Урок литературы «Творчество Марины Цветаевой»
Пояснительная записка к презентации
Цели урока:
- познакомить обучающихся с личностью и творчеством Марины Цветаевой;
- развивать у учащихся способность погружаться в художественный мир поэта;
- воспитывать любовь к родине, к родному слову.
I. Сообщение с опорой на презентацию "Биография М.Цветаевой" (индивидуальное задание).
II. Творческое задание.
- Подберите слова, сходные по звучанию с именем и фамилией – Марина Цветаева. Какие ассоциации возникают? Основываясь на ваших ассоциациях, напишите синквейн или диаманту о Марине Цветаевой.
Чтение творческих работ.
III. Лекция.
(сл.2) «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: Душа – есть всё – всюду – вечно». (М.Цветаева. Слово о Бальмонте)
Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая её первооснов. У Цветаевой всего в избытке, сверх меры: сверхэмоциональность, сверхчувствительность, сверхумудрённость. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной атмосфере Серебряного века. Поэтическое своеобразие Цветаевой сложилось быстро, хотя и не сразу. «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь», - говорила она. (сл. 3)
Итак, Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года, в ночь на Иоанна Богослова (сл.4)
Рябина навсегда вошла в её творчество как символ. Символ чего? (пылающая и горькая, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже горькой)
Условно выделяется 3 этапа творчества М.Цветаевой (сл.5)
1. 1910-1922 – Цветаева в России
2. 1922-1939 – Цветаева в эмиграции
3. 1939-1941 – Цветаева в СССР – трагическое молчание
(сл.6) В I период было издано 4 сборника: «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Из двух книг», «Вёрсты».
«Вечерний альбом» - мир первых впечатлений, мир первой любви. Счастливое и гармоничное приятие мира во всём его богатстве. Сборник не затерялся среди множества выпускаемых в то время произведений. Его заметили В.Брюсов, Н.Гумилёв, М.Волошин. Эти первые стихи, возможно, были ещё незрелыми, но искренность и талантливость юного поэта отмечали многие. А М.Волошин написал Цветаевой восторженный отзыв в стихах: (сл. 7)
В сб. «Юношеские стихи» (который, впрочем, не был издан) Цветаева вполне осознанно пишет о себе как о поэте (слово поэтесса ни Цветаева, ни Ахматова не любили) (сл.8)
Постепенно круг тем становится шире: тема поэзии, тема войны, тема любви. Часты резкие, вызывающие интонации. Это уже не монологи поэта, а попытка завязать диалог с читателем.
(сл.9) В сб. «Вёрсты» Цветаева осознаёт себя московским поэтом. Тема Москвы врывается с шумом улиц, с голосом истории.
В предреволюционной лирике М. Цветаевой чувствуется неизбежность перемен, но наступившие перемены больно бьют по Цветаевой: разлука с мужем, смерть от голода младшей дочери Ирины, бытовая неустроенность. В новом названии страны – РСФСР – она услышала нечто ужасное, страшное и жестокое, и заявила, что она не может жить в стране, состоящей из одних согласных.
В 1922 г. Она покинула Родину, уже сложившимся поэтом: со своими темами, со своими интонациями.
(сл.10) Основополагающие принципы Цветаевской поэтики:
- Особая лирическая экспрессия;
- Отъединённость поэтического «я» от стихии обыденности;
- Отнесение себя к категории «поэтов без истории».
В эмиграции Цветаева не прижилась, были значительные расхождения между нею и влиятельными эмигрантскими кругами. «Ни к какому поэтическому или политическому направлению не принадлежала и не принадлежу». Всё чаще её стихи отвергались русскими газетами и журналами. «В здешнем порядке вещей Я не порядок вещей. Там бы меня не печатали – и читали, здесь меня печатают и не читают». Стихотворение «Тоска по родине» стало классическим выражением эмигрантской ностальгии Цветаевой (сл.11)
В 1939 году М.Цветаева вернулась на родину, которая встретила её семью неприветливо: через 2 месяца арестовали дочь Алю (Ариадну), через некоторое время С.Эфрона. Цветаева с несовершеннолетним сыном остаются без средств к существованию.
Начинается Великая Отечественная война. Эвакуация с сыном в небольшой городок Татарии Елабуг. Последние 2 года почти ничего не пишет, занимается переводами. У Марины не было больше Сергея: расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…
31 августа 1941 г., в свою любимую рябиновую пору, она покончила жизнь самоубийством.
IV. Просмотр видеофрагмента фильма "Марина ЦВЕТАЕВА.Настанет свой черед.."
Творчество Цветаевой
PPTX / 2.39 Мб
Д/З: 1. Устное сочинение "Роль Цветаевой в русской поэзии"
2. Чтение стихотворений М.Цветаевой.
Использованные ресурсы:
1. http://diplomba.ru/work/93718
2. http://studbooks.net/768245/literatura/1910_1922_tsvetaeva_rossii
Кирилл Александрович Ш.