Родительское собрание «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром»
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание 1 класс.
Тема : «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.»
Задачи:
Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.
Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников.
Ход собрания.
Счастье мыслящего человека состоит не в том,
чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том,
чтобы вносить как можно больше света и теплоты в
существование всех окружающих людей.
Д.И. Писарев
Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Если нас с вами попросят вспомнить фильм «Доживем до понедельника», то мы сразу вспоминаем фразу, сказанную героем фильма: «Счастье – это когда тебя понимают».
Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому, который хуже одет и менее сыт?
Ответ прост: человеку мало лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный другими, и в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда, зависит от вас.
Первые уроки общения ребенок получает в семье. Поэтому очень важна та атмосфера, в которой ребенок эти уроки усваивает. Для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями, а далее правильно строил свои отношения с окружающими, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов: принятие ребенка, признание его, родительская любовь, собственная ответственность, доступность, авторитет родителей.
Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что.
Принять ребенка – значит любить его не за поступки, не за отметку в дневнике, а за сам факт его существования в этом мире. В психологической литературе отмечается, что принятие, зависящее от поступков, - это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Оно приводит к проблемам, которые можно назвать нравственными и очень опасными. Игровое принятие искусственно, в его основе – безразличие и обман.
В основе истинного принятии ребенка лежит значимость ребенка. Значимость ребенка – это признание его значительности в существовании семьи.
Признание ребенка – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть даже маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в трудную минуту. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять его поступки, даже неправильные, но при этом ему не угрожают, не требуют немедленного раскаяния и признания вины, а вместе с ним стараются понять причины этого поступка и как можно в дальнейшем избежать таких ситуаций. Признание - это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время почувствовать и осознать совершенное им, и в поддержке отца и матери.
Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье.
Признание также влияет и на учебные успехи ребенка.
«Ребенок – это живой человек, - писал великий педагог А.С. Макаренко. – Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослых. И радости, и драмы этой жизни сильнее потрясают личность и скорее способны создать и мажорные характеры деятелей коллектива и характеры злобных подозрительных и одиноких людей».
Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые:
контакт глаз,
физический контакт,
пристальное внимание.
Некоторые родители особенно увлекаются дисциплиной. В таких семьях, дети, как правило, не чувствуют себя окруженными любовью.
Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя спонтанно, нужно выражать свою любовь к ним всеми способами.
Оказывается, что ребенок внимательнее всего слушает нас, когда мы смотрим ему в глаза.
Тяжелой для ребенка является родительская привычка – избегать смотреть ему прямо в глаза. Увы! Как часто мы выбираем такую суровую меру наказания! Для ребенка очень мучительно, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него. Это действует на него угнетающе, и может оказаться, что такие тяжелые минуты своей жизни ребенок никогда не забудет.
Глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь независимо от того, довольны вы им в данный момент или нет.
Второй способ выражения любви к ребенку – физический контакт.
При каждодневном общении с ребенком любящий взгляд и нежное прикосновение необходимы ему. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с окружающими его людьми. Ему будет легко общаться, а следовательно, он будет пользоваться всеобщей симпатией.
Третий способ выражения любви – пристальное внимание. В чем оно заключается?
В том, что мы сосредотачиваемся на ребенке полностью, не отвлекаемся ни на какие мелочи, так чтобы наш ребенок ни на мгновение не усомнился в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что для своих родителей он – самый важный человек в мире. Не имея возможности уделять ребенку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб.
Пристальное внимание – это насущная потребность каждого ребенка. Не получая достаточно внимания, ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие. Ежедневно выкраивайте время, чтобы побыть с ребенком наедине. Как сказал С. Соловейчик: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребенка и берлогой для большого».
Очень важным принципом в общении с детьми является принцип доступности. Особенно актуален этот принцип в наше время. Во время бесед многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка катастрофической нехваткой времени на общение с детьми, тем, что много работают и заняты зарабатыванием денег.
Быть доступным – это значит, в любую минуту найти в себе силы, отложить все дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком.
Мудрость ответственности родителей состоит в том, что они всегда выполняют то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неуменье сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Не ставя это в вину своему же ребенку. Настоящие родители не боятся критики собственного ребенка. Ответственное поведение родителей дается непросто, требует выдержки, волевых усилий, иногда ставит родителей в затруднительное положение, но именно оно формирует у ребенка привычку быть ответственным и дисциплинированным.
Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности является твердость, умение сказать ребенку «нет». Очень важно, чтобы это умение было обоюдным решением родителей. Нет ничего страшнее, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Еще хуже, когда один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого родителя. Это способствует вседозволенности, создаются условия для конфликта, теряются остатки собственного авторитета.
Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственных детей – кропотливый труд отца и матери.
Авторитетность родителей в глазах ребенка – это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для мамы и папы она не была.
Таким образом, взаимоотношения родителей и детей - это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые мы формируем у наших детей своими действиями и поступками. Чем мы терпимее, добрее, доступнее для детей, тем легче им жить в этом огромном мире, тем легче им его понять и постичь.
Не скупитесь на любовь к вашему ребенку!
Ритуалы, которые нравятся детям:
- Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
- Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия.
- В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для ребенка и родителей.
- На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
- В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
- Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
- Дорогие родители помните :
От повторяющихся знаков одобрения любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я хороший».
От сигналов осуждения, критики и недовольства появляется ощущение «со мной что-то не так», «я плохой».
Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
Даже требования, которые вы предъявляете должны быть наполнены любовью и надеждой.
Наказывая ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
Станьте для ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.
Не разговаривайте с ребенком с безразличным лицом.
Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы в нее бросаем.
Обнимайте и целуйте ребенка в любом возрасте.
Заводите свои красивые, добрые, светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь ребенка теплее и радостнее.
- Хочется закончить нашу встречу одним стихотворением
И как в такой огромный мир мне выйти без опаски?
Не обойтись мне без любви, добра, признанья, ласки…
Пусть мал, но все ж я различу, что хорошо, что плохо,
Ведь с вами все мне по плечу
И широка дорога…
В пути мне будет маяком все то, чему учили
С терпеньем, трепетом, теплом
И в сердце заронили.
Спасибо вам, мои друзья: родители и учителя!
Родительское собрание Значение эмоций для формирования полож
PPT / 3.79 Мб