Технологическая карта урока литературное чтение «Творчество Марины Ивановны Цветаевой» (4 класс)

0
1
Материал опубликован 10 February 2017 в группе

 Технологическая карта урока литературное чтение

«Творчество Марины Ивановны Цветаевой»
 

Разработал

учитель начальных классов

МАОУ Школа №97 городского округа г. Уфа

Лопатина Маргарита Дмитриевна



 

г. Уфа-2016 г.


 

Технологическая карта урока литературное чтение

Класс: 4  

Учебник: Климанова Л. Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение часть 2

 Тема: Творчество Марины Ивановны Цветаевой

Тип урока: Закрепление и обобщение

Цели урока: 

- вспомнить с обучающимися основные этапы жизни М.И. Цветаевой;

- определять специфические особенности стихотворного текста;

- развивать умение находить средства художественной выразительности.

Планируемый результат:  

Предметные умения:

определять тему прочитанного стихотворения;

понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства;

составлять собственные синквейны;

выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Личностные: развитие самостоятельности. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 Метапредметные результаты:

Регулятивные: овладеет способностью принимать и сохранять цели из задачи учебной деятельности поиска средств, ее осуществления; формирование умения понимать успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Познавательные: приобретет начальный опыт применения знаний для решения познавательных и учебно-практических задач.

Коммуникативные: работает в парах и самостоятельно, оценивает свои умения.

Материалы к уроку: учебник Климанова Л. Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение часть 2

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, нам нужно настроиться на урок, для этого мы с вами прочитаем магическое заклинание.

Я буду учиться.

Не буду лениться.

Я буду читать, размышлять,

О многом из книг узнавать.

Ученики повторяют за учителем.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Речевая разминка. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

Упражнения для интонации:

Скороговорка:

Проверка домашнего задания.

- Для того чтобы правильно, красиво и быстро читать мы проведем с вами речевую разминку.

Та – та – та – у нас дома чистота.

Лу – лу – лу - стол стоит в углу.

Фет – фет – фет – съели килограмм конфет.

Ща – ща – ща – мы несем домой леща.
Са – са – са – в лесу бегает ___________.

оч – оч – оч – наступила ________.

Жу – жу – жу - молоко дадим _________. 

Завтра начинаются каникулы.

Мы завтра пойдём в кино.

Мама ушла в гости.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!

Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки»

 

Открытие нового знания

- Ребята, на доске висит портрет известной поэтессы. Как её зовут?

- На прошлом уроке мы уже познакомились с её биографией, давайте вспомним некоторые моменты и отгадаем кроссворд.

В каком городе родилась Цветаева? (Москва)

Как звали её мужа? (Эфрон)

Продолжите название её первого альбома «… альбом»

Во сколько лет она начала писать первые стихи? (шесть)

Как звали дочь поэтессы? (Ариадна)

В каком городе Марина провела большую часть своего детства? (Таруса)

Сколько Цветаевой было лет, когда вышел её первый альбом? (16)

Один из языков на котором Марина Ивановна писала стихи? (французский)

В каком месяце она родилась? (сентябрь)

- Мы продолжаем путешествие по поэтической тетради «Мне вспомнились детства далекие годы» и по творчество Марины Цветаевой.

 26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева  родилась дочь Марина.

                                                                                   

Красною кистью

Рябина  зажглась.

Падали листья.

Я родилась.


 

Спорили сотни                                

Колоколов                                

День был субботний:                                  

Иоанн  Богослов.


 

Мне и доныне                                  

Хочется грызть                                

Жаркой рябины                                

Горькую кисть.

Отец, Иван  Владимирович  Цветаев – был выходец из семейства священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке  став профессором-искусствоведом и филологом.

  Мать, Мария  Александровна  Мейн – талантливая, владевшая четырьмя языками, одарённая пианистка, открывшая перед детьми, а их у Цветаевых было трое, чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги. Но её талант распространился только на свою семью.

Детство Марины протекало в старинном городке Тарусе на Оке. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А уже, будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила на личные деньги свой первый сборник – «Вечерний альбом».

Это было в 1910 году. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики великих мастеров и требовательных знатоков стиха. Ее юношеские стихи поражают искренностью, они плавны, напевны, легко запоминаются.

Зимой  1911 гг. Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) приглашают провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где Марина Ивановна  знакомится  со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном.

 У Марины Ивановны родилось трое детей: старшая Ариадна, младшая Ирина и сын - Георгий.

- Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».

- Вся ее жизнь стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта. Она гордо считала себя счастливой.

-  Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года, оставив  значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Настоящее в искусстве не умирает.

- Это Марина Ивановна Цветаева

Физминутка

Видеозарядка

 

Закрепление новой темы

Выразительное чтение учителем стихотворения М.И.Цветаевой “Бежит тропинка с бугорка” (стр.147).

Первичное восприятие.

- Ребята, что вы увидели, что услышали?

- Как вы думаете, что чувствовал автор, когда писал стихотворение?

– Какими чувствами наполнено стихотворение?

– О чем вспоминает автор?

Закройте глаза и представьте картины природы, которые рисовались вашему взору при прослушивании.

– Какими красками описал художник скромный пейзаж? Почему?

Словарная работа.

– Как понимаете значение этих слов и выражений? Подберите более точные слова для объяснения.

Рай – место жизни безгрешных людей после смерти

Закаты – заход солнца

Шпаги – холодное оружие

Бежит тропинка – сравнение

Был замком царственный сарай – сравнение

Сонно-тяжело качаются мальвы – сравнение, название цветов.

Первичное чтение учащимися.

– О чем М. Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? – Прочитайте.

– О чем грустит? – Прочитайте.

– Какие сравнения использует автор? Для чего?

– Определите глаголы. В каком времени они употреблены. – Докажите!

– Как они влияют на ваше эмоциональное состояние?

Повторное самостоятельное чтение.

(Не забывайте делать паузы в зависимости от смысла читаемого текста. Читайте неторопливо, мелодично, используя изученные приемы на развитие дыхания, дикции. Используйте, но не злоупотребляйте мимикой, жестами).

Проверка выразительного чтения стихотворения (чтение стоя).

– Что это небольшое стихотворение рассказало вам об авторе?

– А есть ли у вас, ребята, любимые уголки природы? – прослушивание рассказов.

Анализ стихотворения.

- Послушайте стихотворение и скажите, о каком оно месте?

1. Чтение стихотворения учителем.

- Какие картины счастливого детства вспоминает поэт Цветаева много  лет спустя? Прочитайте.

- Читаем выразительно стихотворение.

- Что значит, читать выразительно? (Повторяют правило выразительного чтения).

ПРАВИЛО   ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО   ЧТЕНИЯ

Представить в своём воображении то, о чём читаешь.

Выбрать правильный тон.

Выбрать правильный темп.

Правильно расставлять логическое ударение, паузы.

Выразить своё отношение к воображаемому.

2. Чтение детьми.

- Прежде всего, автору вспоминается тропинка, которая вывела ее в мир взрослости. Какой она видится автору?

- Какие слова говорят о спокойствии, безмятежности?

- Какое настроение вызывают эти строки?

Как читать такие строки громко - тихо, быстро - медленно?

- Какие изобразительные средства использует поэт, чтобы точнее передать эту картину?

- Прочтем 2 поэтическую строфу.

- Ребята, а что же такое строфа? (Это сочетание некоторого количества стихов (стихотворных строк), которое составляет смысловое, синтаксическое и ритмическое единство.)

- Какой вид строфы в этом стихотворении?

Чтение второй строфы.

- Звон, каких колоколов услышала поэтесса?

- О чем поют эти колокола?

- А как это «спешат удары за ударом»?

Быть может, такой была мелодия безвозвратно ушедшего детства?

- Что называет раем в стихотворении? Что такое рай? Почему рай - и утро, и полдень, и закаты?

- Что такое шпаги? (слайд) - холодное оружие. Почему лопаты - шпаги?

Чем представлялся сарай? Почему?

-Как будем читать 3 строфу? 

- Изменится ли интонация при чтении заключительной строфы? Как? Почему?

-Какие слова помогают читателю прочувствовать мир утрат взрослого человека? Как прочитать? Какие слова непонятны?

Слайд (Мальвы - травянистое высокое растение с крупными яркими цветами).

- Только ли о чувствах утраты поведала поэт Цветаева? Перечитайте.

- Что остается у человека из детства?

-Есть ли название у стихотворения? Как озаглавливаем, если нет заголовка?

Какое название дали бы вы?

Работа над стихотворением «Наши царства»

Какие чувства наполнили вас, услышав это стихотворение?

Какой период описан в стихотворении поэтессой?

Какие мысли выразила М.Цветаева в стихотворении?

Далее, учитель дает задание прочитать стихотворение самостоятельно и поработать с ним.

Прочитайте стихотворение М. И. Цветаевой «Наши царства».

Отметьте для себя неясные, непонятные места в стихотворении, попробуйте сформулировать вопросы по тексту.

В то время, когда дети формулируют свои вопросы к стихотворению, учитель проходит, читает эти вопросы, индивидуально работает с учеником – прорабатывают данный вопрос. Наиболее удачные вопросы появляются на доске.

На доске появляются вопросы (приблизительно такие):

Кому принадлежат владенья?

Какое время года здесь описывает поэтесса?

Какое время суток описывает в стихотворении Цветаева?

Какой жанр напоминает это произведение?

Какие элементы сказки есть в стихотворении?

В чем смысл стихотворения?

Вот наиболее удачные вопросы. К ответам на них, мы подойдем в процессе работы над стихотворением.

Теперь учитель предлагает это стихотворение прочитать наиболее готовым учащимся.

А теперь давайте вместе рассмотрим стихотворение «в целом», попробуем вместе понять и насладиться слогом поэтессы, увидеть образ ее детства, понять ее ранимую душу через стихотворение.

Как вы считаете, почему стихотворение названо «Наши царства»?

О каких царствах идет речь?

Прочитайте первую строфу. (Ребенок читает.)

О каком уголке идет речь?

Это место существовало на самом деле или это выдуманный автором уголок?

Действительно, у Марины и ее любимой младшей сестры Анастасии, о которых и идет речь в стихотворении, такие царства были на самом деле. Девочки туда бежали с радостью. Автор упоминает о волшебстве этого места, которое становится царством с приходом девочек. Здесь они наслаждаются природой, отдыхают душой.

Найдите в стихотворении строчки, которые говорят об этом чуде.

Ребенок читает вторую строфу.

Почему Марина Цветаева называет девочек феями?

Чем наслаждаются феи в своем царстве?

А взрослые видят те чудеса, которыми восхищается поэтесса?

Найдите строчки, которые это подтверждают. (Дети читают третью строфу.) Слайд 10.

Как взрослые реагируют на девочек?

Почему «на фею нужен глаз»?

О каком периоде своей жизни рассказывает М.Цветаева?

Прочитайте четвертую строфу и найдите фразу – подтверждение того, что Цветаева счастлива в периоде детства. Слайд11.

Какое время автор считает подходящим для чудес?

В этом «царстве свободы от взрослого глаза», чем девочки занимаются?

Прочитайте последнее четверостишие. Слайд 12.

Что происходит с феями к концу дня?

Докажите, что феи не хотят возвращаться во взрослый мир.

Какие интонации необходимо передать при чтении стихотворения? (Восторг, восхищение, игривость, наслаждение, недоумение, сожаления, свободолюбие…)

Попробуйте прочитать стихотворение, где надо вставив необходимую интонацию. (Дети читают жужжащим чтением, 2-3 ученика читают вслух).

Давайте вернемся к тем вопросам, которые вы составили.

На все ли вопросы мы получили ответы?

 

- О городе Тарусе на Оке, в котором Марина Цветаева провела детство.

Ответы детей.

- Сонные луга, лениво движется Ока.

- Грусть, спокойствие, задумчивость.

- Олицетворение - бежит тропинка, эпитет - сонными лугами, лениво движется.

- Четверостишие

- Колокола детства

- Год за годом уходят.

- Замком царственным. Все было любимым.

- С любовью, тихой радостью.

- Жизнь идет, время не стоит на месте.

- Куда, какую, что.

- Это теплые воспоминания, которые мы зовем любовью к дому, к Родине.

Ученики придумывают название.

Домашнее задание

Рефлексия

Написание синквейна.

Например:

Детство.
Веселое, счастливое.
Играть, веселиться, расти.
Лучшее время в жизни.
Радость.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный урок.

12 February 2017

Ответ #14627 был удален 12 February 2017