Итоговое занятие по теме: «Ориентация во времени и пространстве»
Итоговое занятие по теме: «Ориентация во времени и пространстве»
Тема: «Зима»
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их;
Знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;
Приобщать детей к русской национальной культуре;
Развивать способности наблюдать, строить предложения, делать выводы;
Воспитывать чувство любви к родной природе;
Способствовать развитию общей и мелкой моторики;
Развивать познавательный интерес, воспитывать устойчивое внимание и наблюдательность.
( Звучит музыка «Времена года», дети забегают.)
Учитель:
Белый снег пушистый (дети бегают врассыпную)
В воздухе кружится (крутятся)
И на землю тихо падает ложится (приседают)
Вот подул ветерок, полетел беленький снежок (тихо бегают)
Снег на крыше, на заборе
На деревьях и кустах (садятся на стульчики)
Снег кругом лежит, блестит
На дворе мороз
Вьюга с метелью гуляет
Когда это бывает? (зимой)
Сколько месяцев у зимы? Назовите их.
В декабре, в декабре всё в серебре. Почему мы так говорим? (Потому что снег лежит на ветках деревьев, на заборе, крышах – везде и блестит на солнце)
Назовите явления и признаки зимы. (Морозно, холодно, идёт снег, дует холодный ветер, замёрзла земля, вода)
Мы знаем, что зимой день становится короче, а ночь..? (длиннее)
Загадка: Все его боятся, может он кусаться.
Прячьте щёки, уши, нос…
Ведь на улице …? (мороз)
Почему, ребята, говорят: «в зимний холод, всякий молод!» (Потому что, когда люди замерзают они начинают прыгать, похлопывают себя по бокам, как молодые. Оттого мы так и говорим «В зимний холод всякий молод.»)
Физминутка: Вот и мы говорим морозу
Не боимся мы угроз,
Нам не страшен злой Мороз.(прыгают, хлопают руками по бокам,
ногами)
Декабрь весёлый месяц зимы. Можно кататься … на чём?
Играть в какие игры) Лепить кого?
Загадка: Человек он не простой
Появляется зимой
А весною исчезает
Потому что быстро тает.
Скажите из какого снега можно вылепить снеговика?
А почему не из сухого?
Скажите, утром можно вылепить снеговика? Почему?
Загадка: Кружит снег она вдоль улиц
Словно перья белых куриц.
Воет страшно вью – вью – у –у – у
Зимушки-зимы подруга
Ну конечно, это …(вьюга)
Правильно это вьюга, это когда идёт снег, дует сильный ветер, свистит завывает – это вьюга.
Ребята, каким праздником заканчивается месяц декабрь? (Новый год)
(украшение ёлки)
А на Новый год мы всегда наряжаем …? (ёлку) вот и мы с вами нарядим нашу ёлку. Чем наряжают ёлку. (игрушками) Игрушки находятся в коробочке. Чтобы её открыть нам надо вспомнить геометрические фигуры. (На боковых сторонах коробки вырезаны отверстия. Дети должны найти соответствующие геом. фигуры и закрыть отверстия, после чего коробка откроется.)
А теперь приступаем к украшению ёлки.
Найдите фигуру, состоящую из: овалов (пирамидка), кругов (снеговик) и т.д.
Вот мы и украсили нашу ёлку, встретили Новый год и проводили первый месяц зимы.
(рисование снега с помощью муки, цветные льдинки)
Открываем календарь
Начинается январь
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крыльце,
На заборе и на речке.
Отгадайте, какой я месяц!
Ребята, давайте с вами нарисуем снег, но рисовать будем необычно, с помощью клея и муки.
Все подойдите к столу, возьмите клей и сделайте точки на картоне. Вот так. (Показ учителя.)
А теперь на эти точки насыпаем руками муку. Вот так. Все выполнили задание? Хотите, посмотреть, что получилось?
Ребята отгадайте загадку
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (Лёд)
Почему зимой вода замерзает?
В какое время года морозно?
Правильно, лёд. А давайте превратим в лёд, цветную воду, для этого выберите свой любимый цвет и закрасьте свою воду, а теперь выльем цветную воду в формы и попросим Зимушку-зиму заморозить нашу цветную воду.
«Зима»
Оборудование: на доске лист бумаги, домик, ёлочка, поляна (коричневыйй овал), муравейник (серый треугольник).
Дети выбирают предметные картинки и походу рассказа прикрепляют свои картинки..
Давайте мы вместе с вами сочиним сказку про Зимушку. Все встали и подошли к доске: девочки становятся слева, мальчики - справа.
«У леса на опушке жила Зима в избушке. Избушка её стояла в правом верхнем углу. Однажды проснулась Зима ранёхенько, умылась белёхенько, оделась потеплее и пошла посмотреть на свой лес. ( на доске две девочки: одна одета в летнюю оджду , а другая в зимнюю) Выберите которая из них зима. Почему вы её выбрали?
Шла она по правой боковой стороне. Повторите, где она шла.
Когда дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую ёлочку. Где она увидела ёлочку? Взмахнула Зима правой рукой и засыпала ёлочку снегом.
Повернула Зима на середину леса. Здесь была большая поляна. Где находилась поляна? Взмахнула Зима руками и засыпала всю поляну снегом.
Повернула Зима в левый нижний угол и увидела муравейник. Что такое муравейник? На какую геометрическую фигуру он похож?
Взмахнула Зима левой рукой, и покрыла муравейник снегом.
Пошла Зима вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать.»
Интересная сказка получилась?
А теперь садимся и встречаем последний месяц зимы.
Февраль – последний месяц зимы, самый короткий.
Давайте послушаем стихотворение об этом месяце (читает ребёнок)
«Дует ветер в феврале
Воют в трубах громко
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка и действительно в старину февраль называли «снеговеем», так как в этом месяце часто дует сильный ветер, метёт позёмка, завывают вьюги.
В феврале день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, чувствуется приближение весны, но ещё стоят морозы. Ребята, а какую пословицу вы знаете.
«В феврале два друга – мороз да вьюга»
Давайте выложим узоры, которыми мороз расписывает окна.
Дети складывают «снежинки» из частей.
Ильина Оксана Геннадьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Татьяна Александровна