Презентация «Жизнь и творчество Марины Цветаевой»

2
0
Материал опубликован 24 March 2022

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. (1916) Рябина – символ…

Небольшой дом в Трехпрудном переулке стал олицетворением цветаевской Москвы: на такие «домики старой Москвы», маленькие и беззащитные, надвигались новые доходные дома, и юная Цветаева защищала «обиженных».

Высыхали в небе изумрудном Высыхали в небе изумрудном Капли звезд - и пели петухи… Это было в доме старом, доме - чудном... Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном-, Превратившийся теперь в стихи. (1909 г.)

Анастасия Цветаева, Сергей Эфрон, Марина Цветаева в Трёхпрудном переулке. 1913. Этот мир невозвратно-чудный Ты застанешь ещё, спеши! В переулок сходи Трёхпрудный, В эту душу моей души. (1913)

Дом Цветаевых был уютным, и поэтому после замужества Марина искала похожее здание для своей новой семьи. Радовалась, найдя дом на Полянке, и пыталась обставить его, как и дом своего детства. Но в 1913 году Цветаева с супругом уехала в Коктебель, а когда вернулась, шла война. Ее дом переоборудовали в психбольницу. Марина жить в этом здании отказалась. Но и дом в Трехпрудном был занят — там устроили лазарет. А в революцию «Трехпрудный» дом растащили на дрова. После этого Марина Цветаева больше не приходила в этот переулок. Теперь на месте Цветаевского домика многоэтажный дом. Дом Цветаевых был уютным, и поэтому после замужества Марина искала похожее здание для своей новой семьи. Радовалась, найдя дом на Полянке, и пыталась обставить его, как и дом своего детства. Но в 1913 году Цветаева с супругом уехала в Коктебель, а когда вернулась, шла война. Ее дом переоборудовали в психбольницу. Марина жить в этом здании отказалась. Но и дом в Трехпрудном был занят — там устроили лазарет. А в революцию «Трехпрудный» дом растащили на дрова. После этого Марина Цветаева больше не приходила в этот переулок. Теперь на месте Цветаевского домика многоэтажный дом.

…Домики с знаком породы, …Домики с знаком породы, С видом ее сторожей, Вас заменили уроды Грузные, в шесть этажей... Домовладельцы — их право! И погибаете вы, Томных прабабушек слава, Домики старой Москвы. (1911)

Отец Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).

ГМИИ имени Пушкина. Москва, Волхонка 12 В Москве собрание Румянцева разместили в центре города, в доме Пашкова напротив Кремля. 

Мать  Мария Александровна Мейн  происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была натурой художественно одаренной, талантливой пианисткой. Умерла в 1906 году. Из-за чахотки матери Марина Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии, где получила прекрасное образование в пансионах Лозанны и Фрейбурга.  Первые свои стихи начала писать в 6 лет одновременно по-русски, по-немецки и по-французски.  Мать  Мария Александровна Мейн  происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была натурой художественно одаренной, талантливой пианисткой. Умерла в 1906 году. Из-за чахотки матери Марина Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии, где получила прекрасное образование в пансионах Лозанны и Фрейбурга.  Первые свои стихи начала писать в 6 лет одновременно по-русски, по-немецки и по-французски. 

Марина и Анастасия Цветаевы

Начало творческого пути Марины Цветаевой В 1910 году втайне от семьи, на свои средства издала первый сборник «Вечерний альбом». Это были камерные стихи, зарисовки домашнего быта, напоминающие дневник. Цветаеву заметили Волошин и Гумилев («прекрасная и непосредственная книга», «женское обаяние»). Брюсов отозвался достаточно вяло и поучающе. А меж тем Цветаева писала о Брюсове. Ее проза началась с критической статьи «Волшебство в стихах Брюсова» (1910). Ответила ему стихами – «"Острых чувств" и "нужных мыслей" мне от Бога не дано...» и тем самым сформулировала свою позицию в поэзии. Вместо мировоззрения – ощущение. Именно поэтому она не примыкала ни к одному течению в литературе.

«Детство», «Любовь», «Только тени» - 1908-1910 Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из ее первого сборника «Вечерний альбом» (1910г.) понравились Максимилиану Волошину, который стал другом на всю жизнь.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон Гостя у Волошина в Коктебеле, 18 мая 1911 г. Цветаева познакомилась с будущим мужем Эфроном. В нем она видела благородство рыцаря и в то же время беззащитность. 18-летняя Марина искала на берегу моря красивые камни, 17-летний Сергей подошел и начал ей помогать. Огромные, «венецианские» глаза в пол-лица, черные густые волосы.

Марина посмотрела в эти огромные глаза с неправдоподобно длинными ресницами и подумала: «Если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж».В 1912 году они поженились.

Семья Марины Цветаевой

Так же, как и сама Цветаева, в раннем детстве Эфрон лишился матери, к тому же не отличался богатырским здоровьем. Семьи Марины и Сергея не были похожи и близки друг другу ни по духу, ни по убеждениям, но Цветаева, на первом этапе знакомства, искренне восхищалась Эфроном.  «Если бы Вы знали, какой это пламенный, великодушный, глубокий юноша! – писала она в письме к известному критику и философу В.В. Розанову. – Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо!».

В 1912 г.у них родилась дочь, которую Марина, вопреки желанию мужа, назвала мифологическим именем Ариадна. Аля росла необыкновенной девочкой. «Мой домашний гений», – называла ее Марина.  

 Эфрон сразу же становится романтическим героем поэзии Цветаевой. С ним связаны и посвящены ему более двадцати стихотворений, которые как бы вовсе не любовная лирика:  Эфрон сразу же становится романтическим героем поэзии Цветаевой. С ним связаны и посвящены ему более двадцати стихотворений, которые как бы вовсе не любовная лирика:  

Я с вызовом ношу его кольцо! — Да, в Вечности — жена, не на бумаге! — Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Я с вызовом ношу его кольцо! — Да, в Вечности — жена, не на бумаге! — Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза — прекрасно-бесполезны! — Под крыльями раскинутых бровей — Две бездны. В его лице я рыцарству верна, — Всем вам, кто жил и умирал без страху! — Такие — в роковые времена — Слагают стансы — и идут на плаху. 1914 г.

Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. За “Вечерним альбомом” последовали еще два сборника стихов: “Волшебный фонарь” (1912г.) и “Из двух книг» (1913г.) Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. За “Вечерним альбомом” последовали еще два сборника стихов: “Волшебный фонарь” (1912г.) и “Из двух книг» (1913г.)

Милый читатель! Смеясь, как ребёнок, Весело встреть мой волшебный фонарь. Искренний смех твой, да будет он звонок И безотчётен, как встарь. Все промелькнут в продолжении мига: Рыцарь, и паж, и волшебник, и царь… Прочь размышленья! Ведь женская книга — Только волшебный фонарь! Милый читатель! Смеясь, как ребёнок, Весело встреть мой волшебный фонарь. Искренний смех твой, да будет он звонок И безотчётен, как встарь. Все промелькнут в продолжении мига: Рыцарь, и паж, и волшебник, и царь… Прочь размышленья! Ведь женская книга — Только волшебный фонарь! (1912)

Началась война, и Эфрон попытался записаться на фронт добровольцем. Его не взяли: медкомиссия видит на легких следы туберкулезного поражения, и тогда он отправляется на фронт на санитарном поезде. Потом ему удалось поступить в юнкерское училище. После революции Сергей воевал на стороне Белой Армии. Два года Марина ничего не слышала о муже, и не знала даже, жив ли он.

М. Цветаева: «Если вы живы, если мне суждено еще раз с вами увидеться, – слушайте! Когда я Вам пишу. Вы – есть, раз я Вам пишу! Если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака...». М. Цветаева: «Если вы живы, если мне суждено еще раз с вами увидеться, – слушайте! Когда я Вам пишу. Вы – есть, раз я Вам пишу! Если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака...».

И что тому костер остылый, И что тому костер остылый, Кому разлука -- ремесло! Одной волною накатило, Другой волною унесло. Ужели в раболепном гневе За милым поползу ползком -- Я, выношенная во чреве Не материнском, а морском! Кусай себе, дружочек родный, Как яблоко -- весь шар земной! Беседуя с пучиной водной, Ты всe ж беседуешь со мной.

Подобно земнородной деве, Подобно земнородной деве, Не скрестит две руки крестом -- Дщерь, выношенная во чреве Не материнском, а морском! Нет, наши девушки не плачут, Не пишут и не ждут вестей! Нет, снова я пущусь рыбачить Без невода и без сетей! Какая власть в моем напеве, -- Одна не ведаю о том, -- Я, выношенная во чреве Не материнском, а морском.

Такое уж мое именье: Такое уж мое именье: Весь век дарю -- не издарю! Зато прибрежные каменья Дробя, -- свою же грудь дроблю! Подобно пленной королеве, Что молвлю на суду простом -- Я, выношенная во чреве Не материнском, а морском. 13 июня 1920

Вчера еще в глаза глядел, Вчера еще в глаза глядел, А нынче -- всe косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, -- Все жаворонки нынче -- вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: "Мой милый, что тебе я сделала?!" И слезы ей -- вода, и кровь -- Вода, -- в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха -- Любовь: Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая... И стон стоит вдоль всей земли: "Мой милый, что тебе я сделала?" Вчера еще -- в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, -- Жизнь выпала -- копейкой ржавою! Детоубийцей на суду Стою -- немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу: "Мой милый, что тебе я сделала?"

Спрошу я стул, спрошу кровать: Спрошу я стул, спрошу кровать: "За что, за что терплю и бедствую?" "Отцеловал -- колесовать: Другую целовать", -- ответствуют. Жить приучил в самом огне, Сам бросил -- в степь заледенелую! Вот что ты, милый, сделал мне! Мой милый, что тебе -- я сделала? Всe ведаю -- не прекословь! Вновь зрячая -- уж не любовница! Где отступается Любовь, Там подступает Смерть -- садовница.

Само -- что дерево трясти! -- Само -- что дерево трясти! -- В срок яблоко спадает спелое... -- За всe, за всe меня прости, Мой милый, -- что тебе я сделала! 14 июня 1920

Цикл «Две песни» был составлен Мариной Цветаевой в 1940-м году из стихотворений, написанных двадцатью годами раньше (13 и 14 июля 1920г.) Первое стихотворение открывается характеристикой разлуки как угасание любовного огня в сердце героя. Угасание пламени знаменует собой разрушение «единства сидящих у костра». Героиня М. Цветаевой лишает своего возлюбленного ореола исключительности. появляется указание на два типа женщин, которые ведут себя диаметрально противоположно, будучи оставленными своими возлюбленными. Цикл «Две песни» был составлен Мариной Цветаевой в 1940-м году из стихотворений, написанных двадцатью годами раньше (13 и 14 июля 1920г.) Первое стихотворение открывается характеристикой разлуки как угасание любовного огня в сердце героя. Угасание пламени знаменует собой разрушение «единства сидящих у костра». Героиня М. Цветаевой лишает своего возлюбленного ореола исключительности. появляется указание на два типа женщин, которые ведут себя диаметрально противоположно, будучи оставленными своими возлюбленными.

Земному, мещанскому существованию героиня предпочитает страстную творческую морскую жизнь (существование после смерти), при которой только и возможно органическое сочетание творческих и любовных порывов. Земному, мещанскому существованию героиня предпочитает страстную творческую морскую жизнь (существование после смерти), при которой только и возможно органическое сочетание творческих и любовных порывов. Второй текст цикла, как и первый, построен на системе противопоставлений. «Вчера», когда герои любили друг друга, противопоставлено «нынче», где героиня любит, а герой уже разлюбил. Движение лирического сюжета проявляется в стихотворении усилением мотива страдания героини за счет сравнения ее с детоубийцей.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.