомство с отдельными представителями хищных птиц РТ.

2

Практическая работа:

1.Настольная игра: «Найди хищную птицу»

2.Рисование на тему: «Хищные птицы Татарстана»

21.10

 
 

5.Охрана хищных птиц

Учебники:

1. «Хищные птицы и совы Татарстана

И.И.Рахимов. Казань 1999

2

Практическая работа:

1.Работа с учебником «Красная книга РТ»

2.Составление списка: «Охраняемые виды хищных птиц в Татарстане»

24.10

 

V

Животные водных экосистем

22ч

     
 

1.Общая характеристика. Знакомство с отдельными представителями

2

2

2

Практическая работа:

Работа с учебником «Птицы обитатели озер, болот и рек»

26.10

28.10

 
 

2.Питание и места обитания околоводных животных

2

2

2

Практическая работа:

изучение энциклопедии Кирилла и Мифодия «Мир животных»

31.10

02.11

04.11

 
 

3.Животные водных экосистем занесенные в Красную книгу РТ и РФ.

Учебники:

1. «Птицы обитатели озер, болот и рек» Ф.Заэр пер.с нем. Мещерчковой изд. Астрель.

2

2

2

2

2

Практическая работа:

1.Работа с учебником «Красная книга РТ» и «Красная книга РФ

2.Контроль знаний. Тема: «Мир животных» викторина

07.11

09.11

11.11

14.11

16.11

 

VI

Кругосветное путешествие

26ч

     
 

1.Животный мир Татарстана

2

2

2

Практическая работа:

1.Работа с атласом определителем «Животные Республики Татарстан

2.Рисование на тему: «Птицы Татарстана»

18.11

21.11

23.11

 
 

2.Животные Евразии Австралии

2

2

2

Практическая работа:

1.Изучение энциклопедии Кирилла и Мифодия «Мир животных».

2.Работа с картой «Природа мира

25.11

28.11

30.11

 
 

3Животный мир Африки»

2

2

2

Практическая работа:

1.Настольная игра: «Кто где живет».

2.Наблюдение за неразлучниками в живом уголке

02.12

05.12

07.12

 
 

4.«Среди льдов Антарктиды»

2

2

Практическая работа:

Просмотр видеофильма «Жив.мир Арктической зоны»

09.12

12.12

 
 

5.Животные Северной и Южной Америки.

Учебники:

1.«Животные РТ» Рахимов И.И., Казань Мосалов А.А. Фолианть 2008

2.«Удивительная жизнь животных» Изд.Москва АСТ.

2

2

Практическая работа:

1.Работа с картой «Природа мира»

2.Игра: «Умники и умницы» по теме «Кругосветное путешествие в Мир животных»

14.12

16.12

 

VII

Болезни животных

12ч

     
 

1.Нежелательные обитатели клеток

2

2

Практическая работа:

Работа с учебником

«Болезни животных»

19.12

21.12

 
 

2.Инфекционные болезни

2

2

Практическая работа:

Наблюдение за животными в живом уголке ДЭБЦ

23.12

 
 

3.Неинфекционные болезни

Учебники:

«1000 советов. Как лечить домашних питомцев»

Л. Стишковская АСТ. Астрель

2

2

Экскурсия в ветеринарное объединение города с целью ознакомления работой ветеринаров

26.12

28.12

 

VIII

Особо охраняемые территории РТ

     
 

Заказники. Заповедники. Национальный парк Нижняя Кама.

Природные памятники

Учебники:

«Национальный парк Нижняя Кама»

2

2

2

Практическая работа: Знакомство с учебником «Особо охраняемые территории РТ».

Работа с иллюстрациями. Просмотр видеофильма «Национальный парк Нижняя Кама»

Экскурсия: «Дача Стахеевых

30.12

09.01

04.01

 

IX

Занимательная зоология

12ч

     
 

1.Рекорды животного мира

2.«Зоологический семинар» 3.Олимпиада «Животные»

Учебники:

1.Занимательная зоология

2.Загадочные звери» Долгова Т.В.М.«Росмэн»2003 г

2

2

2

2

2

2

Практическая работа:

Рисование на тему: «Животные рекордсмен» Работа с учебником «Загадочные звери» Викторина: «Животные»

11.01

13.01

16.01

18.01

20.01

23.01

 

X

Животные – обитатели лугов, полей и лесов

1.Общая характеристика

2.Знакомство с отдельными видами

3.Питание, размножение и места обитания

24ч

2

2

2

2

Практическая работа:

Работа с учебником «Животные обитатели лугов, полей и лесов»

Практическая работа:

Наблюдение за животными в живом уголке ДЭБЦ

25.01

27.01

30.01

01.02

 
 

4. Лесные обитатели.

5.Рекордсмены среди животных лугов, полей и лесов.

6.Животные – обитатели лугов, полей и лесов, занесенных в Красную книгу РТ и РФ.

Учебники:

1.«Животные – обитатели лугов, полей и лесов» Ф.Заэр пер.с нем. Астрель. Москва 2002

2. «Красная книга РТ», «Рахимов И.И., Мосалов А.А. Казань Фолиант

2

2

2

2

2

2

2

2

Практическая работа:

Экскурсия в лес (20 мкр) с целью ознакомления с лесными обитателями

Практическая работа:

1.Работа с учебником «Животные обитатели лугов, полей и лесов»

2.Рисование на тему: «Птица – рекордсмен

Практическая работа:

1.Работа с учебниками «Красная книга РТ и РФ»,

2.Просмотр презентации «Дорожная безопасность

03.02

06.02

08.02

10.02

13.02

15.02

17.02

20.02

 

XI

Экология.

     
 

1.Наука – экология

2.Роль особо охраняемых территорий РТ

2

2

2

2

Экскурсия на «Экологическую тропу», тема: «Знакомство с видами растений»

Практическая работа:

Просмотр видеофильма «Национальный парк Нижняя Кама»

22.02

27.02

01.03

03.03

 

XII

Проблемы охраны животных

     
 

1.Исчезнувшие и истреблённые человеком виды животных. Причины сокращения числен-

ности животных.

2. Редкие виды животных. Пути сохранения видов животных от вымирания

2

2

2

2

Практическая работа:

1.Работа с учебником Красная книга РТ и РФ

2. Работа с иллюстрациями

Практическая работа:

1.Работа с учебником Красная книга РТ и РФ

2.Изучение редких видов животных по интернету

06.03

10.03

13.03

15.03

 

XIII

Классы и типы животных

28ч

     
 

1.Хордовые. Общая характеристика. 

Особенности строения птиц в связи с полётом.

 Биологическая роль птиц.

2.Позвоночные. Акулы и человек. 

Многообразие и охрана видов.

3.Класс Амфибии.
Многообразие, особенности внешнего и внутреннего строения (на примере лягушки) в связи с обитанием в двух средах.

4.Класс Рептилии.

Систематика класса, многообразие, особенности внешнего и внутреннего строения (на примере ящерицы) в связи с обитанием на суше.

6.Класс Млекопитающие – обитатели всех сфер Земли. Систематика класса.

8.Знакомство особенностями отрядов, их биологическими  ролями. Использование человеком.

Учебники:

1.«Карманный определитель млекопитающих средней полосы Европейской части России»

2. Энциклопедия Кирилла и Мифодия «Мир животных»

3.Энциклопедия «Млекопитающие» Москва АСТ. Астрель

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Практическая работа:

1.Наблюдение на природе за полетом птиц

2.Рисование на тему «Птицы»

3. Работа с энциклопедией «Животные»

Практическая работа:

Просмотр видеофильма «Обитатели водных пространств

Практическая работа:

1.Работа с иллюстрациями «Земноводные»

2. Экскурсия в пионерское озеро с целью ознакомления с местом обитания амфибии

Практическая работа:

1.Работа с иллюстрациями «Рептилии»

2.Просмотр видеофильма «Рептилии»

Практическая работа:

Работа с карманным определителем млекопитающих средней полосы Европейской части России»

Практическая работа:

1.Работа с учебником «Млекопитающие»

2. Занятие в компьютерном кабинете изучение энциклопедии Кирилла и Мифодия «Мир животных»

Викторина по теме: «Классы и типы животных»

17.03

20.03

22.03

24.03

27.03

29.03

31.03

03.04

05.04

07.04

10.04

12.04

14.04

17.04

 

XIV

Растительный мир России

12ч

     
 

1.Растительный мир водоемов

2.Растительный мир субтропиков

3.Растительный мир гор

4.Охрана растительного мира нашей страны

Учебник:

«Растительный мир нашей страны», Петров В.В. изд.

« Просвещение»1981г

2

2

2

2

2

2

Практическая работа:

1.Просмотр видеофильма «Растительный мир России»

2.Работа с учебником «Растительный мир нашей страны»

3.Работа с определителем растений нашей страны.

Практическая работа:

Презентация «Растительный мир нашей Родины

2.«Я пешеход» беседа

19.04

21.04

24.04

26.04

28.04

03.05

 

XV

Ядовитые растени

     
 

Грибы

Цветковые растения

2

2

 

05.05

10.05

 

XVI

Удивительные органы чувств

Практическая работа:

Работа со схемой «Органы чувств»

   
 

1.Слух. Обоняние

2.Зрение.

Учебники:

«Чудеса природы» Фратини С. Москва АСТ. Астрель 2002

2

2

Практическая работа:

Работа с таблицей «Органы чувств»

12.05

15.05

 

XVII

«Четвероногие музы»

     
 

1.Животные в произведениях поэтов, писателей

2.Животные в произведениях композиторов и художников

2

2

Практическая работа:

1.Изучение произведений о животных в библиотеке ДЭБЦ

Просмотр картин художников по интернет ресурсам

2.Прослушание произведений композиторов о животных

17.05

19.05

 

XVIII

Ядовитые животные

     
 

Общая характеристика ядовитых животных

Ядовитые амфибии и змеи Ядовитые рыбы

2

2

2

Практическая работа:

Просмотр презентации «Ядовитые животные»

2. Работа с иллюстрациями

22.05

24.05

26.05

 

XIX

«Наша безопасность»

     
 

Огонь, вода и газ.

Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки.

Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки, знаки сервиса.

1

1

2

Практическая работа:

1. Просмотр презентации: Действия при пожаре, при аварии водопровода, при утечке газа.

2. Работа с учебником «Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле общественном транспорте».

3.Настольная игра «Дорожные знаки»

17.05

29.05

31.05

 

XX

Итоговое занятие

«Экологический лабиринт»

23.05

 
 

ИТОГО

216ч

     

Используемая литература

Басихес И.Е., Рудометов О.А. Птицы в нашем доме. Минск: «Ураджай», 1994.

Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия ЛТД., 2003.-644с.

Бровкина Е.Т. Сивоглазов В.И. Животные луга. Атлас определитель. - М.: Издательство «Эмонт Россия». 2001. 64с.

Волина Валентина. Мир животных (для родителей, учителей и милых детей). – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 1999.-512с.

Зауер Ф. Птицы - обитатели озер, болот и рек. Пер. с немецкого С.Мещеряковой. - М.: ООО Издательство «АСТ», 2002. 287с.

Зауер Ф. Птицы лугов, полей и лесов.. Пер. с немецкого С.Мещеряковой. - М.: ООО Издательство «АСТ», 2002. 287с.

Клаус Шпайхер. Канарейки. – М.: Аквариум, 2006.

Ласухов Р. Птицы. Карманный определитель. - М.: Рольф, 2000. 301с.

Маланин Л.П. и др. Ветеринарные препараты: Справочник. - М.: Агропромиздат, 1988. -319с.

Малькольм Пенни. Ночные животные. – М.: РОСМЭН, 2000.

Михеев А.В. Биология птиц. Определитель птичьих гнезд. - М.: «Цитадель», 1996.-460с.

Нестерева Д.А. Загадочные птицы. – М.: ООО Изд. РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.-301с.

Нимани Райнер. Волнистые попугаи. – М.: Издательство ООО АСТ, 2002. -27с.

Онегов А. Школа юннатов. Живой уголок. – М.: Детская литература, 1990. -271с.

Отто фон Фриш, Герман Фай. Зверята со всего света. Лик-Пресс Поматур, 1996.

Павлинов И.Я. Удивительная жизнь животных. – М.: ООО изд. Астрель, 2002.

Рахманов А.И. Домашний зооуголок. – Смоленск: Русич, 1996. -544с.

Рахимов И.И. Павлов Ю.И. Хищные птицы и совы Татарстана. Казань. Татполиграфия, 1999. -133с.

Рик Моррис. Тайны живой природы. – М.: РОСМЭН, 1997.

Стив Паркер. Планета животных. – М.: Махаон, 2005.

Тихонов А.В. Энциклопедия окружающего мира. – М.: РОСМЭН, 2005.

Фратини С. Чудеса природы. – М.: ООО изд. АСТ; ООО изд. Астрель, 2002.

Энциклопедия знаний. Животные. – М.: Астрель. АСТ, 2001.

Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта, 2005. -704с.

Энциклопедия для детей. Экология. – М.: Аванта, 2003. -448с.

Энциклопедия для детей. Птицы и звери. – М.: Аванта, 2006. -448с.

27.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. – М.: АСТ, 2000


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.