Родительское собрание «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром»

4
0
Материал опубликован 26 March 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Родительское собрание 1 класс.


 

Тема : «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.»

Задачи:

Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.

Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников.


 

Ход собрания.

Счастье мыслящего человека состоит не в том,

чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том,

чтобы вносить как можно больше света и теплоты в

существование всех окружающих людей.


 

Д.И. Писарев
 

Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Если нас с вами попросят вспомнить фильм «Доживем до понедельника», то мы сразу вспоминаем фразу, сказанную героем фильма: «Счастье – это когда тебя понимают».

Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому, который хуже одет и менее сыт?

Ответ прост: человеку мало лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный другими, и в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда, зависит от вас.

Первые уроки общения ребенок получает в семье. Поэтому очень важна та атмосфера, в которой ребенок эти уроки усваивает. Для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями, а далее правильно строил свои отношения с окружающими, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов: принятие ребенка, признание его, родительская любовь, собственная ответственность, доступность, авторитет родителей.

Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что.

Принять ребенка – значит любить его не за поступки, не за отметку в дневнике, а за сам факт его существования в этом мире. В психологической литературе отмечается, что принятие, зависящее от поступков, - это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Оно приводит к проблемам, которые можно назвать нравственными и очень опасными. Игровое принятие искусственно, в его основе – безразличие и обман.

В основе истинного принятии ребенка лежит значимость ребенка. Значимость ребенка – это признание его значительности в существовании семьи.

Признание ребенка – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть даже маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в трудную минуту. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять его поступки, даже неправильные, но при этом ему не угрожают, не требуют немедленного раскаяния и признания вины, а вместе с ним стараются понять причины этого поступка и как можно в дальнейшем избежать таких ситуаций. Признание - это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время почувствовать и осознать совершенное им, и в поддержке отца и матери.

Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье.

Признание также влияет и на учебные успехи ребенка.

«Ребенок – это живой человек, - писал великий педагог А.С. Макаренко. – Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослых. И радости, и драмы этой жизни сильнее потрясают личность и скорее способны создать и мажорные характеры деятелей коллектива и характеры злобных подозрительных и одиноких людей».

Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые:

контакт глаз,

физический контакт,

пристальное внимание.


 

Некоторые родители особенно увлекаются дисциплиной. В таких семьях, дети, как правило, не чувствуют себя окруженными любовью.

Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя спонтанно, нужно выражать свою любовь к ним всеми способами.

Оказывается, что ребенок внимательнее всего слушает нас, когда мы смотрим ему в глаза.

Тяжелой для ребенка является родительская привычка – избегать смотреть ему прямо в глаза. Увы! Как часто мы выбираем такую суровую меру наказания! Для ребенка очень мучительно, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него. Это действует на него угнетающе, и может оказаться, что такие тяжелые минуты своей жизни ребенок никогда не забудет.

Глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь независимо от того, довольны вы им в данный момент или нет.

Второй способ выражения любви к ребенку – физический контакт.

При каждодневном общении с ребенком любящий взгляд и нежное прикосновение необходимы ему. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с окружающими его людьми. Ему будет легко общаться, а следовательно, он будет пользоваться всеобщей симпатией.

Третий способ выражения любви – пристальное внимание. В чем оно заключается?

В том, что мы сосредотачиваемся на ребенке полностью, не отвлекаемся ни на какие мелочи, так чтобы наш ребенок ни на мгновение не усомнился в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что для своих родителей он – самый важный человек в мире. Не имея возможности уделять ребенку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб.

Пристальное внимание – это насущная потребность каждого ребенка. Не получая достаточно внимания, ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие. Ежедневно выкраивайте время, чтобы побыть с ребенком наедине. Как сказал С. Соловейчик: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребенка и берлогой для большого».

Очень важным принципом в общении с детьми является принцип доступности. Особенно актуален этот принцип в наше время. Во время бесед многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка катастрофической нехваткой времени на общение с детьми, тем, что много работают и заняты зарабатыванием денег.

Быть доступным – это значит, в любую минуту найти в себе силы, отложить все дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком.

Мудрость ответственности родителей состоит в том, что они всегда выполняют то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неуменье сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Не ставя это в вину своему же ребенку. Настоящие родители не боятся критики собственного ребенка. Ответственное поведение родителей дается непросто, требует выдержки, волевых усилий, иногда ставит родителей в затруднительное положение, но именно оно формирует у ребенка привычку быть ответственным и дисциплинированным.

Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности является твердость, умение сказать ребенку «нет». Очень важно, чтобы это умение было обоюдным решением родителей. Нет ничего страшнее, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Еще хуже, когда один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого родителя. Это способствует вседозволенности, создаются условия для конфликта, теряются остатки собственного авторитета.

Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственных детей – кропотливый труд отца и матери.

Авторитетность родителей в глазах ребенка – это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для мамы и папы она не была.

Таким образом, взаимоотношения родителей и детей - это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые мы формируем у наших детей своими действиями и поступками. Чем мы терпимее, добрее, доступнее для детей, тем легче им жить в этом огромном мире, тем легче им его понять и постичь.

Не скупитесь на любовь к вашему ребенку!


 

Ритуалы, которые нравятся детям:

- Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.

- Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия.

- В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для ребенка и родителей.

- На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.

- В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.

- Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.


 

- Дорогие родители помните :

От повторяющихся знаков одобрения любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я хороший».

От сигналов осуждения, критики и недовольства появляется ощущение «со мной что-то не так», «я плохой».

Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.

Даже требования, которые вы предъявляете должны быть наполнены любовью и надеждой.

Наказывая ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

Станьте для ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.

Не разговаривайте с ребенком с безразличным лицом.

Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы в нее бросаем.

Обнимайте и целуйте ребенка в любом возрасте.

 

Заводите свои красивые, добрые, светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь ребенка теплее и радостнее.

- Хочется закончить нашу встречу одним стихотворением

И как в такой огромный мир мне выйти без опаски?

Не обойтись мне без любви, добра, признанья, ласки…

Пусть мал, но все ж я различу, что хорошо, что плохо,

Ведь с вами все мне по плечу

И широка дорога…

В пути мне будет маяком все то, чему учили

С терпеньем, трепетом, теплом

И в сердце заронили.

Спасибо вам, мои друзья: родители и учителя!


Родительское собрание Значение эмоций для формирования полож
PPT / 3.79 Мб

Предварительный просмотр презентации

Учитель начальных классов ГБОУ ЛНР ССОШ № 13 Шпак О. А.

Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей. Д.И. Писарев

Задачи собрания: Задачи собрания: Значение эмоций и чувств для формирования полноценной личности. Роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Вопросы для обсуждения: Вопросы для обсуждения: Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций. Способствовать приобретению практических знаний по разви­тию эмоций младших школьников.

В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально – волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднению в обучении.

Эмоции – это наш способ общения, взаимодействия и контакта с миром и людьми вокруг нас. Эмоции – это наш способ общения, взаимодействия и контакта с миром и людьми вокруг нас.

Эмоции Эмоции положительные: отрицательные: - восхищение - обида - восторг - тревога - радость - страх - веселье - разочарование - любовь - печаль -спокойствие - гнев

Ритуалы, которые нравятся детям: Ритуалы, которые нравятся детям: Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест. Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия. В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для ребенка и родителей. На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым. В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи. Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.

Личность и эмоции Младшие школьники очень эмоциональны. Они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать внешние проявления. Они непосредственны и откровенны в выражении радости, печали, страха, удовольствия.

Познавательные процессы (внимание, память, мышление) в ходе учебной деятельности почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые являются самыми главными в ее успешности. В течение длительного времени сохранялось представление о том, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Однако в последнее время есть данные, что и неприятная информация надолго остаётся в памяти человека. Познавательные процессы (внимание, память, мышление) в ходе учебной деятельности почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые являются самыми главными в ее успешности. В течение длительного времени сохранялось представление о том, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Однако в последнее время есть данные, что и неприятная информация надолго остаётся в памяти человека. Исследовалось также влияние эмоциональных состояний человека на процесс развития мышления. Оказалось, что мыслительный процесс невозможен без эмоций. Эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. Даже искусственно вызванные положительные эмоции могут оказать положительное влияние на решение задач. При хорошем настроении у человека наблюдается большее упорство, он решает большее количество задач.

Любому человеку нужно, чтобы его понимали, признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым. Любому человеку нужно, чтобы его понимали, признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым. Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть эмоционально спокоен? В первую очередь, он спокоен и счастлив тогда, когда среда, в которой ребёнок живет, является благоприятной для него.

Методы диагностики эмоциональной сферы: Отношение ребёнка ко взрослому Отношение ребёнка к сверстникам

Проблемы эмоционального развития детей Неуверенность в себе Эмоциональная напряженность Быстрое психическое утомление ребёнка Неготовность и нежелание преодолевать трудности Неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности Чрезмерная агрессивность или пассивность Отсутствие эмпатии (способность понимать эмоции другого человека и сопереживать).

Методы коррекции эмоциональной сферы: Прослушивание спокойной мелодии Занятия творчеством Просмотр познавательных мультфильмов Занятия спортом Сказкотерапия Чтение интересных книг

Рекомендации по развитию положительных эмоций ребёнка: душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем; просьбы и требования, которые Вы предъявляете к ребёнку, должны быть наполнены любовью и надеждой; станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций к членам семьи и к другим людям; обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте; заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают Вашу жизнь и жизнь Вашего ребёнка теплее и радостнее.

Древняя притча Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек. - Что тебе ещё слепить? – спросил Бог. - Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.