12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Терентьева Людмила Васильевна32

Занятие – проект                               

тема:      «Зимняя жизнь животных»       

Цели и задачи занятия:

1. Познакомить учащихся со способами адаптации животных к холоду, обогатить словарный запас, учить работать со справочной литературой, переводить образное представление в изобразительную и текстовую информацию, учить целеполаганию, работе в группах

2. Учить овладению приемам взаимообучения и исследовательской деятельности

3. Развивать творческие способности, логическое мышление, речь.

     Психологический настрой

Наконец - то дан  звонок,

Начинается   урок!

Тут  затеи  и  кроссворды,

Игры ,  шутки -  всё для вас!

Пожелаем  вам   удачи

За работу, в добрый час!

     Определение темы занятия

- Определите, о каком времени года говорится в отрывках из стихотворений? (звучат стихи, на доске «появляется» картина с изображением зимнего пейзажа)

Зашумела, разыгралась в поле непогода,
Принакрыласъ белым снегом гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась, не осталось следу,
Поднялась метель и вьюга, не видать и свету

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт,
Не вода уже, а лёд!
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.

 Музыкальная заставка, учитель раздаёт «секреты», где спрятано «имя» для каждого ученика — название животного

Учитель:

- Однажды в студёную зимнюю пору

Я из дому вышла.

Был сильный мороз.

  Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно в спокойствии чинном,

    Лошадку ведёт под уздцы мужичок...


Разговорились о житье — бытье,  о долгой зиме,

И с кем он повстречался в лесной тишине?

 (загадки)

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой! (дятел)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её       (сорока)

-   Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,

                С первым снегом на рябине

                 Он появится опять,   (снегирь)-Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам -
Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом (белка)

-   Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтёт, белого найдёт.     (заяц, лиса)

Учитель:

  • Посмотрите на коллаж и попытайтесь определить тему урока.

 Сегодня на занятии мы узнаем о жизни животных зимой. Снова  настал познания миг
Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир, Таинственный мир природы. (Учитель в образе Зимы)

 Я - Зима. Хочу узнать, как вы выживаете, когда я владею временем? Как вы справляетесь с холодом и холодом? Давайте познакомимся.

Игра «Вот я, вот я превращаюсь в_ (все одновременно читают свои

«секретики»)

         Определение цели занятия через проблемную ситуацию

- А как же вам живётся, не замёрзли ли вы в эту суровую пору?
(фронтальный опрос)

- Ответы получились разные. Почему? Определите в группах, какова цель нашего
занятия? (работа в группах, ответы: «Как разные животные приспосабливаются к

холоду?»)

   Творческое представление

- Внимание, внимание!

  Первое задание:

  Через маску и рисунок,

  Через песню и следы,

  Через пластику, загадку Расскажи-ка, кто есть ты?

Творческое представление себя через мимику, рисунок, песню, следы, звуки, загадку, плакат, стихотворение, пластику, жесты, движения. Главное - не повторять друг друга. (Подготовка и фронтальный опрос)






 Презентация  костюма через обобщение опыта и исследовательскую   деятельность

 С приходом зимы изменилась вся ваша жизнь. Я, Зима, приготовила для вас много трудностей и испытаний. А как вы приспособились ко мне, как переносите все мои прихоти и капризы? (Обсуждение в группах - 2 минуты, учитель помогает по необходимости, опроса нет)

Слышится песня Колобка, в класс «вкатывается» Колобок. А ты кто такой? Ни шерсти, ни хвоста, ни перьев. Какой - то лысенький  и круглый. Может, вы подскажете?

  • А что ты так дрожишь? Холодно голубчик? Хочешь узнать, как согреться? Ну, тогда слушай!  Лисонька дай  совет колобку                       (надень шубу)    Внимание, внимание! Второе задание! Через 15 минут — презентация зимней шубки:
  • (работать в парах; выбрать по собственному желанию, чью шубку рекламировать; рассказ составить по плану, который есть в группах; использовать собственные знания, опыт, дополнительную литературу, всё, что лежит на столах, висит в гардеробе для создания своей модели.) (Один из пары - модель, другой - комментирует преимущества представляемой модели)- Памятка

-Показ моделей (соблюдая регламент) под музыку. Вывод

- А сейчас обсудите в группах, что является сигналом для изменения густоты шерсти и перьевого покрова у животных? (2 минуты)

  • Выяснили, что сигналом служит, прежде всего, изменение долготы дня, а так же понижение температуры воздуха. Что ещё помогает вам перенести  стужу и холод? (жир)

- Сделайте вывод, что способствует сохранению тепла у животных? На доске появляется запись:

Шерсть               Всё вместе это называется

Воздух                     теплоизоляторами

Жир                            

 Проблемная ситуация - А колобок всё равно мёрзнет! Шубы у него нет, жира нет, ну как же ему согреться? (обсуждения в группах) 

•   Синица - лесные жители, потанцуйте со мной!    (физминутка)

Скачет шустрая синица

Ей на месте не сидится!

Прыг-скок, прыг-скок... Завертелась, как волчок!

 Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку.

И с дорожки - на плетень:

Тири - тири - тень, тень, тень!

- Что чувствуете? Как еще можно согреться? (обсуждения в группах)

- Зайчик дай свой совет колобку!   (попрыгай, побегай и согреешься)

  • Ребята покажите какую позу принимают звери и птицы когда им холодно? Что
    они делают? На что похожа форма их тела (фронтальные ответы)
  • Для чего это нужно? (обсуждения в группах)

     Вывод:

С меньшей поверхности тела - меньше отдача тепла.

Колобок наверно знал об этом, поэтому он и круглый!

•   А что еще спасает вас, животных от холода? (домики)

-игра «Кто куда...?»

(на полу разложить «домики» - нора, дупло, гайно, на снегу, на дереве, в снегу, укрытие, хатка.

Мышь,  крот, лиса, поползень, дятел, сова, белка, лось, волк, рысь, снегирь, заяц, глухарь, куропатка, синица, ворона, воробей, голубь, бобер, ондатра находят свой «домик» и прячутся в него)

- Какой совет дадите колобку?    (построй себе жилище и катись на печку)

•    Почему Зима никогда не видит животных, о которых много слышала? (на доске названия животных + раздать таблицы с карточками + работа в группах)

- Проверка (у доски)

 Задание: Разделите животных на группы в зависимости от того, как они зимуют.

Улетают

Зимуют в

Цепенеют

В

В стадии

в

в теплые

домиках

(температура

зимнем

куколки,

спячке (температура

края


тела =

сне

яиц,

тела -6,7- выше



температуре


личинок

температуры



окружающей



окружающей среды



среды










Названия животных-карточки:

Пчела, еж, комар, бабочка, бурый медведь, змея, божья коровка, коршун, кукушка, суслик, муравей, бурундук, сурок, лягушка, стрекоза, ласточка, рябчик, скворец, ястреб, муха, тля.

Рефлексия

  • Кто  на занятии сделал для себя открытие?
  • На какие вопросы мы смогли ответить? (перечислить способы защиты
    животных от холода зимой)
  • Что помогло нам в работе?
  • На какие вопросы не нашли ответ?  

 

Зима:

Спасибо за интересную встречу, дорогое мое зверье,

Скоро я улечу, поверьте, и не трону ваше жилье!

Чтобы всем вам жилось и пелось,

Чтоб поили вас в зной ручьи...

Вот о чем мне сказать хотелось....

Дайте лапы друзья мои!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.