Родительское собрание «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром»
Учитель начальных классов ГБОУ ЛНР ССОШ № 13 Шпак О. А.
Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей. Д.И. Писарев
Задачи собрания: Задачи собрания: Значение эмоций и чувств для формирования полноценной личности. Роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка.
Вопросы для обсуждения: Вопросы для обсуждения: Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций. Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников.
В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально – волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднению в обучении.
Эмоции – это наш способ общения, взаимодействия и контакта с миром и людьми вокруг нас. Эмоции – это наш способ общения, взаимодействия и контакта с миром и людьми вокруг нас.
Эмоции Эмоции положительные: отрицательные: - восхищение - обида - восторг - тревога - радость - страх - веселье - разочарование - любовь - печаль -спокойствие - гнев
Ритуалы, которые нравятся детям: Ритуалы, которые нравятся детям: Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест. Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия. В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для ребенка и родителей. На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым. В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи. Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
Личность и эмоции Младшие школьники очень эмоциональны. Они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать внешние проявления. Они непосредственны и откровенны в выражении радости, печали, страха, удовольствия.
Познавательные процессы (внимание, память, мышление) в ходе учебной деятельности почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые являются самыми главными в ее успешности. В течение длительного времени сохранялось представление о том, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Однако в последнее время есть данные, что и неприятная информация надолго остаётся в памяти человека. Познавательные процессы (внимание, память, мышление) в ходе учебной деятельности почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые являются самыми главными в ее успешности. В течение длительного времени сохранялось представление о том, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Однако в последнее время есть данные, что и неприятная информация надолго остаётся в памяти человека. Исследовалось также влияние эмоциональных состояний человека на процесс развития мышления. Оказалось, что мыслительный процесс невозможен без эмоций. Эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. Даже искусственно вызванные положительные эмоции могут оказать положительное влияние на решение задач. При хорошем настроении у человека наблюдается большее упорство, он решает большее количество задач.
Любому человеку нужно, чтобы его понимали, признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым. Любому человеку нужно, чтобы его понимали, признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым. Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть эмоционально спокоен? В первую очередь, он спокоен и счастлив тогда, когда среда, в которой ребёнок живет, является благоприятной для него.
Методы диагностики эмоциональной сферы: Отношение ребёнка ко взрослому Отношение ребёнка к сверстникам
Проблемы эмоционального развития детей Неуверенность в себе Эмоциональная напряженность Быстрое психическое утомление ребёнка Неготовность и нежелание преодолевать трудности Неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности Чрезмерная агрессивность или пассивность Отсутствие эмпатии (способность понимать эмоции другого человека и сопереживать).
Методы коррекции эмоциональной сферы: Прослушивание спокойной мелодии Занятия творчеством Просмотр познавательных мультфильмов Занятия спортом Сказкотерапия Чтение интересных книг
Рекомендации по развитию положительных эмоций ребёнка: душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем; просьбы и требования, которые Вы предъявляете к ребёнку, должны быть наполнены любовью и надеждой; станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций к членам семьи и к другим людям; обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте; заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают Вашу жизнь и жизнь Вашего ребёнка теплее и радостнее.
Древняя притча Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек. - Что тебе ещё слепить? – спросил Бог. - Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.