12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мохнаткина Наталья Валерьевна45
Россия, Кировская обл., Кирово-Чепецк

План-конспект

психопрофилактического занятия с родителями

Категория участников: родители учащихся 1 класса.

Педагог-психолог: Мохнаткина Наталья Валерьевна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области».

Тема: Учимся понимать ребенка.

Краткая характеристика участников:

Занятие разработано для родителей учащихся 1 класса, испытывающих трудности в адаптации к условиям школьной жизни.

Цель: развитие умения понимать эмоциональное состояние ребенка.

Задачи:

Обучающая:

- познакомить участников занятия с некоторыми приемами регуляции эмоционального состояния.

Развивающая:

- повышать интерес участников занятия к внутреннему миру ребенка;

- развивать умение участников занятия регулировать свое эмоциональное состояние.

Планируемые результаты: родители умеют правильно понимать и словесно обозначать эмоциональное состояние свое и ребенка, умеют регулировать свое эмоциональное состояние.

Форма проведения: психологическое профилактическое занятие с элементами тренинга.

Методы и приемы работы: упражнения, игры.

Формы организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Оборудование: бейджи для участников; набор метафорических карт, например, «Спектрокарты»; ленты – 5-6 штук.

Технологическая карта психопрофилактического занятия

Структурные элементы занятия

Задачи

Деятельность психолога

Деятельность участников

Показатель реальных результатов

1

Организационный момент

Организовать родителей, создать эмоционально благоприятную обстановку

Приветствует родителей.

Приветствуют педагога-психолога, сидя на стульях, расставленных по кругу.

Положительный настрой на занятие

2

Разминка.

Игровое упражнение «Мы за вас рады»

Активизировать родителей на работу, способствовать сплочению группы.

Дает инструкцию к упражнению, стимулирует включение в работу участников.

Выполняют упражнение, сидя на стульях, расставленных по кругу.

Активное включение в работу, умение найти позитивные прилагательные, характеризующие участника и его ребенка.

3

Целеполагание

Обозначить тему, поставить цель и задачи занятия.

Обозначает тему, цель и задачи занятия для родителей.

Принимают цель занятия.

Принятие цели занятия участниками.

4

Актуализация опыта участников занятия.

Упражнение с использованием метафорических карт «Первоклассник похож на…, потому что…»

Повышать интерес родителей к внутреннему миру ребенка,

развивать умение понимать и словесно обозначать эмоциональное состояние ребенка.

Помогает актуализировать жизненный опыт участников, дает инструкцию к упражнению, стимулирует включение в работу всех участников.

Подходят к столу с разложенными картами, выбирают карту, занимают свои места, выполняют упражнение.

Умение понять, передать и обозначить словами эмоциональное состояние ребенка.

5

Основная часть. Игра «Первоклассник должен. Родитель первоклассника должен»

Развивать понимание роли родителей, умение понимать ребенка,

умение сказать «нет» в определенных ситуациях, умение распределять ответственность.

Дает инструкцию к игре, стимулирует включение в работу всех участников.

Слушают инструкцию, встают в круг, выполняют упражнение.

Один из участников играет роль первоклассника, другой – роль родителя первоклассника. После выполнения упражнения обозначают словесно свое эмоциональное состояние во время игры.

Умение понять эмоциональное состояние ребенка в период адаптации к условиям школьной жизни. Умение понять роль родителей в этот период. Умение распределять ответственность.

7

Игра «Пульт эмоций»

Развивать умение регулировать свое эмоциональное состояние.

Дает инструкцию к игре, стимулирует включение в работу всех участников. Дает команды родителям с помощью воображаемого пульта.

Предлагает произнести фразу.

Выполняют упражнение, сидя на стульях, расставленных по кругу.

Умение регулировать свое эмоциональное состояние.

8

Заключительная часть.

Рефлексия «На занятии я…»

Закрепить положительный эффект занятия.

Дает инструкцию к игре, стимулирует включение в работу всех участников. Прощается с родителями, желает успехов в воспитании детей.

Заканчивают предложение «На занятии я…»

Умение определить и обозначить словами свое эмоциональное состояние во время занятия.

Использованные источники:

Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 253 с.: ил. – (Психологический практикум).

Силина О. Игры-процедуры // Школьный психолог, 2011. - №7.

Цикл занятий по теме «Риторика». Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/cikl_zanyatiy_po_teme_ritorika-58549.htm, свободный. – Загл. с экрана.

Ход занятия

Приветствую родителей.

- Начнем работу с игрового упражнения «Мы за вас рады».

Каждый из Вас по очереди назовет 1-2 позитивных прилагательных, характеризующих Вас и Вашего ребенка. Например, так: «Я такая-то, мой ребенок такой-то». После группа хором отвечает участнику «Мы за вас рады».

- Тема занятия «Учимся понимать ребенка».

Сегодня мы будем играть. А во время игры учиться описывать словами, как вы понимаете себя – родителя первоклассника и своего ребенка, обсудим один из психологических приемов, как справиться со своим эмоциональным состоянием, чтобы совместить в себе и строгого родителя, требующего результаты учебы и остаться для ребенка самым главным, самым понимающим человеком в его жизни.

Следующее упражнение «Первоклассник похож на... потому что...». Мы будем работать с метафорическими картами. Я предлагаю вам выбрать одну из предложенных карточек, которая, на ваш взгляд, похожа на вашего первоклассника или отражает какие-то его черты, качества, увлечения.

Обсуждение по кругу. Благодарю родителей.

Уважаемые родители, часто ли вам приходится слышать слово «должен»? Какие чувства у вас вызывает это слово?

- Да, вы правы, в воспитании ребенка это слово употребляется довольно часто, а с поступлением ребенка в 1 класс мы говорим его и сами себе.

Иногда происходят парадоксальные вещи: мы не хотим что-то делать, но все равно делаем, так как чувствуем, что мы должны. Кому – непонятно. Сейчас нам с вами предстоит узнать, сколько человек может быть «должен».

Предлагаю одному из родителей сыграть роль первоклассника.

Рядом с Вами на стуле лежит большое количество лент. Дорогой родитель, когда у Вас возникнут какие-либо отрицательные эмоции (гнев, раздражение и пр.), скажите: «Стоп!» Ни в коем случае не надо терпеть и сдерживать себя.

Остальные участники выходят из круга, каждый по очереди берет ленту и говорит, что должен делать первоклассник. Потом мы буквально связываем его лентой в знак того, что ограничиваем его свободу. Все ли готовы играть?

Предлагаю одному из родителей сыграть роль родителя первоклассника.

- Сейчас ленты будут символизировать то, что «должен» родитель первоклассника, каким он должен быть, что он должен уметь делать, к чему должен стремиться.

-Что чувствовали во время игры в каждой из ролей?

-Насколько похожа эта игра на жизнь? О чем эта игра?

-Бывают ли в жизни такие ситуации, когда вам хочется сказать «Стоп!» из-за того, что вам предлагают слишком много?

-Говорите ли вы «Стоп!» и почему?

-В какой момент возникали негативные чувства?

-Какие именно чувства возникали?

-Бывают ли в жизни такие состояния?

-Какие чувства появились, когда вас связывали и говорили о вашем «долге»?

-Нужно ли в жизни брать на себя все обязательства, которые вам предлагают?

- Иногда родители отмечают, что своим настроением провоцируют детей на бурное проявление эмоций. Не правда ли, в определенных ситуациях спокойное эмоциональное состояние и ребенка и родителя помогает быстрее приступить к делу или спокойно поговорить.

- С помощью пульта мы легко можем регулировать звук телевизора, так же мы можем регулировать и эмоции.

Представьте, что у меня есть воображаемый пульт. Я нажимаю кнопку и говорю, как или с какой эмоцией Вы произносите определенную фразу.

Мы будем проговаривать фразу «Иди сюда!»

Предлагаю произнести фразу.

- Быстро.

- Медленно.

- Громко.

- Тихо.

- Грустно.

- Весело.

- Уверенно.

- Я не случайно выбрала эту фразу. Великий русский педагог А. С. Макаренко утверждал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 18 различными интонациями. Желаю Вам научиться так же тонко чувствовать настроение своего ребенка.

- Заканчиваем занятие. Продолжите предложение «На занятии я...»

- До свидания! Спасибо за активную работу на занятии.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Горячева Наталья Валерьевна, 22.06.19 в 19:51 0Ответить Пожаловаться
Хороший материал, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.