Доклад «Значение подвижных игр для детей дошкольного возраста»
МАТЕРИАЛ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ
Значение подвижных игр для детей дошкольного возраста
Рассмотрим историю создания подвижных игр. Подвижная игра является незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирования быстроты, силы, выносливости. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле, увертываемости и так далее.
Когда мы обращаемся к истории мировой человеческой культуры, то можно сказать, что все народные игры возникли вовсе не только ради развлечения, а связаны были с требованиями жизни. Когда для народов, что не знали культурной жизни, игры-забавы тоже были первой социальной школой, первым коллективом вне семьи, который иногда состоял даже из членов нескольких родов, общин [1].
Во все времена все народы имели свои национальные игры и в них проявляли свои особые оригинальные черты, направления мыслей. В Библии справедливо сказано о разных народах: "по играм узнаешь их".
Еще представители античной педагогики, которая наряду с другими отраслями знаний входила в состав единой в те далекие времена науки-философии, интересовались игрой, видели в ней одно из средств гармоничного развития личности. Платон высоко оценивал педагогическое значение игры. Аристотель отмечал: "До пяти лет, когда еще не стоит начинать практическое обучение ребенка, надо поощрять ее двигаться столько, сколько необходимо, чтобы организм не был бездеятельным". Игры народов древней Греции были одним из важных средств физического развития.
Каждый народ создавал свои национальные игры. В.В. Гриневский отметил: "У всех народов существует более или менее значительный запас игр, что характеризуют в некоторой степени быт народа". Без игр не обходился ни один народный праздник. В играх соревновались целые группы детей. Проводились игры, как правило, на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным средством оздоровления [2].
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, их труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, быстротой и красотой движений выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Если обратиться к истории мировой человеческой культуры, то будет видно, что все народные игры возникли вовсе не только ради развлечения, а связаны были с воем - гаммы жизни, или игры связывались с религиозным культом, подготовкой к войне. Существующие в народе игры возникали независимо, продолжительность их не была одинаковой. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению о представлении об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника [3].
Первая половина 19 века отмечена попытками организации детских игр в условиях первых дошкольных учреждений. Выдающийся русский педагог к. Д. Ушинский резко критиковал распространенную в то время фребелевскую систему воспитания, забрасывая авторов чрезмерное увлечение и выдумывание таких игр, в которых мало детского [4].
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» [5].
Рассказывая детям интересные легенды, поверья, присказки об истории происхождения игры и обычаи, расширяя кругозор ребенка, воспитатель пробуждает у нее ситуативный интерес к народным играм. Уместным будет и ознакомление детей со специфическими атрибутами, которые можно использовать в игре [6].
В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Н.Н. Поддъяковым и др.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Игра — исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.
Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей [3].
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта, получение новых умений и навыков, с другой - специально организованное мероприятие по физической культуре, направленное на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной необходимостью. С их помощью решаются различные задачи: педагогические, воспитательные, оздоровительные.
Многократное повторение отдельных движений требует от ребенка внимания, физических усилий, координации движений. Очень важную роль подвижные игры играют в увеличении двигательной активности на протяжении дня. Активные двигательные действия с эмоциональным подъемом влияют на значительное усиление деятельности костно-мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени продолжается эта игра. Чем дольше и активнее ребенок действует в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движения[6].
В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Н.И. Пирогова, позднее Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф. Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.
П.Ф.Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.
П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.
Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ролей и действий Лесгафт предоставляет играющим. При этом он уделяет значительное внимание соблюдению правил игры. Они — закон, которому играющие подчиняются сознательно и охотно.
П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию».
По утверждению П.Ф.Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.
Исследования, проведенные Л.М.Коровиной, установили эффективность использования подвижной игры для ребенка пяти лет, методов соревнований и творческих заданий. О целесообразности обучения детей старшего дошкольного возраста основным движениям на этапе их совершенствования свидетельствуют исследования М.В.Потехина. Эффективность формирования ориентировки в пространстве у детей старшего возраста в подвижных играх; обучение в игре безопасному передвижению по улицам; творчество, выразительность и красота движений нашли свое выражение в педагогическом опыте Э.Я. Степаненковой. О формировании самоорганизации у дошкольников в подвижной игре и целесообразности развития основных движений в подвижных играх у детей младшего возраста сообщают Н.В.Полтавцева и Е.А.Тимофеева. Подвижной игре посвящены статьи, книги, отражающие современные подходы к ней (Е. А. Сагайдачная, Т. С.Яковлева, М. А. Рунова и др. [3].
Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Список используемой литературы
1.Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак Н.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях, 1998.
2. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов пед. вузов по спец. 033100 - "Физическая культура" / М.Н Жуков. – М.: Академия, 2000. – 160с.
3. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
4. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного Киев.: Здоровья,возраста. 2-е изд., перераб. и доп. 232 с.1979.
5. Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: АРКТИ, 2008. - 124 с.
6. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 1986.