Методическая разработка «Значение утренней зарядки в жизни школьников» (1–7 класс)

2
0
Материал опубликован 31 March 2023












Методическая разработка

«Значение утренней зарядки в жизни школьников»



Романовой Инны Валентиновны,

учителя физической культуры









































Содержание

Введение.

Глава 1. Теория и практика организации массовой физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в школе.

1.1 Утренняя зарядка в музыкальном сопровождении как средство развития физических качеств школьников.

1.2 Характеристика и значение утренней зарядки, ее разновидности.

Глава 2. Утренняя зарядка как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы со школьниками и методика ее проведения.

2.1. Комплексы упражнений утренней зарядки.

2.2 Методика проведения утренней зарядки.

Заключение.

Литература.

Приложения.







































Введение

Актуальность. В Послании Президента ФС РФ от 30 ноября 2010 г. Д. А. Медведев отметил развитие ценностей здорового образа жизни как приоритет политики в сфере детства [1]. В ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 51) [2], указано, что сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач образовательной политики. Образовательные организации обязаны создавать условия, гарантирующие его охрану и укрепление. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» [3] выделяется специальный раздел по созданию условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, на занятия физической культурой и спортом. В постановлении коллегии Минобрнауки, Госкомспорта РФ и Президиума РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» (23. 05. 2002 №11/9/6/5.) [4] особое внимание уделяется вовлечению обучающихся в регулярные занятия физической культурой и спортом с целью профилактики заболеваемости школьников, оптимизации их умственной и физической работоспособности.

Актуальность данной темы проявляется и в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в школе. Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Овладеть законами физического развития, использовать их для физического воспитания – важнейшая задача теории и практики физического воспитания. По результатам школьного обследования в последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей, их физического развития. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – отмечается даже у младших школьников. В первую очередь, от гипокинезии страдает мышечная система - снижается тонус мышц. Тем самым нарушается осанка, кровообращение сердечно-сосудистой системы, функции дыхания и центральной нервной системы. В связи с этим возрастает роль воспитания культуры здоровья как составляющей общей культуры человека.

Исходя из выше изложенного, определена тема методической разработки «Значение утренней зарядки в жизни школьников».

Цель: повышение профессионального уровня в вопросах воспитания культуры здоровья и внедрения в массовую практику здоровье сберегающих технологий для профилактики нарушений состояния здоровья обучающихся в школе.

Задачи: 1. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и педагогическом опыте.

2. Изучить особенности и формы организации массовой физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися в общеобразовательной организации.

3. Разработать комплекс упражнений для утренней зарядки учащихся.

Формы работы: 1. Изучение психолого-педагогической литературы, обзор информации в Интернете, общение и консультации в форумах и чатах, анкетирование учащихся.

2. Обучение на курсах повышения квалификации.

3. Работа в городском и школьном методических объединениях, участие в конференциях онлайн, дискуссиях, семинарах по обмену опытом с коллегами, самообразование.

4. Подведение итогов работы над темой, представление опыта.

Практическая ценность состоит в систематизации материала по воспитанию культуры здоровья как составляющей общей культуры человека, методике организации физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися в общеобразовательной организации, предложенных комплексах упражнений для утренней зарядки.



Глава 1. Теория и практика организации массовой физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в школе.

По данным Психологического института Российской академии образования в настоящее время в школу приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья[ ]. К концу обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%. У современных первоклассников в сравнении с их сверстниками конца прошлого века (8-10 лет назад) хуже показатели готовности к обучению: ниже показатели умственной работоспособности (1,13 против 1,48 условных единиц). И если по статистике абсолютно здоровых детей в 1 классе бывает 6,2%, то к 3 классу их - 1,9%. Это следствие чрезмерных нагрузок и тяжело протекающих процессов адаптации малышей к школьным порядкам. Дефицит массы и длины тела младших школьников, по мнению медиков, дает 20% всех заболеваний. В то же время в младших классах все больше становится детей с избыточным весом (мальчиков вдвое больше, чем девочек). И то и другое - явный результат ненормального питания. За последние годы резко изменились показатели динамометрии: у мальчиков снизились с 13,9 до 6,5 кг, у девочек - с 10,8 до 5,5 кг. (В.М. Лебедев, Э.И. Жук, 2002) [15, c.23]. Не случайно в Послании Президента ФС РФ от 30 ноября 2010 г. Д. А. Медведев отметил развитие ценностей здорового образа жизни как приоритет политики в сфере детства [1]. В ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 51) [2], указано, что сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач образовательной политики. Образовательные организации обязаны создавать условия, гарантирующие его охрану и укрепление. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» [3] выделяется специальный раздел по созданию условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, на занятия физической культурой и спортом. В постановлении коллегии Минобрнауки, Госкомспорта РФ и Президиума РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» (23. 05. 2002 №11/9/6/5.) [4] особое внимание уделяется вовлечению обучающихся в регулярные занятия физической культурой и спортом с целью профилактики заболеваемости школьников, оптимизации их умственной и физической работоспособности.

На сегодняшний день физкультурно-оздоровительная деятельность является одной из форм человеческой деятельности, направленной на формирование полноценного здорового индивида, это деятельность с целью улучшения физического состояния и здоровья. Она такая же важная, как трудовая или учебная деятельность. Физкультурно-оздоровительная деятельность — это сознательно регулируемая двигательная активность человека, направленная на развитие и совершенствование собственного здоровья и бережному к нему отношению. Проблема заботы о собственном здоровье всегда будет самой первостепенной, поскольку от здоровья человека зависит самое главное — его жизнь. Забота о здоровье начинается с самого рождения, сначала она лежит на руках родных и близких, затем на руках воспитателей в детском саду, чуть позже в школе, зависит от работы учителей. Мы фиксируем внимание именно на школьниках, так как физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня ученика имеет огромное значение. Она включает систему организационных мероприятий, направленных на повышение функционального состояния, оздоровление школьника средствами физической культуры. Физкультурно-оздоровительная работа способствует повышению двигательной активности учащихся, воспитанию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

При всей значимости урока, как основы процесса физического воспитания в школе, ведущая роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями принадлежит внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее т. к. даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно - массовой работой, главной целью которой является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника.

В последние годы эта работа обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности. Опора на психологические и возрастные особенности школьников позволяет формировать потребность использования физической культуры и спорта в их повседневной деятельности.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, как правило, должны охватывать всех учащихся каждой школы.

Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания с 1 по 11 класс должен быть «физически совершенный» человек.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируются в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.

Наблюдая на протяжении ряда лет за формированием организма, мы обычно интересуемся состоянием здоровья детей, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс этих показателей создает полное представление об организме детей.

Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.

Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.

На фото ученики 7 - В класса ФГКОУ «СОШ №8» г. Севастополь. t1680211691aa.jpg

1.1 Характеристика и значение утренней зарядки, ее разновидности.

Утренняя гигиеническая гимнастика - зарядка - одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После пробуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается. Процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык ею заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.

У людей, систематически выполняющих зарядку, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность, укрепляется здоровье. Зарядка полезна людям разного возраста. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии).

Физические упражнения зарядки - простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья - подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс. Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой – получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия - на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры - влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом - купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Лицам пожилого возраста, а также лицам, с какими-либо нарушениями здоровья, перед тем как начать занятия зарядкой, следует посоветоваться с врачом и проводить занятия под его контролем. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важен самоконтроль - наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена, главным образом, на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Сочетание утренней гимнастики с водными процедурами очень полезно для закаливания детского организма.

Зарядка, которая проводится сразу же после ночного сна, помогает «пробудить» ребенка, усилить деятельность всех органов и систем и организованно начать день в дошкольном учреждении.

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки развитие физических качеств), умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Виды гимнастики (зарядки).

Как сообщает «Большая Советская Энциклопедия», само слово «гимнастика» происходит от греческого gymnazo, что означает «тренирую, упражняюсь». Гимнастика развивает все пять физических возможностей человека – силу, выносливость, скорость, координацию и гибкость. Гимнастика служит для укрепления здоровья, гармоничного развития человека, его физического совершенствования. Гимнастика может воздействовать как на весь организм в целом, так и на отдельные органы и системы. То есть, по большому счету, под обозначение «гимнастика» мы можем подставить какие угодно физические упражнения. Однако же гимнастика имеет весьма четкое подразделение.

Основная гимнастика применяется для общего физического развития и укрепления здоровья человека. А также основная гимнастика может использоваться для развития у человека новых двигательных навыков, или для подготовки занимающегося к более сложным двигательным действиям. Основная гимнастика может включать такие упражнения, как ходьба, бег, метание, лазание, упражнения для координации, преодоление препятствий, ползание, поднимание и переноска груза и многое другое. Основная гимнастика может использовать подручные спортивные снаряды, например, гимнастический конь, кольца, брусья, перекладина, бревно и другое.

Гигиеническая гимнастика не ставит целью тренировку организма. Гигиеническая гимнастика улучшает самочувствие и настроение человека, устраняет застойные явления, улучшает кровообращение и лимфообращение, и в целом работу всего организма. Гигиеническая гимнастика является отличным средством для профилактики разнообразных заболеваний. Гигиеническая гимнастика не использует обычно никаких подручных средств, даже небольшие гантели исключены.

Атлетическая гимнастика имеет целью вызвать значительные изменения у человека. Атлетическая гимнастика ведет к развитию мышц, росту мышечной массы, силы и выносливости. Атлетическая гимнастика – это многократное повторение одних и тех же упражнений со все возрастающей нагрузкой. Атлетическую гимнастику обычно рекомендуют молодым здоровым мужчинам в качестве средства общего физического развития. Но при этом предлагают сочетать атлетическую гимнастику со спортивными играми, бегом или плаванием. Это необходимо, чтобы снизить возможное негативное влияние атлетической гимнастики.

Ритмическая гимнастика отличается тем, что интенсивность и темп движений задается ритмом специальной музыки. Ритмическая гимнастика использует разнообразные мероприятия, по-разному влияющие на организм. Бег и прыжки влияют на сердечно-сосудистую систему и развивают выносливость, приседания и наклоны действуют на двигательный аппарат, расслабление и растяжка мышц влияют на нервную систему, упражнения в положении лежа развивают силу мышц и подвижность суставов, танцевальные движения развивают пластичность и так далее. Таким образом, в зависимости от применяемых мероприятий, ритмическая гимнастика может носить атлетический, танцевальный, психорегулирующий, оздоровительный или смешанный характер.

Лечебная гимнастика является основной формой профилактики, лечения и реабилитации при различных заболеваниях. Лечебная гимнастика применяет такие упражнения, которые направлены на восстановление функций пораженного органа, но отсутствует усиленная нагрузка на него. Лечебная гимнастика может использовать также такие упражнения, как дозированная ходьба, специальные дыхательные упражнения, прогулки, спортивные игры, плавание, катание на лыжах и другое. Ценность ее еще и в том, что помимо лечебного действия, лечебная гимнастика оказывает общее положительное воздействие на организм. Лечебная гимнастика проводится исключительно под контролем врача. Врач решает, какова должна быть физическая нагрузка для данного пациента с его конкретным заболеванием. Поэтому в большинстве случаев лечебная гимнастика носит индивидуальный характер.

Спортивная гимнастика - это не только один из самых зрелищных и захватывающих видов спорта, но один из древнейших видов спорта, который включает в себя соревнования на гимнастических снарядах, в опорных прыжках и вольных упражнениях. Спортивная гимнастика не должна оставлять никого равнодушными, это вид спорта, когда можно наблюдать различную реакцию у телезрителя: от восторга и до сильного волнения. Мы не устаём удивляться, когда видим различной сложности вращения, маховые движения, стойки на руках. А ведь, сколько сил и труда вложено гимнастами на реализацию данных упражнений.

Художественная гимнастика - это не просто вид спорта. Это тандем гармонирующих друг - другу искусства и спорта. Художественная гимнастика не ограничивается силой, выносливостью и ловкостью. Перед спортсменками стоит довольно непростая задача: они должны чувствовать ритм, подбирать к нему выразительные движения. Другими словами: гимнастки должны воспитывать в себе эстетическую духовность. Сложные комбинации, состоящие из гимнастических, акробатических, танцевальных, плавных, гибких, пластичных упражнений с предметами ( скакалка, обруч, лента, мячик), в сопровождении красивой музыки - вот что такое художественная гимнастика. Детская художественная гимнастика способствует гармоничному физиологическому развитию, помогает развиваться эстетически, формирует вкус.

Гимнастика для увеличения гибкости или стретчинг - это, в общем-то, английское слово, означающее тянуть, вытягивать или растягивать. В гимнастике стретчингом называют физические упражнения для увеличения гибкости тела. Занятия способствуют выработке умения выполнять движения с максимально возможной амплитудой. Хотя большее значение имеет собственно возможность увеличить объем движений в суставах.

Люди и не подозревают, что стретчинг – это обычные упражнения на гибкость, которые используют в школе на уроках физкультуры, не говоря уже об игровых видах спорта и восточных единоборствах. Стретчинг - это просто всем известная растяжка, которая, собственно, как отдельный вид спорта не практикуется, но с оздоровительной точки зрения - необходима.



На фото Маркова Ксения, ученица 5-В класса ФГКОУ «СОШ №8» г. Севастополь.

t1680211691ab.jpg

1.2 Утренняя зарядка в музыкальном сопровождении как средство развития физических качеств школьников.

Занятия физической культурой – это, прежде всего, воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель преподавателя, и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких средств и методов работы с детьми является гимнастика.

Гимнастика – многофункциональная дисциплина, это свойство открывает широкие возможности гимнастических упражнений в варьировании способов выполнения и дозирования нагрузки для целенаправленного развития функций организма, психических и личностных свойств занимающихся, решения образовательных и воспитательных задач. Широкий арсенал гимнастических упражнений, отличающийся аналитическим, избирательным воздействием на системы организма, позволяет применять их для решения педагогических или оздоровительных задач (Н.Г. Лутченко, 2007).

Гимнастика способна улучшать здоровье и психическое состояние людей, снизить риск заболеваний, регулировать работу организма, повысить «жизненный тонус», активность, работоспособность, улучшать физические кондиции (повысить силу, выносливость мышц, развивать гибкость, координацию движений, функциональные возможности организма) (А.В. Менхин, Ю.В. Менхин, 2002). [ ]

В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных средств физической культуры с оздоровительной направленностью. В большинстве случаев это – направления оздоровительных видов гимнастики: утренняя гимнастика (зарядка), ритмическая гимнастика, аэробика, стрейтчинг, шейпинг и другие. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение функциональных возможностей человека.

Одним из видов оздоровительной физической культуры является утренняя гимнастика (зарядка). Она не только укрепляет здоровье, но и совершенствует умение управлять собой, одновременно воздействуя на психоэмоциональную и двигательную сферу занимающихся. С каждым годом растёт количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, координации движений, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям (Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г., 2005). [ ]

В комплекс утренней гимнастики входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм.

Выполнение упражнений в утренней гимнастике (зарядке) имеет свои особенности: каждое упражнение в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся;

многократные повторения каждого движения, их сочетаний в связках, сериях и целом потоке - определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата;

большинство упражнений красивы по форме и стилю исполнения, движения в них свободны, что создает благоприятные условия для воспитания выразительности и развития пластичности;

ритмичное музыкальное сопровождение, а также красивая и точная демонстрация движений преподавателем создают положительный эмоциональный фон, соответствующий настроению и вкусу занимающегося;

отдельные упражнения объединяются в комплексы, позволяющие включить в работу большое количество мышечных групп, обеспечить гармоничность воздействия.

Отсутствие жестких требований к техническому обеспечению, возможность индивидуального выбора удобной и красивой экипировки и смены ее в соответствии с изменениями моды, общая «веселая» обстановка делают ритмическую гимнастику популярной и массовой. В целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья (по теории валеологии - в «зоне устойчивого здоровья»), в гармоничном физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частные задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка.

Одним из сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под её влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Ритмичная музыка является могучим воспитывающим и организующим средством (Ю.В. Менхин, А.В. Менхин, 2002). [ ]

Глава 2. Утренняя зарядка как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы со школьниками и методика ее проведения.

Утренняя зарядка – одна из разновидностей оздоровительно - развивающего направления в гимнастике. По своему содержанию и используемым средствам это – своеобразный синтез гимнастики, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Однако при любом отношении используемых средств гимнастика является основной и доминирующей частью занятия. Лишь при таком условии обеспечивается многоплановый эффект оздоровительного и развивающего воздействия занятия. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей.

Воздействие утренней зарядки на организм человека можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится, прежде всего, на сердечно - сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества.

Утренняя зарядка относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность. О.А. Иванова и Л.А. Ланцберг (1984) [ ] определяют ритмическую гимнастику как разновидность гимнастики, система упражнений которой даёт занимающимся бодрость, мышечную радость, повышает тонус нервной системы.

Зарядка – общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики. Ее доступность в том, что содержание комплексов базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для занятий ею не требуется специального оборудования. Эффективность зарядки заключается в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений утренней зарядки, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям школьников, а также стремлением согласовывать свои движения в коллективе и возможностью демонстрировать хорошо отработанные упражнения (Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е.Фирилёва,2001). [ ]

Утренняя зарядка считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из общеразвивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других, несложных по технике исполнения упражнений. Важным элементом утренней гимнастики является музыкальное сопровождение. С помощью этих средств можно дозировать величину физиологической нагрузки на организм, управлять психологическим состоянием занимающихся, повышать их активность на занятии (М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков, 2001). [ ]

Комплекс утренней гимнастики традиционно состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительную часть входили упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамического характера: различные виды ходьбы на месте и в движении, упражнения типа потягивания, разнообразные варианты бега, что позволяло подготовить организм к решению более сложных задач занятия.

Основная часть состояла из общеразвивающих упражнений и упражнений разминочного характера: поднимание рук вверх, в стороны, упражнения для мышц шеи: различные наклоны головы, сопровождающиеся полуприседом, упражнения для туловища и ног; упражнения выполнялись из различных исходных положений: стоя, сидя и лёжа. В этой части решаются задачи на развитие основных видов движений, обучению двигательным действиям

На фото Лукашевич Даша, ученица 7-В класса ФГКОУ «СОШ №8» t1680211691ac.png

2.1. Комплексы упражнений утренней гимнастики.

Комплексы утренней зарядки проводились в различных вариантах: включались в основную часть физкультурного занятия, как «ритмический блок», заменяя комплекс общеразвивающих упражнений, вместо заключительной части физкультурного занятия, что усиливало её оздоровительный и эмоциональный эффект. Каждый комплекс утренней гимнастики был составлен под определённое музыкальное сопровождение и направлен на развитие конкретных двигательных способностей (развитие гибкости, координации движений, комплексы на расслабление, дыхание). Обычно в физкультурное занятие включался один комплекс утренней гимнастики: в основную часть занятия или в заключительную в зависимости от задач, поставленных на занятии. Каждый комплекс включает в себя 5-6 упражнений определённой направленности и длится 3-4 минуты.

Существуют различные комплексы утренней зарядки, их нужно периодически менять. Можно по своему усмотрению менять только некоторые упражнения в комплексе. При различных заболеваниях нужно включать в комплексы утренней зарядки специальные упражнения лечебной физкультуры.

В комплексе утренней зарядки применяются несколько групп упражнений: строевые, специальные упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, упражнения художественной гимнастики и нетрадиционных оздоровительных видов гимнастики (Н.В.Казакевич, Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилёва,2001). [ ]

Содержание комплекса утренней зарядки составляют:

движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи;

разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;

элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;

танцевально-хореографические элементы.

Для проведения гимнастики целесообразно учащихся объединять по группам классов: I-III, IV-VI, VII-VII, IX-XI. Однако, в зависимости от конкретных услови и по усмотрению администрации школы и педагогов, она может проводиться с каждым классом отдельно.

Ниже приводятся примерные комплексы упражнений для разных групп классов.

 

I-III классы


 Комплекс 1

1. Ходьба на месте с широкими, свободными движениями руками.

2. И.п. —  стойка  боксера  (левая  рука  впереди,  кисти сжаты в кулаки).

1 – 4     попеременное сгибание и разгибание рук.

3. И.п. — основная стойка (о.с.). 1 — руки к плечам, правую ногу в сторону на носок, наклон туловища вправо; 2 — и.п.; 3—4 — то же другой ногой.

4. И.п.  —  руки  на  поясе.  1 — наклон  туловища,  вперед прогнувшись;

2 — и.п.; 3 — наклон туловища назад, руки в стороны; 4 — и.п.

5. И.п. — о.с. 1 — присед, руки вперед; 2 — и.п.; 3—4 — то же, что 1-2.

6. И.п. — руки в стороны. 1 — прыжок ноги врозь, руки вниз; 2 — и.п.; 3—4 — то же, что 1 -2.




Комплекс 2


1. Ходьба на месте с движениями руками (вверх, в стороны, к пле­чам, к груди и т.д.).

2. И.п. — о.с. 1—2 — поднимаясь на носки, руки вверх, потянуться; 3—4 — и.п.

3. И.п. — руки на поясе. 1 — присед или полуприсед, руки в сторо­ны; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вверх, 4 — и.п.

4. И.п. — то же. 1 — наклон туловища вправо, правую ногу в сторону на носок, левую руку вверх; 2 — и.п., 3—4 — то же влево.

5. И.п. — то же. Прыжки на месте. 1 — ноги врозь; 2 — и.п.; 3 — пра­вую вперед, левую назад; 4 — и.п.; 5—8 — то же, но на счет 7 левую вперед, правую назад.

 


Комплекс 3


1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедер.


t1680211691ad.jpg,


На фото Борисова Алена, ученица 7-В класса ФГКОУ «СОШ №8» г. Севастополь


2. И.п. — о.с. 1 — руки на пояс; 2 — руки к плечам; 3 — руки верх, потянуться; 4 — и.п.

3. И.п. — руки за головой. 1—2 — поворот туловища направо; 3-^4—то же налево.

4. И.п. — руки к плечам. 1 — полуприсед, руки вперед; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вверх; 4 — и.п.

5. И.п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — наклон туловища к правой ноге; 2 — наклон вперед; 3 — наклон к левой ноге; 4 — и.п.

6. И.п. — о.с., руки на поясе. 1-3 — прыжки на месте; 4 — прыжок с поворотом на 90°.

 


IV-VI классы

 

Комплекс 1


1. И.п. — о.с. 1 — руки вперед; 2 — руки вверх, прогнуться; 3 — руки в стороны; 4 — и.п.

2. И.п. — то же. 1—4 — круги руками вперед; 5—8 — то же назад.

3. И.п. — руки на поясе. 1 — выпад правой ногой вперед; 2—3 — два пружинящих покачивания в выпаде; 4 — и.п.; 5—8 — то же левой ногой.


t1680211691ae.jpg


4. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — руки через стороны вверх, наклон туловища вправо; 2 — и.п.; 3—4 — то же влево.

5. И.п. — руки за головой. 1 — полуприсед, руки вверх; 2 — и.п.; 3 — присед, руки в стороны; 4 — и.п.

6. И.п. — руки на поясе. 1—4 — прыжки на обеих ногах, 5—8 — прыжки на левой; 9—12 — прыжки на правой.

Начинать и заканчивать комплекс ходьбой на месте с движениями руками (вперед, в стороны, к плечам, за голову, на пояс).


Комплекс 2


1. Ходьба на месте с различными движениями руками.

2. И.п. — о.с. 1 — руки вперед, 2 — руки вверх; 3 — руки в стороны; 4 — и.п.

3. И.п. — руки за головой. 1—3 — наклоны туловища вправо; 4 —и.п.; 5—8 — то же влево.

4. И.п. — стоя ноги врозь пошире, руки на поясе. 1 — наклон туло­вища к правой ноге; 2 — и.п.; 3 — то же к левой; 4 — и.п.

5. И.п. — руки за головой. 1 — наклон туловища назад; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вперед; 4 — и.п.

6. И.п. — руки на поясе. Прыжки на месте. 1 — ноги врозь; 2 — ноги скрестно, правая перед левой; 3 — ноги врозь; 4 — скрестно, левая перед правой.

 

Комплекс 3


1. Ходьба на месте с движениями руками.

2. И.п. — о.с. 1—4 — круги руки и вперед; 5—8 — круги руками назад.

3. И.п. — руки на поясе. 1 — наклон туловища вправо; 2 — наклон влево; 3 — наклон назад; 4 — и.п.

4. И.п. — руки за спиной, пальцы в «замок». 1 — присед; 2 — и.п.

5. И.п. — руки на поясе. 1 — выпад правой ногой вперед, руки в стороны; 2 — и.п.; 3—4 — то же другой ногой.

6. И.п. — то же. 1 — прыжок ноги врозь, руки вверх; 2 — и.п.; 3 — прыжок ноги врозь, руки в стороны; 4 — и.п.

 


VII-VIII классы

 

Комплекс 1


1. И.п. — руки в стороны. 1 — правую руку к плечу, левую в сторону; 2 — и.п.; 3 — левую руку к плечу, правую в сторону; 4 — и.п.

2. И.п. — руки вверху. 1 — круги руками внутрь; 2 — наклон тулови­ща вправо; 3 — круги руками наружу; 4 — наклон туловища влево.

3. И.п. — о.с. 1 — присед, руки в стороны; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вперед; 4 — и.п.

4. И.п. — руки вверху. 1 — поворот туловища направо, руки в сторо­ны; 2 — и.п.; 3—4 — то же налево.

5. И.п. — руки за головой. 1 — наклон туловища, вперед прогнувшись, руки в стороны; 2 — выпрямиться, руки к плечам; 3 — наклон туловища назад, руки на поясе; 4 — и.п.


t1680211691af.jpg


6. И. п. ~ руки на поясе. 1—3 — прыжки на обеих ногах; 4 — прыжок с поворотом на 180°.

Начинать и заканчивать комплекс ходьбой на месте с движениями руками (круги внутрь, наружу, вперед, назад, дуги внутрь, наружу)


Комплекс 2


1. Ходьба на месте с различными движениями руками.

2. И.п. — о.с. 1 — руки к плечам; 2 — руки вверх, подняться на носки; 3 — руки в стороны; 4 — и.п.

И.п. — руки в стороны; Т — присед, руки на поясе; 2 — и.п.; 3 — при­сед, руки в стороны; 4 — и.п.



t1680211691ag.jpg


4. И.п. — руки перед грудью. 1 — выпад вправо, руки в стороны; 2 — и.п., 3—4 — то же влево.

5. И.п. — руки к плечам. 1 — поворот туловища направо, руки в стороны; 2 — и.п., 3—4 — то же налево.

6. И.п. — о.с. 1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 — прыж­ком ноги вместе, руки вверх; 3 — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 4 — прыжком вернуться в и.п.

 

Комплекс 3


1. Ходьба на месте с поворотами (налево, направо, кругом).

2. И.п. — руки на поясе. 1 — руки перед грудью; 2 — руки вверх; 3 — руки в стороны; 4 — и.п.

3. И.п. — то же. 1 — выпад вправо, правую руку в сторону; 2 — и.п.; 3-4 — то же влево.

4. И.п. — руки за головой. 1 — наклон туловища назад; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вперед; 4 — и.п.

5. И.п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — поворот туловища направо, руки в стороны; 2 — и.п.; 3—4 — то же налево.

6. И.п. — о.с. 1—4 — прыжки на обеих ногах с различными движени­ями руками.



IХ-ХI классы

 

Комплекс 1


1. И.п. — о.с. 1—4 — круги руками вперед; 5—8 — круги руками назад.

2. И.п. — руки вверху. 1 — правую руку к плечу, левую за голову; 2 — и.п., 3—4 — то же со сменой положения рук.

3. И.п. — о.с. 1 — полуприсед, левую руку в сторону, правую вверх; 2 — и.п.; 3-4 — то же со сменой положения рук.

4. И.п. — то же. 1 — руки за голову, правую ногу назад на носок, 2—и.п.; 3—4 — то же левой ногой.

5. И.п. — то же. 1 — выпад вправо, руки вперед; 2 — и.п.; 3—4 — то же влево.

 



Комплекс 2


1. И.п. — о.с. 1 — руки в стороны; 2 — и.п.; 3 — руки вверх, поднять­ся на носки; 4 — и.п.

2. И.п. — полуприсед, руки на коленях. 1 — наклон туловища назад, руки вверх (ладонями наружу); 2 — выпрямиться, руки на пояс; 3 — наклон туловища вперед прогнувшись, руки вперед (тянемся к носкам); 4 — и.п.


t1680211691ah.jpg


3. И.п. — стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 — поворот туловища направо, руки в стороны; 2 — и.п.; 3—4 — то же налево.

4. И.п. — то же. 1 — наклон туловища влево, руки вверх; 2 — и.п., 3—4 — то же вправо.

5. И.п. — о.с. 1 — выпад правой ногой вперед, руки в стороны; 2 — присед или полуприсед, руки на колени; 3 — выпад вправо, руки вверх; 4 — и.п.; 5 — выпад левой ногой вперед, руки в стороны; 6 — присед или полуприсед, руки на коленях; 7 — выпад влево, руки вверх; 8 — и.п.

6. И.п. — руки на поясе. 1—4 — подскоки на правой ноге с поворо­том на 90° (на каждый счет). 5—8 — то же на левой ноге в другую сторону.

 



Комплекс 3



1. И.п. — о.с. 1—2 — руки через стороны вверх, подняться на носки; 3—4 —и.п.

2. И.п. — руки на поясе. 1-4 — круг туловищем вправо, 5—8 —то же влево,

3. И.п. — то же. 1— полуприсед на правой ноге, левую вперед на носок, руки в стороны; 2 — и.п.; 3—4 — то же со сменой положения ног.


4. И. п. — упор лежа, руки на полу. Сгибание и разгибание рук.


t1680211691ai.jpg


5. И.п. — стойка ноги врозь, руки за головой. 1 — наклон туловища вправо; 2 — и.п.; 3—4 — то же влево.

6. И.п. — руки на поясе. Прыжки на месте. 1—4 — на правой ноге; 5—8 — на левой.


2.2 Методика проведения утренней зарядки.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в начальной школе длительность ее составляет 3–4 мин; в средней – 5–6 мин.

В утренней зарядке используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.

Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И преподаватель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита. Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего школьного возраста строят в круг, врассыпную. При таком построении преподавателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен). Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6–8 раз.

Полезно менять скорость ходьбы – от медленной до быстрой, от быстрой до медленной

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Преподаватель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу»).

Бег на утренней зарядке в начальных классах школы сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонне по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях. Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается: для младшего возраста она составляет 30–40 с, для среднего – 45-–50 с, для старшего – 55–60 с, (эти нормы могут быть изменены в зависимости от достояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей). Преподаватель следит, чтобы в помещении, на площадке с твердым грунтом дети бегали на носках, поднимая выше колени.

В утреннюю зарядку включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, по кругу и др.); перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики); впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него. Прыжки могут чередоваться с полуприседаниями, ходьбой (например, на 4–8 счетов – прыжки и на 4–8 счетов – полуприседания или ходьба); повторяются такие сочетания 3–4 раза. В младших классах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

В конце зарядки, после бега в чередованиях с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм.

Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности. Для учащихся начальной школы рекомендуется 8–10 упражнений; для учащихся средней школы 12–14 и т.д.

Упражнения выполняются в разном темпе: сначала в среднем темпе, потом в быстром, потом в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес к занятию.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, на животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночники неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшего школьного возраста выполняются из исходного - узкая стойка ноги врозь.

Упражнения для мышц туловища в начальной школе выполняются из положения -узкая стойка ноги врозь, а в средней школе – стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в начальной школе используется узкая стойка ноги врозь, а в средней школе – основная стойка.

Во время утренней гимнастики преподаватель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего школьного возраста).

В процессе утренней гимнастики преподаватель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки. При выполнении упражнений преподаватель закрепляет у детей навыки правильного дыхания [1, c. 40].















Заключение.

Здоровье человека — это одна из самых важных тем, которая является актуальной уже в течение долгого времени. Существуют разнообразные формы и технологии, способствующие укреплению здоровья, одной из них является утренняя зарядка.

Зарядка – общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики. Ее доступность в том, что содержание комплексов базируется на простых общеразвивающих упражнениях, и для занятий ею не требуется специального оборудования. Эффективность зарядки заключается в её разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека.

Данная методическая разработка была посвящена обобщению и систематизации материала по воспитанию культуры здоровья как составляющей общей культуры человека, формированию комплекса упражнений для утренней зарядки школьников, методике ее проведения.

В процессе работы с нормативной, психолого-педагогической литературой, общения на форумах сети Интернет выявлена актуальность темы, определены цели и задачи работы.

В работе дана характеристика, установлено значение, определены разновидности утренней зарядки. Показано, что утренняя зарядка является эффективной формой физкультурно-оздоровительной работы со школьниками, а утренняя зарядка в музыкальном сопровождении является эффективным средством развития физических качеств обучающихся: увеличивает общий уровень двигательной активности, повышает настроение, самочувствие, интеллектуальную активность школьников.

Для разновозрастных групп учащихся разработаны комплекс упражнений и методика проведения утренней зарядки. Осуществлено внедрение разработки в собственную педагогическую практику. При этом выполнение утренней зарядки оказалось не единичным мероприятием, а массовой практикой. Участниками этого процесса стали не только учащиеся, но и их родители.

На основании выше изложенного можно утверждать, что выполнение и внедрение методической разработки по теме: «Значение утренней зарядки в жизни школьников» позволило повысить собственный уровень психолого-педагогической компетенции в вопросах воспитания культуры здоровья и внедрения в массовую практику здоровье сберегающих технологий для профилактики нарушений состояния здоровья обучающихся в школе.

Цель, поставленная в методической разработке, достигнута, задачи выполнены.























Литература

Федеральные Законы

Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 (Президент Медведев Д.А.)

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3 Развитие образования) (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)

Решение Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ от 23. 05. 2002 N 11/9/6/5 " О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ "

Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)

Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Указ Президента РФ от 20.04.1993 N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»

Приказ Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ и Российской Академии образования от 16 июля 2002 г. N 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации"

«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2007 год.

Ананьев В.А. и др. Общая валеология: Конспект лекций /Под ред.Петленко В.П СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 2000.

Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. Просвещение, 1984 г.

Бальсевич В.К. Здоровье в движении М. «Советский спорт», 1988 г.

Богословский В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию, М. Просвещение, 1984 г.

Бондин В. И “Атлас физических упражнений для красоты и здоровья”,М.: Физкультура и спорт, 1990г.

Блум Ф Лейзерсон А Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ М.: Мир, 1988.

Гук Е.П., Полиевский С.А. Физкультура и закаливание в семье, Москва, «Медицина», 1984 г.

Ермакова З.И. На зарядку, малыши! – 2-е изд., перераб. – Мн., «Нар. Асвета», 1981

Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, М. Фис. 1970.

Искусство быть здоровым. Сборник, часть 1 и 2. Автор-составитель Чайковский А.М., Шенкман А.Б., Москва, 1987 г.

Каменцер М.Г. Урок после урока. М. «Физкультура и спорт». 1972.

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М., «Просвещение», 1972. С. 203 – 208.

Козырева, О.В. Оздоровительно-развивающие игры для школьников./О.В.Козырева .-М.: Просвещение, серия: Школьное воспитание, 2007.

Комплексная оценка физического развития состояния здоровья детей и подростков. –М.: Творческий центр,2004.

Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. – 1984. – №1. – с. 20–27.

Куценко Г. И., “Книга о здоровом образе жизни”, М.: Профиздат, 1987г.

Маханева, М.Д. С физкультурой дружить – здоровым быть!» /М.Д.Маханева.-М.: Сфера, серия: Синяя птица , 2009.

Микулич П. В Орлов Л. П “Гимнастика”, М.: Физкультура и спорт, 1959г.

Нарскин Г.И. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Г.И. Нарскин, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева и др.; Под. Ред. Г.И. Нарскина. – Мн.: «Полымя», 2002. – С.17 – 18, 122 – 131.

Наталов Г.Г. Введение в физическую культуру, Краснодар, 1995

Никитин Б. Развивающие игры, Москва, «Педагогика», 1985 г.

Николаев А.Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности. Теория и практика физкультуры, 1997, №6 с. 2–10

Очерки по теории физической культуры (составитель и общ. редакция Матвеев П.П.) Фис, 1984 г.

Попков, А.В. Антистрессовая пластическая гимнастика.-/А.В.Попков. –М.: Советский спорт, 2005-164с.

Популярная медицинская энциклопедия, Гл. ред. Покровский В. И., 1991г.

Скрипалев В.С. Стадион в квартире, Москва. 1987 г.

Теория и методика физического воспитания учебник для институтов физической культуры под редакцией Матвеева П.П. и Новикова А.Д. – т 1. – М.: Изд-во Фис, 1976 г.

Уткин В. Л., Бондин В. И., “Атлас физических упражнений для красоты и здоровья”, М.: Физкультура и спорт, 1990г










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.