Родительское собрание «Учимся понимать ребёнка»
                                План-конспект
психопрофилактического занятия с родителями
Категория участников: родители учащихся 1 класса.
Педагог-психолог: Мохнаткина Наталья Валерьевна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области».
Тема: Учимся понимать ребенка.
Краткая характеристика участников:
Занятие разработано для родителей учащихся 1 класса, испытывающих трудности в адаптации к условиям школьной жизни.
Цель: развитие умения понимать эмоциональное состояние ребенка.
Задачи:
Обучающая:
- познакомить участников занятия с некоторыми приемами регуляции эмоционального состояния.
Развивающая:
- повышать интерес участников занятия к внутреннему миру ребенка;
- развивать умение участников занятия регулировать свое эмоциональное состояние.
Планируемые результаты: родители умеют правильно понимать и словесно обозначать эмоциональное состояние свое и ребенка, умеют регулировать свое эмоциональное состояние.
Форма проведения: психологическое профилактическое занятие с элементами тренинга.
Методы и приемы работы: упражнения, игры.
Формы организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Оборудование: бейджи для участников; набор метафорических карт, например, «Спектрокарты»; ленты – 5-6 штук.
Технологическая карта психопрофилактического занятия
| 
			 №  | 
			
			 Структурные элементы занятия  | 
			
			 Задачи  | 
			
			 Деятельность психолога  | 
			
			 Деятельность участников  | 
			
			 Показатель реальных результатов  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Организационный момент  | 
			
			 Организовать родителей, создать эмоционально благоприятную обстановку  | 
			
			 Приветствует родителей.  | 
			
			 Приветствуют педагога-психолога, сидя на стульях, расставленных по кругу.  | 
			
			 Положительный настрой на занятие  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 Разминка. Игровое упражнение «Мы за вас рады»  | 
			
			 Активизировать родителей на работу, способствовать сплочению группы.  | 
			
			 Дает инструкцию к упражнению, стимулирует включение в работу участников.  | 
			
			 Выполняют упражнение, сидя на стульях, расставленных по кругу.  | 
			
			 Активное включение в работу, умение найти позитивные прилагательные, характеризующие участника и его ребенка.  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 Целеполагание  | 
			
			 Обозначить тему, поставить цель и задачи занятия.  | 
			
			 Обозначает тему, цель и задачи занятия для родителей.  | 
			
			 Принимают цель занятия.  | 
			
			 Принятие цели занятия участниками.  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 Актуализация опыта участников занятия. Упражнение с использованием метафорических карт «Первоклассник похож на…, потому что…»  | 
			
			 Повышать интерес родителей к внутреннему миру ребенка, развивать умение понимать и словесно обозначать эмоциональное состояние ребенка.  | 
			
			 Помогает актуализировать жизненный опыт участников, дает инструкцию к упражнению, стимулирует включение в работу всех участников.  | 
			
			 Подходят к столу с разложенными картами, выбирают карту, занимают свои места, выполняют упражнение.  | 
			
			 Умение понять, передать и обозначить словами эмоциональное состояние ребенка.  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 Основная часть. Игра «Первоклассник должен. Родитель первоклассника должен»  | 
			
			 Развивать понимание роли родителей, умение понимать ребенка, умение сказать «нет» в определенных ситуациях, умение распределять ответственность.  | 
			
			 Дает инструкцию к игре, стимулирует включение в работу всех участников.  | 
			
			 Слушают инструкцию, встают в круг, выполняют упражнение. Один из участников играет роль первоклассника, другой – роль родителя первоклассника. После выполнения упражнения обозначают словесно свое эмоциональное состояние во время игры.  | 
			
			 Умение понять эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к условиям школьной жизни. Умение понять роль родителей в этот период. Умение распределять ответственность.  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 Игра «Пульт эмоций»  | 
			
			 Развивать умение регулировать свое эмоциональное состояние.  | 
			
			 Дает инструкцию к игре, стимулирует включение в работу всех участников. Дает команды родителям с помощью воображаемого пульта. Предлагает произнести фразу.  | 
			
			 Выполняют упражнение, сидя на стульях, расставленных по кругу.  | 
			
			 Умение регулировать свое эмоциональное состояние.  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 Заключительная часть. Рефлексия «На занятии я…»  | 
			
			 Закрепить положительный эффект занятия.  | 
			
			 Дает инструкцию к игре, стимулирует включение в работу всех участников. Прощается с родителями, желает успехов в воспитании детей.  | 
			
			 Заканчивают предложение «На занятии я…»  | 
			
			 Умение определить и обозначить словами свое эмоциональное состояние во время занятия.  | 
		
Использованные источники:
Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 253 с.: ил. – (Психологический практикум).
Силина О. Игры-процедуры // Школьный психолог, 2011. - №7.
Цикл занятий по теме «Риторика». Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/cikl_zanyatiy_po_teme_ritorika-58549.htm, свободный. – Загл. с экрана.
Ход занятия
Приветствую родителей.
- Начнем работу с игрового упражнения «Мы за вас рады».
Каждый из Вас по очереди назовет 1-2 позитивных прилагательных, характеризующих Вас и Вашего ребенка. Например, так: «Я такая-то, мой ребенок такой-то». После группа хором отвечает участнику «Мы за вас рады».
- Тема занятия «Учимся понимать ребенка».
Сегодня мы будем играть. А во время игры учиться описывать словами, как вы понимаете себя – родителя первоклассника и своего ребенка, обсудим один из психологических приемов, как справиться со своим эмоциональным состоянием, чтобы совместить в себе и строгого родителя, требующего результаты учебы и остаться для ребенка самым главным, самым понимающим человеком в его жизни.
Следующее упражнение «Первоклассник похож на... потому что...». Мы будем работать с метафорическими картами. Я предлагаю вам выбрать одну из предложенных карточек, которая, на ваш взгляд, похожа на вашего первоклассника или отражает какие-то его черты, качества, увлечения.
Обсуждение по кругу. Благодарю родителей.
Уважаемые родители, часто ли вам приходится слышать слово «должен»? Какие чувства у вас вызывает это слово?
- Да, вы правы, в воспитании ребенка это слово употребляется довольно часто, а с поступлением ребенка в 1 класс мы говорим его и сами себе.
Иногда происходят парадоксальные вещи: мы не хотим что-то делать, но все равно делаем, так как чувствуем, что мы должны. Кому – непонятно. Сейчас нам с вами предстоит узнать, сколько человек может быть «должен».
Предлагаю одному из родителей сыграть роль первоклассника.
Рядом с Вами на стуле лежит большое количество лент. Дорогой родитель, когда у Вас возникнут какие-либо отрицательные эмоции (гнев, раздражение и пр.), скажите: «Стоп!» Ни в коем случае не надо терпеть и сдерживать себя.
Остальные участники выходят из круга, каждый по очереди берет ленту и говорит, что должен делать первоклассник. Потом мы буквально связываем его лентой в знак того, что ограничиваем его свободу. Все ли готовы играть?
Предлагаю одному из родителей сыграть роль родителя первоклассника.
- Сейчас ленты будут символизировать то, что «должен» родитель первоклассника, каким он должен быть, что он должен уметь делать, к чему должен стремиться.
-Что чувствовали во время игры в каждой из ролей?
-Насколько похожа эта игра на жизнь? О чем эта игра?
-Бывают ли в жизни такие ситуации, когда вам хочется сказать «Стоп!» из-за того, что вам предлагают слишком много?
-Говорите ли вы «Стоп!» и почему?
-В какой момент возникали негативные чувства?
-Какие именно чувства возникали?
-Бывают ли в жизни такие состояния?
-Какие чувства появились, когда вас связывали и говорили о вашем «долге»?
-Нужно ли в жизни брать на себя все обязательства, которые вам предлагают?
- Иногда родители отмечают, что своим настроением провоцируют детей на бурное проявление эмоций. Не правда ли, в определенных ситуациях спокойное эмоциональное состояние и ребенка и родителя помогает быстрее приступить к делу или спокойно поговорить.
- С помощью пульта мы легко можем регулировать звук телевизора, так же мы можем регулировать и эмоции.
Представьте, что у меня есть воображаемый пульт. Я нажимаю кнопку и говорю, как или с какой эмоцией Вы произносите определенную фразу.
Мы будем проговаривать фразу «Иди сюда!»
Предлагаю произнести фразу.
- Быстро.
- Медленно.
- Громко.
- Тихо.
- Грустно.
- Весело.
- Уверенно.
- Я не случайно выбрала эту фразу. Великий русский педагог А. С. Макаренко утверждал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 18 различными интонациями. Желаю Вам научиться так же тонко чувствовать настроение своего ребенка.
- Заканчиваем занятие. Продолжите предложение «На занятии я...»
- До свидания! Спасибо за активную работу на занятии.
                        
Горячева Наталья Валерьевна