12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Владимировна Кучмина9679
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ им. Г.И.Марчука р.п.Духовницкое Саратовской области", классный руководитель.
Россия, Саратовская обл., Духовницкое
17

Урок «Творчество Марины Цветаевой»



Цели урока:

  • познакомить обучающихся с личностью и творчеством Марины Цветаевой;
  • развивать у учащихся способность погружаться в художественный мир поэта;
  • воспитывать любовь к родине, к родному слову.

 

Ход урока

I.                Сообщение с опорой на презентацию "Биография М.Цветаевой" (индивидуальное задание).

 

II.               Творческое задание.

- Подберите слова, сходные по звучанию с именем и фамилией – Марина Цветаева. Какие ассоциации возникают? Основываясь на ваших ассоциациях, напишите синквейн или диаманту о Марине Цветаевой.

Чтение творческих работ.

III.                Лекция.

(сл.2) «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: Душа – есть всё – всюду – вечно». (М.Цветаева. Слово о Бальмонте)

Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая её первооснов. У Цветаевой всего в избытке, сверх меры: сверхэмоциональность, сверхчувствительность, сверхумудрённость. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной атмосфере Серебряного века. Поэтическое своеобразие Цветаевой сложилось быстро, хотя и не сразу. «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь», - говорила она. (сл. 3)

Итак, Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года, в ночь на Иоанна Богослова (сл.4)

Рябина навсегда вошла в её творчество как символ. Символ чего? (пылающая и горькая, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже горькой)

Условно выделяется 3 этапа творчества М.Цветаевой (сл.5)

1.      1910-1922 – Цветаева в России

2.      1922-1939 – Цветаева в эмиграции

3.      1939-1941 – Цветаева в СССР – трагическое молчание

(сл.6) В I период было издано 4 сборника: «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Из двух книг», «Вёрсты».

«Вечерний альбом» - мир первых впечатлений, мир первой любви. Счастливое и гармоничное приятие мира во всём его богатстве. Сборник не затерялся среди множества выпускаемых в то время произведений. Его заметили В.Брюсов, Н.Гумилёв, М.Волошин. Эти первые стихи, возможно, были ещё незрелыми, но искренность и талантливость юного поэта отмечали многие.  А М.Волошин написал Цветаевой восторженный отзыв в стихах: (сл. 7)

В сб. «Юношеские стихи» (который, впрочем, не был издан) Цветаева вполне осознанно пишет о себе как о поэте (слово поэтесса ни Цветаева, ни Ахматова не любили) (сл.8)

Постепенно круг тем становится шире: тема поэзии, тема войны, тема любви. Часты резкие, вызывающие интонации. Это уже не монологи поэта, а попытка завязать диалог с читателем.

(сл.9) В сб. «Вёрсты» Цветаева осознаёт себя московским поэтом. Тема Москвы врывается с шумом улиц, с голосом истории.

В предреволюционной лирике М. Цветаевой чувствуется неизбежность перемен, но наступившие перемены больно бьют по Цветаевой: разлука с мужем, смерть от голода младшей дочери Ирины, бытовая неустроенность. В новом названии страны – РСФСР – она услышала нечто ужасное, страшное и жестокое, и заявила, что она не может жить в стране, состоящей из одних согласных.

В 1922 г. Она покинула Родину, уже сложившимся поэтом: со своими темами, со своими интонациями.

(сл.10) Основополагающие принципы Цветаевской поэтики:

  •  Особая лирическая экспрессия;
  •  Отъединённость поэтического «я» от стихии обыденности;
  •  Отнесение себя к категории «поэтов без истории».

В эмиграции Цветаева не прижилась, были значительные расхождения между нею и влиятельными эмигрантскими кругами. «Ни к какому поэтическому или политическому направлению не принадлежала и не принадлежу». Всё чаще её стихи отвергались русскими газетами и журналами. «В здешнем порядке вещей Я не порядок вещей. Там бы меня не печатали – и читали, здесь меня  печатают и не читают». Стихотворение «Тоска по родине» стало классическим выражением эмигрантской ностальгии Цветаевой (сл.11)

В 1939 году М.Цветаева вернулась на родину, которая встретила её семью неприветливо: через 2 месяца арестовали дочь Алю (Ариадну), через некоторое время С.Эфрона. Цветаева с несовершеннолетним сыном остаются без средств к существованию.

Начинается Великая Отечественная война. Эвакуация с сыном в небольшой городок Татарии Елабуг. Последние 2 года почти ничего не пишет, занимается переводами. У Марины не было больше Сергея: расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…

31 августа 1941 г., в свою любимую рябиновую пору, она покончила жизнь самоубийством.

IV. Просмотр видеофрагмента фильма "Марина ЦВЕТАЕВА.Настанет свой черед.." 


Творчество Цветаевой
PPTX / 2.39 Мб

 
Д/З: 1. Устное сочинение "Роль Цветаевой в русской поэзии"
        2. Чтение стихотворений М.Цветаевой.

Использованные ресурсы:


1. http://diplomba.ru/work/93718

2. http://studbooks.net/768245/literatura/1910_1922_tsvetaeva_rossii

 

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (1)

Кирилл Александрович Ш., 11.04.19 в 07:20 0Ответить Пожаловаться
Замечательный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.