12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ильиных Наталья Юрьевна66
Россия, Кировская обл., Киров
1

Значение самостоятельной работы на уроках географии и биологии

Значение самостоятельной работы на уроках географии и биологии


Ильиных Н.Ю., Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Кирова


Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет определенную специфику. В процессе обучения постоянно ведется работа, направленная на исправление или сглаживание имеющихся у детей отклонений в развитии. Основная задача обучения - развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации в обществе [1].

При освоении географии и биологии у учащихся проявляются такие особенности познавательных процессов, как недостаточные представления об окружающем мире, низкое развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, не достаточная концентрация и устойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы.

Уроки географии и биологии создают наиболее благоприятные условия для устранения недостатков познавательной деятельности. Эти предметы прививают любовь к своей Родине, к людям, к труду, способствуют коррекции личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, развивают мышление, память, речь, углубляют понимание окружающих явлений, общественных событий.

Обучая детей естественным наукам, я постоянно нахожусь в поиске таких методов и приемов, которые направлены на коррекцию имеющихся недостатков. Одним из наиболее эффективных методов, способствующих формированию самостоятельности, как качества личности, считаю самостоятельную работу. Этот метод реализует принцип индивидуального подхода и позволяет дифференцировать учебные задания.

Самостоятельную работу на уроках я осуществляю при работе с учебником, тетрадью на печатной основе, при выполнении заданий в рабочей тетради, при работе с картой, атласом, наглядным и раздаточным материалом, а так же при работе у доски. Использую разные формы заданий: заполнение таблиц, составление схем, письменные и устные ответы на вопросы, составление рассказа, ответ по плану, выполнение рисунков и плакатов и т.д. Самостоятельно выполненные задания повышают мотивацию к учению, способствуют более активному протеканию познавательных процессов. Задания для самостоятельной работы использую на всех этапах урока. Условно их можно разделить на группы: работа по образцу (репродуктивный уровень), вариативные задания (конструктивный уровень), работы с элементами творчества.

Так, например, на уроках географии в 8 классе при изучении темы «Австралия» используются задания:

Составьте рассказ о географическом положении Австралии по плану.

Нанесите на контурную карту рельеф Австралии.

Опишите животное, обитающее в Австралии. Название? Как выглядит? Где обитает? Чем питается?

На уроках биологии в 8 классе при изучении темы «Рыбы» используются задания:

Расскажите о внешнем строении рыбы по плану.

Составьте рассказ о щуке. Где обитает? Чем питается? Какую пользу или вред приносит?

Опишите одного из представителей класса «Рыбы», обитающего в местных водоемах.

Задания репродуктивного и конструктивного уровня способствуют формированию самостоятельности, запоминанию способов действий в конкретных ситуациях (признаков, понятий, фактов и определений).

Творческие задания трудны для умственно отсталых учащихся, они требуют переноса имеющихся знаний в новую ситуацию. При переходе к заданиям такого типа необходима определенная подготовительная работа на каждом уроке, предусматривающая обобщение имеющихся сведений, приучающая детей самостоятельно разбираться в заданиях учебника, вспоминать необходимые правила, законы, условные обозначения и т.д.. Поэтому, считаю целесообразным использовать задания, включающие выбор варианта ответа, либо задания, имеющие практическую направленность.

Например, при изучении биологии в 7 классе предлагаю такие варианты:

Выбери комнатное растение, проведи все необходимые действия по уходу за комнатными растениями.

Прочитай внимательно инструкцию на пакете с семенами и расскажи, как и когда необходимо посадить данное растение? Когда оно зацветет? Когда появятся плоды?

При изучении географии в 6 классе можно предложить такие вопросы:

Как можно определить стороны горизонта без компаса?

Выбери из представленных рисунков формы рельефа, которые встречаются на территории родного края, объясни свой выбор.

Самостоятельные работы с элементами творчества позволяют обучающимся получать принципиально новые для них знания, закреплять навыки самостоятельного поиска информации в различных источниках [2].

На уроках биологии использую следующие задания:

Составь рассказ о своем домашнем питомце (8 класс).

Составь правила ухода за кожей (9 класс).

Нарисуй в контуре желудка продукты, которые можно употребить в обед в соответствии с требованиями правильного питания (9 класс).

На уроках географии предлагаю составить рассказ о стране с помощью мини-рисунков, либо составить кроссворд.

При организации самостоятельной работы на уроках учитываю:

- дифференцированный подход к учащимся;

- систематичность и последовательность в работе;

- связь теории с практикой;

- разумное сочетание изложенного материала учителем с самостоятельной работой учащихся; 

- творческую активность.

Правильно организованная самостоятельная учебная деятельность школьников способствует исправлению недостатков познавательной деятельности, формирует активность, настойчивость, уверенность в собственных силах.


Литературные источники

1.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныими нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 78 с.

2.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.