12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Терентьева Людмила Васильевна32 |
Зимняя жизнь животных
Занятие – проект
тема: «Зимняя жизнь животных»
Цели и задачи занятия:
1. Познакомить учащихся со способами адаптации животных к холоду, обогатить словарный запас, учить работать со справочной литературой, переводить образное представление в изобразительную и текстовую информацию, учить целеполаганию, работе в группах
2. Учить овладению приемам взаимообучения и исследовательской деятельности
3. Развивать творческие способности, логическое мышление, речь.
Психологический настрой
Наконец - то дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и кроссворды,
Игры , шутки - всё для вас!
Пожелаем вам удачи
За работу, в добрый час!
Определение темы занятия
- Определите, о каком времени года говорится в отрывках из стихотворений? (звучат стихи, на доске «появляется» картина с изображением зимнего пейзажа)
Зашумела, разыгралась в поле непогода,
Принакрыласъ белым снегом гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась, не осталось следу,
Поднялась метель и вьюга, не видать и свету
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт,
Не вода уже, а лёд!
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Музыкальная заставка, учитель раздаёт «секреты», где спрятано «имя» для каждого ученика — название животного
Учитель:
- Однажды в студёную зимнюю пору
Я из дому вышла.
Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок...
Разговорились о житье — бытье, о долгой зиме,
И с кем он повстречался в лесной тишине?
(загадки)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой! (дятел)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её (сорока)
- Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять, (снегирь)-Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам -
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом (белка)
- Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт, белого найдёт. (заяц, лиса)
Учитель:
- Посмотрите на коллаж и попытайтесь определить тему урока.
Сегодня на занятии мы узнаем о жизни животных зимой. Снова настал познания миг
Нам пора в дорогу.
Он зовёт нас в загадочный мир, Таинственный мир природы. (Учитель в образе Зимы)
Я - Зима. Хочу узнать, как вы выживаете, когда я владею временем? Как вы справляетесь с холодом и холодом? Давайте познакомимся.
Игра «Вот я, вот я превращаюсь в_ (все одновременно читают свои
«секретики»)
Определение цели занятия через проблемную ситуацию
- А как же вам живётся, не замёрзли ли вы в эту суровую пору?
(фронтальный опрос)
- Ответы получились разные. Почему? Определите в группах, какова цель нашего
занятия? (работа в группах, ответы: «Как разные животные приспосабливаются к
холоду?»)
Творческое представление
- Внимание, внимание!
Первое задание:
Через маску и рисунок,
Через песню и следы,
Через пластику, загадку Расскажи-ка, кто есть ты?
Творческое представление себя через мимику, рисунок, песню, следы, звуки, загадку, плакат, стихотворение, пластику, жесты, движения. Главное - не повторять друг друга. (Подготовка и фронтальный опрос)
Презентация костюма через обобщение опыта и исследовательскую деятельность
С приходом зимы изменилась вся ваша жизнь. Я, Зима, приготовила для вас много трудностей и испытаний. А как вы приспособились ко мне, как переносите все мои прихоти и капризы? (Обсуждение в группах - 2 минуты, учитель помогает по необходимости, опроса нет)
Слышится песня Колобка, в класс «вкатывается» Колобок. А ты кто такой? Ни шерсти, ни хвоста, ни перьев. Какой - то лысенький и круглый. Может, вы подскажете?
- А что ты так дрожишь? Холодно голубчик? Хочешь узнать, как согреться? Ну, тогда слушай! Лисонька дай совет колобку (надень шубу) Внимание, внимание! Второе задание! Через 15 минут — презентация зимней шубки:
- (работать в парах; выбрать по собственному желанию, чью шубку рекламировать; рассказ составить по плану, который есть в группах; использовать собственные знания, опыт, дополнительную литературу, всё, что лежит на столах, висит в гардеробе для создания своей модели.) (Один из пары - модель, другой - комментирует преимущества представляемой модели)- Памятка
-Показ моделей (соблюдая регламент) под музыку. Вывод
- А сейчас обсудите в группах, что является сигналом для изменения густоты шерсти и перьевого покрова у животных? (2 минуты)
- Выяснили, что сигналом служит, прежде всего, изменение долготы дня, а так же понижение температуры воздуха. Что ещё помогает вам перенести стужу и холод? (жир)
- Сделайте вывод, что способствует сохранению тепла у животных? На доске появляется запись:
Шерсть Всё вместе это называется
Воздух теплоизоляторами
Жир
Проблемная ситуация - А колобок всё равно мёрзнет! Шубы у него нет, жира нет, ну как же ему согреться? (обсуждения в группах)
• Синица - лесные жители, потанцуйте со мной! (физминутка)
Скачет шустрая синица
Ей на месте не сидится!
Прыг-скок, прыг-скок... Завертелась, как волчок!
Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку.
И с дорожки - на плетень:
Тири - тири - тень, тень, тень!
- Что чувствуете? Как еще можно согреться? (обсуждения в группах)
- Зайчик дай свой совет колобку! (попрыгай, побегай и согреешься)
- Ребята покажите какую позу принимают звери и птицы когда им холодно? Что
они делают? На что похожа форма их тела (фронтальные ответы) - Для чего это нужно? (обсуждения в группах)
Вывод:
С меньшей поверхности тела - меньше отдача тепла.
Колобок наверно знал об этом, поэтому он и круглый!
• А что еще спасает вас, животных от холода? (домики)
-игра «Кто куда...?»
(на полу разложить «домики» - нора, дупло, гайно, на снегу, на дереве, в снегу, укрытие, хатка.
Мышь, крот, лиса, поползень, дятел, сова, белка, лось, волк, рысь, снегирь, заяц, глухарь, куропатка, синица, ворона, воробей, голубь, бобер, ондатра находят свой «домик» и прячутся в него)
- Какой совет дадите колобку? (построй себе жилище и катись на печку)
• Почему Зима никогда не видит животных, о которых много слышала? (на доске названия животных + раздать таблицы с карточками + работа в группах)
- Проверка (у доски)
Задание: Разделите животных на группы в зависимости от того, как они зимуют.
Улетают | Зимуют в | Цепенеют | В | В стадии | в |
в теплые | домиках | (температура | зимнем | куколки, | спячке (температура |
края | тела = | сне | яиц, | тела -6,7- выше | |
температуре | личинок | температуры | |||
окружающей | окружающей среды | ||||
среды | |||||
Названия животных-карточки:
Пчела, еж, комар, бабочка, бурый медведь, змея, божья коровка, коршун, кукушка, суслик, муравей, бурундук, сурок, лягушка, стрекоза, ласточка, рябчик, скворец, ястреб, муха, тля.
Рефлексия
- Кто на занятии сделал для себя открытие?
- На какие вопросы мы смогли ответить? (перечислить способы защиты
животных от холода зимой) - Что помогло нам в работе?
- На какие вопросы не нашли ответ?
Зима:
Спасибо за интересную встречу, дорогое мое зверье,
Скоро я улечу, поверьте, и не трону ваше жилье!
Чтобы всем вам жилось и пелось,
Чтоб поили вас в зной ручьи...
Вот о чем мне сказать хотелось....
Дайте лапы друзья мои!