Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста: онлайн ресурс для педагога
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОНЛАЙН РЕСУРС ДЛЯ ПЕДАГОГА»
Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Народная подвижная игра перестала быть частью ежедневного досуга дошкольника, так как в современном мире дети играют в игры из телефонов и планшетов, перенося действия в реальную жизнь. Взрослые не понимают, что же привлекает ребенка играть в тех же зомби или Амонг-Ас, что вызывает конфликт между подрастающим поколением. Вот о чем и хочется сказать
Таким образом, этнокультурное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении.
Неисчерпаем педагогический источник народной мудрости - каждое новое поколение, окунаясь в прошлое, становится мудрее, сильнее, богаче. Сегодня народная игра ушла из повседневной жизни детей, более-менее во дворах остались спортивные игры для подростков (хоккейная коробка, футбол, волейбольная площадка). Изменилась социальная демографическая ситуация – семьи, в основном, малодетные, а значит, и во дворе детей не так уж и много. Детский сад имеет возможность сохранить игровую среду и создавать все условия для развития детского игрового сообщества для любых игр, в том числе народных подвижных игр.
Знакомство с национальными подвижными играми помогает закладывать проверенные поколениями основы физической культуры и здорового образа жизни и обеспечивать психосберегающий эффект. Кроме того, в период «донаучной педагогики» игра являлась, по сути, единственным доступным средством социализации ребенка. В подвижной игре ребенок осваивает как школу взаимоотношений и взаимодействия, так и «шкалу» самооценки:во-первых, «школу» построения взаимодействий: взаимодействие в паре, в команде; подчинение – соблюдение очередности; лидерство – организаторство; взаимодействие со старшими, сверстниками, с младшими и др.
во-вторых, «шкалу» самооценки: я победитель, я участник, я главный, я партнер, я проигравший; я быстрый – медленный, я сильный – слабый, я ловкий, гибкий, верткий, прыгучий – неуклюжий и др.
Таким образом, общепризнано, что подвижная игра является тренажером физических качеств, сенсорных способностей, концентрации внимания. Кроме того, подвижная игра развивает у ребенка: сообразительность, концентрацию внимания; координацию движений и зрительное восприятие; координацию в системе «рука – глаз», которая является основой любых ручных умений и письменной речи; координацию зрительного и слухового анализаторов с движениями головы, туловища, конечностей; ориентировки в пространстве и пространственного воображения; представления об окружающем мире и о собственном теле, его возможностях; выразительности речи; пантомимических способностей; навыков общения, связной речи, культурного поведения.
Народная игра имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, к другим народам населяющую нашу страну, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к своей Родине, ее героическому прошлому и настоящему.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития, и т.д. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.
Возрождение народных игр и введение их в праздничную и обыденную жизнь современных городов и сел, является важным этапом в охранении национальных традиций и культуры народов России.
Немаловажную роль играет позиция взрослого как помощника, друга, товарища.
Итак, можно прийти к выводу, что при воспитании ребенка дошкольного возраста необходимо учитывать интерес ребенка, его самостоятельные проявления себя, своих интересов, склонностей, особенностей в разнообразных видах деятельности в сформированной среде, которая наполнена культурными составляющими. К ним можно отнести исторические ценности, этнокультурные, экологические, личностные. В совокупности все эти ценности можно объединить под общим началом — народные ценности. Также к ним можно отнести народное искусство (изобразительная деятельность, музыка, танцы) формируется жизненный опыт ребенка, именно они накладывают особый социальный смысл его воспитания, развития и становления как индивидуальной личности и субъекта общества: интересы ребенка, самодеятельность, социокультурная среда, жизненный опыт, народные ценности. И самое главное нужно помнить, что мир не стоит на месте, появились новые средства обучения, и педагог для ребенка уже не единственный источник информации, он должен стать для него носителем истины – партнёром. А для носителя истины необходим свой ресурс, на который будет опираться как сам педагог, так и его коллеги, дети и их родители. Таким ресурсом смело можно считать персональный сайт педагога.
Для начала стоит сказать, что сегодня создать свой сайт можно по-разному. Можно вообще заказать специалистам, можно делать самому. В современном мире появилось большое количество программ и инструментов, которые помогают создавать качественные веб-ресурсы.
Существует несколько способов создания сайтов. Но, самым подходящим вариантом для педагога является – это создание сайта при помощи конструктора.
Один из конструкторов сайтов, которым очень легко воспользоваться это ВИКС. На его основе я создала свой персональный сайт педагога https://salakhovaff.wixsite.com/mysite/ .
Второй это Вордпресс. Именно его я и выбрала в качестве конструктора для сайта народных подвижных игр - https://npi16.wordpress.com/ .
На сайте с народными подвижными играми есть кнопка «Читалка» благодаря которой вам откроются в удобной вкладке все игры опубликованные на сайте.
Открыв игру, можно ознакомиться с ее содержанием. Внизу под игрой можно увидеть другие предложенные сайтом игры, которые также могут заинтересовать педагога или родителя.
В содержании игры можно скачать музыку к игре и посмотреть видео проведения этой игры.
Подписавшиеся на рассылку публикации – легко смогут получить по почте уведомление с ссылкой на новую опубликованную игру. Педагогу или родителю это придется, кстати, для проведения досуга с детьми. А если игра еще и интересная родитель может сыграть в нее с детьми дома в тот же день, а педагог добавит игру в план для проведения ее с детьми в группе.
Даже по прошествию времени. Если педагог или родитель забыл ее содержание. Ему достаточно взять в руки телефон и открыть сайт при подготовке к занятию, на котором при помощи поисковика ввести название игры. Или открыть нужную рубрику.
Сайт постепенно пополняется новыми играми и дополняется видео и музыкой к играм. Приятно открыть игру и увидеть, что к ней уже добавили видео или музыку для ее проведения. Это облегчает работу воспитателю ведь ему достаточно накануне занятия зайти на сайт и ознакомиться с содержанием игры. Вот такая вот удобная картотека которая всегда под рукой. Похожие картотеки вы можете создать для своего направления образовательного процесса. Представьте, к примеру, сайт логопеда, где есть все занятия как для него самого, так и для родителей, чтобы заниматься дома. В настоящее время это особенно актуально из-за COVID-19.