Программа для дошкольников «Знакомство с родным краем "Мой край, моё Поморье"»
Знакомство дошкольников с родным краем
Автор:
Помелова Надежда Сергеевна,
воспитатель
Северодвинск
2014г.
Родной свой край люби и знай!
Пояснительная записка
Понимание «родной край» у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одно из важных и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Для решения этих задач необходимо дать детям представления о родном крае, его истории, культуре, традициях народа, населяющего его.
Кроме того, региональный компонент - это часть образовательной программы, формируемая дошкольным учреждением самостоятельно.
Основные принципы:
Принцип здоровьесбережения при организации образовательной деятельности;
принцип единства обучения и воспитания;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей на разных этапах дошкольного возраста;
принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования;
принцип интеграции образовательных областей и построения содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Главная цель:
Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края.
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностями и традициями северного поморского края;
2. Формировать представления о родном городе, области: истории, улицах и архитектуре;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость через искусство северных мастеров, фольклор поморов;
4. Познакомить детей с именами знаменитых людей северного края;
5. Воспитывать гордость и уважение к родному городу.
Основные блоки:
«Мой город – мой край»,
«Поморы – северный народ»,
«Богатство родного края»,
«Декоративно-прикладное искусство»,
«Северные мотивы».
Содержание всех блоков рассматривается в каждой возрастной группе, изменяется только объем материала и формы организации образовательной деятельности. Например, во второй младшей группе мы только начинаем знакомить детей с художественной литературой народов Севера, с народным творчеством - загадками, небольшими сказками и стихотворениями. А в подготовительной к школе группе дети уже должны знать, что каждый народ имеет свои эпосы, былины, песни, что народная мудрость раскрывается в пословицах, загадках, должны иметь представления о жанрах художественного творчества, характерного для каждого народа.
Таким образом, мировоззрение детей, обогащенное новыми знаниями и представлениями, меняется и наполняется значимыми для формирования личности ребёнка понятиями и выводами.
Поморский
Север
Области образовательной деятельности
Содержание программы
Блок 1. «Мой город – мой край»
Содержание первого блока направлено на формирование у детей представлений о Поморье, как части России, о государственных символах и символах родного города (гербе, флаге, гимне). В ходе работы знакомим детей с достопримечательностями, историей города, городским укладом; с понятием город, основными улицами, архитектурными сооружениями и культурно-историческими памятниками.
Возрастная группа |
Содержание работы |
Целевые ориентиры
|
3-4 года
вторая младшая группа |
Дать детям представления о городе, в котором они живут. Познакомить дошкольников с названием родного города, края. Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли (в парке, бору, детском парке, на набережной и пр.)
|
имеют представление о городе, в котором живут; знают название родного города, края; умеют рассказывать о том, где они гуляли.
|
4-5 лет
средняя группа
|
Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях. Познакомить детей с названиями улиц города. Рассказать о самых красивых местах родного города. Дать доступные их пониманию представления о государственной символике (гербе, флаге, гимне). Воспитывать интерес и любовь к родному краю. |
имеют знания о родном городе, его достопримечательностях; знают названия улиц родного города; имеют представление о государственной символике (гербе, флаге, гимне). |
5-6 лет
старшая группа
|
Углубить первоначальные представления о родном крае, как части России. Научить определять на карте территорию Архангельской области, как региона России. Познакомить с гербом, флагом, гимном города. Уточнить представления о городе, в котором живут. Познакомить с другими городами Поморья, с реками, музеями, предприятиями.
|
имеют первоначальные представления о Поморье; умеют определять на карте территорию Архангельской области, как региона России; знают и отличают городскую символику (герб, флаг, гимн); имеют представление о крупных городах Архангельской области; имеют представление о культурно-исторических памятниках города.
|
6-7 лет
подготовительная группа
|
Закрепить знания детей о крае и родном городе, его своеобразии, достопримечательностях, о государственной и городской символике (гербе, флаге, гимне), основных отраслях производства области. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поддерживать интерес к событиям, происходящим в крае, городе. Воспитывать чувство гордости за достижения знаменитых людей родного края. Развивать любознательность, речь.
|
знают название края, родного города, крупные города области; имеют представление о достопримечательностях края и города; знают и отличают государственную и городскую символику (герб, флаг, гимн); знают основные отрасли производства области; имеют представление о событиях, происходящих в городе.
|
Блок 2. «Поморы – северный народ»
Второй блок включает в себя работу по ознакомлению дошкольников с коренным народом – поморами, их занятиями, традициями, обычаями, бытом и играми. Использование народного календаря помогает познакомить детей с годовым циклом жизни коренного народа, с его духовным, этическим и эстетическим потенциалом.
Возрастная группа |
Содержание работы |
Целевые ориентиры
|
3-4 года
вторая младшая группа |
Знакомить детей с коренным народом – поморами. Дать элементарные знания о жизни и основных занятиях этих народов. Воспитывать чувство дружбы. Труд людей. Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых. Формировать положительное отношение к труду. Обогащать представления детей о трудовых операциях и результатах труда. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде. Знакомить с трудом работников ДОУ (медсестра, повар, воспитатель и т.д.), с профессиями врача, продавца, строителя, шофера. Игры. Развивать интерес к различным видам игр. Познакомить детей с северными играми и движениями. Помогать детям объединяться для игры в группы на основе личных симпатий. Приучать соблюдать в ходе игры элементарные правила. |
имеют представление о коренном народе Архангельской области; имеют представление о жизни и основных занятиях этого народа; имеют представление о профессиях сотрудников ДОУ; знают элементарные игры народов севера.
|
4-5 лет
средняя группа
|
Дать доступные представления о праздниках, традициях в одежде, еде, нравственных устоях народа севера (доброта, честность, высокая нравственность, уважительные отношения между родителями и детьми). Труд людей. Познакомить детей с занятиями коренного народа (охотоводство, рыболовство). Воспитывать уважение к труду взрослых, желание трудиться. Объяснить детям значимость труда. Познакомить с различными орудиями труда. Игры. Продолжать знакомить детей с северными играми. Учить точно выполнять правила игры.
|
имеют представление о праздниках, традициях в одежде, еде, нравственных устоях народов севера; имеют представление о занятиях коренных народов (охотоводство, рыболовство); знают поморские игры.
|
5-6 лет
старшая группа
|
Знакомить детей с коренным народом. Углубить представления о его жизни и основных занятиях. Расширить представления о праздниках, традициях в одежде. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Труд людей. Уточнить представления детей о производстве, орудиях труда, материалах, о влиянии на образ жизни людей природных условий севера. Познакомить дошкольников с замечательными людьми, прославившими свой край. Расширить знания детей о людях разных профессий: строителях, работниках транспорта, связи, педагогах, врачах. Дать представления о важности и значимости каждой профессии. Воспитывать чувство благодарности к людям за их труд. Углубить представления детей о народных промыслах (пушном, рыбном). Движения и игры. Продолжать знакомить детей с различными видами игр народов севера, воспитывающих ловкость, смелость, находчивость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве. Продолжать учить детей подражать движениям животных, птиц, насекомых. Передавать через движения образы животных.
|
имеют представление о жизни и основных занятиях поморов, их праздниках и традициях в одежде; имеют представление о производстве, орудиях труда, материалах, о влиянии на образ жизни людей природных условий севера; имеют представление о народных промыслах, о труде народов севера; знают северные игры.
|
6-7 лет
подготовительная группа
|
Расширить и закрепить знания детей о поморах, их жизни и основных занятиях. Систематизировать представления о праздниках, традициях в одежде. Дать детям доступные представления о национальных праздниках. Труд людей. Расширять и систематизировать представления детей о производстве: промышленности, народных промыслах (пушном и рыбном). Обогащать, активизировать словарь детей новыми словами, характеризующими труд народа севера, названиями орудий труда. Игры. Продолжать знакомить детей с различными видами игр народов севера, воспитывающих ловкость, смелость, находчивость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве. Продолжать учить детей подражать движениям животных, птиц, насекомых. Передавать через движения образы животных. Развивать физические качества детей (гибкость, ловкость, силу, быстроту, выносливость) через народные игры и движения. Воспитывать толерантность, уважение, интерес к культуре других народов.
|
имеют представление о коренном народе Архангельской области, о жизни и основных занятиях этих народов; имеют представление о поморских праздниках; имеют представление о труде народов севера и орудиях труда; знают игры северных поморов.
|
Блок 3. «Богатство родного края»
Содержание третьего блока направлено на воспитание экологической культуры дошкольников. Конкретизируются представления детей о флоре и фауне Севера, о взаимозависимости и взаимосвязи растительного и животного мира от климата, его особенностей (вечная мерзлота, низкая температура, длительность времен года) по сравнению с центром России, об использовании и охране природных ресурсов людьми, о полезных ископаемых области.
Возрастная группа |
Содержание работы |
Целевые ориентиры
|
3-4 года
вторая младшая группа |
Животный мир. Дать детям элементарные представления об особенностях животного мира родного края. Расширять представления детей о диких животных родного края (медведь (белый и бурый), белка, заяц, лиса), птицах (воробей, ворона), насекомых (божья коровка, кузнечик, бабочка). Растительный мир. Дать детям элементарные представления об особенностях растительного мира родного края. Познакомить детей с названиями некоторых растений: деревьями (береза, ель). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и свет. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе. Знакомить с правилами поведения в природе. Научить выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе. |
имеют представление об особенностях животного и растительного мира родного края; умеют выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.
|
4-5 лет
средняя группа
|
Животный мир. Расширить представления детей о диких животных родного края (рысь, лось, белка, еж), о птицах (воробей, ворона, чайка), о насекомых (божья коровка, кузнечик, муравей, муха, бабочка-крапивница). Растительный мир. Расширить представления детей об особенностях растительного мира родного края. Познакомить детей с названиями деревьев (береза, ель, ива), растений (мать-и-мачеха, одуванчик), ягод (клюква, брусника, черника), грибов (белый гриб, рыжик, мухомор). Углубить представления детей о значении растений в жизни человека.
|
имеют представление об особенностях животного и растительного мира родного края; имеют представление о значении растений в жизни человека.
|
5-6 лет
старшая группа
|
Животный мир. Формировать представления детей о взаимозависимости и взаимосвязи растительного и животного мира от климата, его особенностей (вечная мерзлота, низкая температура, длительность времен года) по сравнению с центром России. Продолжать знакомить с дикими животными и их повадками. Учить называть некоторых животных, обитающих в лесу (рысь, соболь, лось, олень, песец, лиса, волк,; глухарь, тетерев, сова, гагара, чайка); на Севере (морж, тюлень, белый медведь). Растительный мир. Углубить представления о круговороте в природе, о значении растений в жизни человека, животных, использовании и охране природных ресурсов людьми. Конкретизировать представления об условиях жизни растений. Учить устанавливать связи между условиями окружающей среды и состоянием растений. Расширить и уточнить знания о растениях: деревьях (сосна, кедр, верба, осина), кустарниках (шиповник, черемуха), ягодах (брусника, клюква, голубика, черника, морошка), грибах (подберезовик, подосиновик, моховик). Формировать начала экологической культуры. Полезные ископаемые. Формировать представления детей о полезных ископаемых, добываемых в области: нефть, газ, каменный уголь, бокситы, алмазы, известняк.
|
имеют представление о взаимозависимости и взаимосвязи растительного и животного мира от климата, его особенностей по сравнению с центром России; •знают и называют некоторых животных, обитающих в области; имеют представление о круговороте в природе, о значении растений в жизни человека, животных; •умеют устанавливать связи между условиями окружающей среды и состоянием растений; имеют представление о группе полезных ископаемых, добываемых в области.
|
6-7 лет
подготовительная группа
|
Животный мир. Расширять представления детей о зависимости животного мира от климата области, его особенностей (низкая температура, длительность времен года). Воспитывать экологическую культуру дошкольников. Конкретизировать представления о правилах поведения на природе, заботе человека о животных и птицах. Углубить знания детей о животных, обитающих в области: в лесу (рысь, лось, олень, лиса, волк; глухарь, тетерев, сова, гагара, чайка); на севере (морж, тюлень, белый медведь, касатка, гагара, полярная сова, песец, соболь). Знакомить с редкими видами животных, занесенных в Красную книгу: белый медведь, кит гренландский, белоклювая гагара, краснозобая гагара, орлан белохвост, беркут, филин, скопа, евразийский речной бобр. Растительный мир. Расширять представления о зависимости растительного мира от климата, его особенностей. Углубить представления о круговороте в природе, о значении растений в жизни человека и животных. Углубить знания о деревьях (лиственница, сосна, кедр, верба, осина), кустарниках (акация, рябина, жимолость, шиповник, черемуха), травах (иван-чай, клевер луговой, ирис, камыш, тысячелистник, полынь, лебеда, пырей), ягодах (смородина, брусника, малина, клюква, голубика, морошка), грибах (масленок, подберезовик, подосиновик, моховик, дождевик, рыжик, груздь, бледная поганка, белый гриб). Систематизировать знания детей об использовании и охране природных ресурсов. Полезные ископаемые. Углубить представления детей о полезных ископаемых, добываемых в области: нефть, газ, каменный уголь, бокситы, алмазы, известняк. |
знают и называют растения и животных, занесенных в красную книгу Архангельской области; знают правила поведения в природе; знают названия полезных ископаемых, добываемых в области.
|
Блок 4. «Декоративно-прикладное искусство»
На этом этапе работы необходимо познакомить детей с разными видами изобразительного искусства, которое традиционно среди коренного населения: живописью, резьбой по дереву и кости. Познакомить с народными мастерами и их изделиями из: бересты, дерева, меха. Дать понятие о том, что в изделиях народного прикладного искусства находят отражение объекты живой, неживой природы и духовного мира народов Поморья.
Возрастная группа |
Содержание работы |
Целевые ориентиры
|
3-4 года
вторая младшая группа |
Изобразительное искусство. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие. Вызывать эмоциональный отклик на произведения искусства. Готовить детей к восприятию произведений искусства. Подводить к различению видов искусства через художественные образы. Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства. Знакомить детей с элементарными орнаментами Мезенской росписи – линии, кружочки, крестики: ее цветовой гаммой. Учить выполнять композиции на полосе. Народно-прикладное искусство. Знакомить с Каргопольской игрушкой, щеповой птицей счастья. |
умеют рассматривать произведения искусства; имеют представление о Каргопольской игрушке; имеют представление о цветовой гамме и элементах Мезенской росписи.
|
4-5 лет
средняя группа
|
Изобразительное искусство. Продолжать приобщать детей к различным видам изобразительного искусства. Воспитывать художественный вкус. Учить различать виды искусства: живопись, графику. Знакомить с орнаментами: в виде листиков, завитков, цветков, нарядные геометрические орнаменты Борецкой и Мезенской росписей. Учить составлять композиции, украшая салфетки. Народно-прикладное искусство. Дать представления о том, что у каждого человека есть способности, талант, в каждом народе есть свои народные умельцы. Знакомить с народными мастерами и изделиями из бересты, дерева, кости, меха. Продолжать знакомить с Каргопольской игрушкой, щеповой птицей счастья.
|
имеют представление о различных видах искусств; имеют представление о цветовой гамме и элементах Борецкой и Мезенской росписей; имеют представление о народных мастерах и их изделиях.
|
5-6 лет
старшая группа
|
Изобразительное искусство. Развивать восприятие видов изобразительного искусства. Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры искусства». Расширять представления детей о народном искусстве. Знакомить с орнаментами, цветовой гаммой Пермогорской и Ракульской росписей. Учить прорисовывать сложные элементы, составляя композиции на простых силуэтах: досочки, игрушки. Народно-прикладное искусство. Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством родного края. Дать детям представление о том, что в произведениях народно-прикладного искусства находят отражения объекты живой и неживой природы. Резьба по дереву. Знакомить с различными видами деревянных чаш, ложек, коробок для рукоделия, ковшей. Знакомить с орнаментами и их толкованием по назначению изделия: линейный орнамент, орнамент в виде растительного рисунка. Изделия из бересты. Знакомить с изделиями из бересты: разнообразная посуда, коробки. Художественные изделия из меха. Знакомить с одеждой северных народов из меха и кожи: бахилы, пимы, безрукавка, шапка-оленуха.
|
имеют представление о видах декоративно-прикладного искусства; различают и называют материалы прикладного искусства, традиционно используемые северным народами; различают знакомые росписи, их цветовую гамму и элементы.
|
6-7 лет
подготовительная группа
|
Изобразительное искусство. Продолжать развивать восприятие видов изобразительного искусства. Народно-прикладное искусство. Расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве родного края. Дать детям представление о том, что в произведениях народно-прикладного искусства находят отражения объекты живой, неживой природы и духовного мира поморов. Продолжать знакомить с разнообразными орнаментами, элементами Пичужской, Шенкурской, Онежской росписей. Учить прорисовывать сложные элементы ранее изученных росписей: птицы, кони, олени, трехлопастные цветы, розы, тюльпаны; располагать элементы и орнаменты на силуэтах изделий: прялки, короба, доски. Резьба по дереву. Знакомить с различными видами деревянной посуды, игрушек, ставней. Продолжать знакомить с орнаментами и их толкованием по назначению изделия: линейный орнамент, орнамент в виде цветов, завитков, растительного рисунка. Изделия из бересты. Знакомить с изделиями из бересты: посуда, туеса, лукошки. Знакомить с орнаментами берестяных вещей: ломаные линии, орнамент в виде сети. Художественные изделия из моржовой кости. Знакомить с украшениями для женщин: ожерелья, серьги, браслеты; со всевозможными ларцами, шкатулками, оправами для зеркал. Продолжать знакомить с одеждой северных поморов из меха: безрукавка, струсни, малица, совик. |
имеют представление о декоративно-прикладном искусстве северных поморов; различают и называют материалы прикладного искусства, традиционно используемые северным народами; знают и различают цветовую гамму, элементы и орнаменты различных росписей.
|
Блок 5. «Северные мотивы»
Пятый блок включает работу по формированию у детей целостного восприятия мира через художественные традиции на примере лучших образцов литературного творчества, доступного для детей. Дать представление о поморских музыкальных инструментах
Возрастная группа |
Содержание работы |
Целевые ориентиры
|
3-4 года
вторая младшая группа |
Познакомить с художественной литературой родного края, с народным творчеством. Помочь детям понять смысл сказок. Учить разыгрывать небольшие отрывки из знакомых сказок. Учить выполнять движения, характерные для животных и птиц Севера.
|
умеют внимательно слушать художественные произведения; умеют разыгрывать небольшие отрывки из знакомых сказок; умеют выполнять движения, характерные для животных и птиц Севера.
|
4-5 лет
средняя группа
|
Продолжать детей знакомить с художественной литературой Поморья, с народным творчеством. Познакомить с особенностями загадок, пословиц, как жанра народнопоэтического творчества. Продолжать учить внимательно слушать произведения, высказывать свои впечатления. Учить эмоционально воспринимать поморский фольклор. Познакомить с поморским музыкальным инструментом – пастуший рожок. |
имеют представление об особенностях народно-поэтического творчества; имеют представление о поморских музыкальных инструментах.
|
5-6 лет
старшая группа
|
Дать представление о том, что каждый народ имеет свои былины, песни, что народная мудрость раскрывается в пословицах, загадках. Познакомить детей с пословицами и поговорками о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей. Продолжать учить эмоционально воспринимать поморский фольклор, формировать умение узнавать знакомые песни. Продолжать знакомить с поморскими музыкальными инструментами – свистули, свистки.
|
имеют представление о разнообразии художественных жанров; имеют представление о поморских музыкальных инструментах.
|
6-7 лет
подготовительная группа
|
Закрепить представление о том, что каждый народ имеет свои сказки, былины, песни, что народная мудрость раскрывается в пословицах, загадках. Вызвать интерес к народному творчеству. Прививать любовь и уважение к фольклору, художественной литературе. Учить различать поморские музыкальные инструменты: свистки, свистули, пастушьи рожки. Познакомить с известными писателями поморского Севера. |
умеют различать художественные жанры; знают писателей родного края; знают и называют поморские музыкальные инструменты.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Интеграция содержания работы по ознакомлению с родным краем по образовательным областям
Блоки |
Образовательные области |
Задачи |
Мой город - Мой край
Поморы – северный народ
Богатство родного края
Декоративно- прикладное искусство
Северные мотивы |
Социально-коммуникативное развитие |
Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств. Развитие игровой деятельности детей. Формирование первичных представлений о труде взрослых. Воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей и его результатам. |
Физическое развитие |
Накопление и обогащение двигательного опыта детей. Развитие физических качеств в процессе знакомства с народными играми. |
|
Речевое развитие |
Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества, приобщение к искусству, сенсорное развитие. Формирование эстетического интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. |
|
Познавательное развитие |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование предпосылок экологического сознания. Формирование представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них. |
|
|
Модель реализации регионального компонента в группе для детей 3-4 лет
Содержание деятельности |
Непосредственно образовательная деятельность |
Кратность |
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Кратность |
Ознакомление с родным краем |
Ребенок и окружающий мир |
1 раз в год |
Беседа |
1 раз в месяц |
Создание виртуальной фотогалереи «По дорогам края северного» |
1 раз в год |
|||
Художественная мастерская (рисование) |
2 раза в год |
Рассматривание иллюстраций |
3 раза в год |
|
Виртуальная экскурсия |
3 раза в год |
|||
Чтение |
1 раз в 2 месяц |
|||
Экскурсия в мини-музей «Якутская культура» |
2 раза в год |
|||
Мой город - Северодвинск |
Ребенок и окружающий мир |
1 раз в год |
Беседа |
1 раз в месяц |
Создание виртуальной фотогалереи «Я живу в Северодвинске» |
2 раза в год |
|||
Художественная мастерская (рисование) |
1 раз в год |
Рассматривание иллюстраций, картин |
1 раз в месяц |
|
Виртуальная экскурсия |
3 раза в год |
|||
Развлечение «Мой город» |
1 раз в год |
|||
Игра-путешествие |
3 раза в год |
|||
Жилье поморов |
Ребенок и окружающий мир |
1 раз в год |
Беседа |
3 раза в год |
Рассматривание иллюстрации, картин |
1 раз в 2 месяца |
|||
|
|
|
Просмотр видеороликов |
3 раза в год |
Поморский костюм |
Ребенок и окружающий мир |
1 раз в год |
Беседа |
1 раз в месяц |
Художественная мастерская (аппликация) |
2 раза в год |
Экскурсия в мини музей |
2 раза в год |
|
Дидактическая игра |
1 раз в месяц |
|||
Семья |
Ребенок и окружающий мир |
1 раз в год |
Беседа |
1 раз в месяц |
Художественная мастерская (аппликация) |
1 раз в год |
Дидактическая игра |
1 раз в месяц |
|
Наблюдение «Мама, папа и я» |
ежедневно |
|||
Сюжетно-ролевая игра |
1 раз в год |
|||
Что растет на Севере |
Ребенок и окружающий мир |
5-6 раз в год |
Беседа |
3 раза в год |
Наблюдение на прогулке |
ежедневно |
|||
Дидактическая игра |
1 раз в неделю |
|||
Чтение |
2 раза в месяц |
|||
Рассматривание иллюстрации |
1 раз в неделю |
|||
Игра-инсценировка |
1 раз в месяц |
|||
Животный мир
|
Ребенок и окружающий мир |
5-6 раз в год |
Беседа |
1 раз в месяц |
Акция «Покорми птиц» |
2 раза в год |
|||
Художественная мастерская «Лисичка» (лепка) |
1 раз в год |
Рассматривание иллюстрации |
1 раз в неделю |
|
Просмотр видеороликов |
3 раза в год |
|||
Дидактическая игра |
2 раза в месяц |
|||
Презентация |
3 раза в год |
|||
Наблюдение на прогулке |
1 раз неделю |
|||
Чтение |
2 раза в месяц |
|||
Игра-инсценировка |
1 раз в месяц |
|||
Поморские сувениры |
Ребенок и окружающий мир |
1 раз в год |
Рассматривание предметов быта, искусства |
1 раз в год |
Беседа |
3 раза в год |
|||
Чтение |
3 раза в год |
|||
Презентация |
3 раза в год |
|||
Игра-путешествие |
2 раза в год |
|||
Обобщающая беседа о Поморье |
Ребенок и окружающий мир |
1 раз в год |
Чтение сказок и поморского фольклора |
3 раза в год |
Интерактивная игра |
2 раза в год |
|||
Развлечение «Березка-матушка» |
1 раз в год |
Модель реализации регионального компонента в группе для детей 4-5 лет
Содержание деятельности |
Непосредственно образовательная деятельность |
Кратность |
Образовательная деятельность в режимные моменты |
Кратность |
Ознакомление с родным краем |
Ребенок и окружающий мир |
1 раз в год |
Рассматривание картин «Дети Севера» |
1 раз в год |
Виртуальная экскурсия |
3 раза в год |
|||
Создание виртуальной фотогалереи «По дорогам края северного» |
1 раз в год |
|||
Художественная мастерская (рисование) |
2 раза в год |
Экскурсии в мини-музей «Поморская культура» |
3 раза в год |
|
Чтение |
1 раз в месяц |
|||
Художественная мастерская |
1 раз в год |
|||
Мой город - Северодвинск |
Ребенок и окружающий мир |
2 раза в год |
Рассматривание альбома «Мой край» |
3 раза в год |
Создание виртуальной фотогалереи «Я живу в Северодвинске» |
2 раза в год |
|||
Художественная мастерская (рисование) |
1 раз в год |
Экскурсия в экологическую комнату |
3 раза в год |
|
Беседа |
5-6 раз в год |
|||
Виртуальная экскурсия |
3 раза в год |
|||
Чтение художественной литературы |
2 раза в месяц |
|||
Что растет на Севере |
Ребенок и окружающий мир с использованием презентации |
4 р в год |
Рассматривание иллюстраций |
2 раза в год |
Просмотр видеороликов |
3 раза в год |
|||
Наблюдение на прогулке |
ежедневно |
|||
Животный мир |
Ребенок и окружающий мир |
2 раза в год |
Сюжетно-ролевая игра |
1 раз в год |
Беседа |
1 раз в год |
|||
Акция «Покорми птиц» |
2 раза в год |
|||
Просмотр видеороликов |
3 раза в год |
|||
Наблюдение на прогулке |
1 раз в неделю |
|||
Предметы быта (одежда, украшения, посуда) |
Художественная мастерская (лепка) |
1 раз в год |
Чтение
|
2 раза в месяц
|
Ребенок и окружающий мир с использованием презентации |
3 раза в год |
Рассматривание костюмов народов Севера |
3 раза в год |
|
Художественная мастерская (аппликация) |
1 раз в год |
Художественная мастерская |
3 раза в год |
|
Беседа |
1 раз в год |
|||
Устное народное творчеств о |
Ребенок и окружающий мир |
1 раз в год 2 раза в год |
Чтение художественной литературы |
1 раз в неделю |
Речевая игротека |
3 раза в год |
|||
Музыкальное развлечение |
1 раз в год |
|||
Кто живет на Севере? |
|
|
Беседа |
1 раз в месяц |
Рассматривание государственных символов, городскую символику (герб, флаг, гимн) |
1 раз в месяц |
|||
Познавательная игротека |
1 раз в год |
|||
Поморские узоры |
Художественная мастерская (рисование) |
1 раз в год |
Сюжетно-ролевая игра «Семья» |
2 раза в год |
Художественная мастерская (аппликация) |
1 раз в год |
Рассматривание работ поморских мастеров резьбы по дереву, по кости |
2 раза в год |
|
|
Беседа о поморском декоративно-прикладном искусстве с использованием презентации |
1 раз в год |
Создание мини-музея деревянной игрушки
|
1 раз в год |
Подвижные игры народов Севера |
НОД по физкультуре |
1 раз в месяц |
Спортивное развлечение «Игры народов Севера» |
1 раз в год |
|
|
Подвижные игры |
1 раз в неделю |
|
Ребенок и окружающий мир |
1 раз в год |
Беседа «Северные танцы», «Мотивы родного края» |
4 раза в год |
|
Музыкальные инструменты |
Ребенок и окружающий мир |
1 раз в год |
Музыкальная шкатулка |
2 раза в год |
Создание выставки музыкальных инструментов Поморов |
3 раза в год |
|||
Развлечение |
1 раз в год |
|||
Обобщающая беседа о Поморье |
|
|
Экскурсия в музей |
2 раза в год |
Рассматривание картин |
1 раз в год |
|||
Развлечение |
2 раза в год |
|||
Квест-игра «Путешествие Лунтика по Северодвинску» |
1 раз в год |
|||
Чтение |
1 раз в месяц |
|||
Совместная художественная деятельность «Раскрась флаг Северодвинска» |
1 раз в год |
ПОМОРСКИЕ РЕМЕСЛА
ЩЕПНАЯ ПТИЦА СЧАСТЬЯ
Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Летящая птица напоминает солнце — языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа — голубь. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя. Щепная птица стала побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна.
Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее как оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад. Церковь также благосклонно относится к деревянной птице. Ее вешают в храмах над «вратами рая»: ведь само тело птицы напоминает крест — библейский символ. Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого — крылья.
Самая ответственная операция — расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени. Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.
БЕРЕСТЯНЫЕ ТУЕСА
Изделия из бересты известны с давних времён. Поделка таких изделий считается одним из самых древних ремёсел и является исконно русским промыслом. Береста — наружная часть коры берёзы, состоящая из легко отделяемых друг от друга тонких, полупрозрачных, гладких, белых, желтоватых и красноватых слоев. Береста обладает рядом свойств, позволяющих найти этому материалу самое широкое применение: пластичностью, малым удельным весом, бактерицидностью, гигроскопичностью, гидро- и термоизоляционностью, а главное — доступностью и простотой обработки. Бересту использовали в строительстве для защиты от холода, гнилей и сырости. Берестой обшивали лодки, делали из неё поплавки и другие рыбацкие принадлежности. Из бересты изготовляли обувь, посуду, игрушки и многое другое. Из сухой перегонной бересты до сих пор добывают дёготь. Берестяные грамоты, дошедшие до нас, являются древнейшими памятниками славянской культуры. Искусство художественной обработки бересты достигло высокого уровня на русском Севере.
Туес — традиционная на Севере посудина цилиндрической формы, сделанная из коры берёзового дерева — бересты. Две — три прослойки бересты спасают от нагревания любой хранящийся в ней продукт: грибы, ягоды, рыбу. Когда-то в туесах носили на сенокос квас или молоко, они оставались прохладными даже в сильную жару. В туесах грибы солили и капусту квасили. Ходили за водой, клюкву, морошку хранили, а также мёд и сметану. Посуда прочная, стерильная — ничего в ней не гниёт, не киснет и не преет.
ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ
Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости, первые архивные сведения о котором относятся еще к XVII веку. Наибольшего расцвета холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра I. Именно в то время были выполнены те уникальные работы, которые и по сей день служат образцами художественного оформления и технического исполнения для современных косторезов. В XVIII веке начался расцвет косторезного производства. Имя Федота Ивановича Шубина знаменитого русского скульптора, приехавшего в 1759 году в Петербург, становится известным кругу влиятельных лиц благодаря резьбе по кости и перламутру. Начатый Шубиным определенный этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Христофорович Дудин, образованнейший человек, редкостный любитель книг. У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. Для резной кости XIX–XX веков характерна механика сквозной резьбы. В этой технике выполнены чудесные бытовые вещи, представленные в экспозиции музея, в том числе блюдо, поднесенное великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 году, выполненное Михаилом Михайловичем Бобрецовым. В первой половине прошлого столетия северными мастерами была освоена техника гравюры на кости. Наиболее известными художниками этого периода являются Н.Д. Буторин, В.А. Просвирнин, В.Т. Ватлин. Характерной чертой 90-х годов XX века является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Ведущими косторезами сейчас являются Г.Ф. Осипов, В.Н. Хабаров, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья. В с. Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. Промысел не стареет, он молод и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.
НАРОДНАЯ ИГРУШКА ИЗ ГЛИНЫ
Каргопольская игрушка
На русском Севере, неподалеку от небольшого города Каргополя, в почти опустевшей деревушке Гринево жила мастерица-игрушница Ульяна Бабкина. Пустела деревня Гринево, не осталось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои игрушки. Она обучала умельцев, которые расселились по соседним деревням. Благодаря им и живет народная каргопольская игрушка.
Для лепки берут красную глину. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги. Животных мастера очеловечивают — они заняты тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали, потом белили. Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красный, зеленый, черный, охристый. Иногда добавляются золотые и серебряные краски.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ И МЕЗЕНИ
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в XIX веке. Выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Роспись архангельского края – мезенская.
Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Пермогорская роспись
Включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская, они находятся в четырех километрах от пристани Пермогорье. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито. Сначала на белый грунт, как на бумагу, наносится пером черный контур, потом его заполняли цветом.
Круг бытовых предметов, которые расписывались, был очень велик — в большом количестве украшали деревянную и берестяную посуду, росписью покрывали многие крупные предметы — колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Но больше всего расписывались прялки. Для каждой крестьянки прялка, с которой она не расставалась всю жизнь, была не только необходима в быту, но с ней связывались лучшие воспоминания молодости, с прялкой всегда был связан свадебный обряд.
Борецкие росписи
Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность. Композиция лопасти прялки как бы делилась на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу размещалась сцена катания.
Ракульская роспись
Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую. В росписи основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали-усики, завитки и прожилки. Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в произведения искусства, которые до сих пор приносят нам радость.
Мезенская роспись
Мезенская роспись отличается от других видов росписи. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками в Мезенской росписи. Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами. В конце XIX века в селе Палощелье на берегу реки Мезень развился промысел. Расписывались различные бытовые предметы: туески, лукошки, короба, но особую известность приобрели прялки.
Роспись отличает скупость цветовой гаммы: красный сурик и черная сажа. Рисунок наносили пятнами и полосками, а затем обводили по контору черным цветом. Готовое изделие покрывали олифой, и оно приобретало золотистый цвет. Несмотря на кажущую простоту, роспись чрезвычайно интересная. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц. Сочетание всех знаков является древним способом письма. Изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, — символы плодородия. Круговые и крестообразные знаки — символы огня, древние обереги. Олень приносит счастье, веселье. Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица — она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.
Пучужская роспись
Пучужская роспись – одна из многих видов росписи, встречающихся на берегах Северной Двины. Центром пучужской росписи считается село Пучуга. Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко – зелеными листочками и белыми точками – капельками. Элементы росписи – ягоды на плавно изогнутой веточке, лист удлиненной формы с волнистыми краями, трилистник, розетки, птицы.
Шенкурская роспись
Шенкурская роспись была распространена по всему течению реки Вага. По своей композиции, орнаменту, цветовой гамме она значительно отличается от других северных росписей. Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон. Цветовая гамма росписи – насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый – для оживки, черный – для орнамента. Элементы росписи: круги, скобочки, листики – росянки, завитки, листья «Борокко», розы.
Онежская роспись
Онежская роспись бытовала в нижнем течении реки Онеги. Для росписи характерен голубой, коричневый и темно – зеленый цвет фона. Цветовая гамма элементов - красный, белый, зеленый, желтый цвета, черная оживка. Основой росписи является цветочный узор в виде вытянутого букета (ветвь – дерево). Элементы - розаны, тюльпаны, листья. Кроме цветов для росписи характерны яблоки с лепестками, птицы.
Игры северных поморов на воздухе
Игры северных поморов – это не только интересный способ занять воспитанников ДОУ на прогулке, но и своеобразное путешествие по районам Архангельской области. К тому же они знакомят дошкольников с поморскими традициями. Игры, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственные и эстетические чувства детей, приобщать их к народной культуре.
Далее представлены игры нашего региона. Предлагаемые игры рассчитаны на активное участие в них детей старшего дошкольного возраста под руководством воспитателя и музыкального руководителя. Их организация и проведение должны быть заранее продуманы взрослыми с учетом природных условий и возможностей.
Название |
Ход игры |
||||||||||||||||||||
«Бубен» (Шенкурский район) |
Считалкой выбирают ведущего – бубен Бубен, бубен длинный нос, Почем в городе овес? Три копейки с пятаком. Посиди под колпаком. Бубен выходит в центр круга и присаживается. Бубен сел на пенек, Просижу хоть весь денёк, Пожалуйте! Игроки ходят по кругу и поют дразнилку: Бубен сел на пенек, не смог высидеть денек, В лужу свалился, весь измочился. Бубен, ты бубен, не валяйся в луже, А беги за нами, хватай нас руками! Бубен вскакивает и гоняется за детьми, пытаясь "осалить". |
||||||||||||||||||||
«Чудо-юдо» |
Это веселая, подвижная игра. Выбирают "голову" и "хвост" дракона. Все встают в одну линию друг за другом, руки кладут на плечи стоящему впереди. "Голова" говорит: Ах, как весело мне что-то, Вот бы кости поразмять, Поиграть бы мне охота Разве хвостик свой поймать? "Хвост" отвечает: Что ты вздумал, чудо - юдо, Коль меня не отгрызешь, Никуда уж ты отсюда Никогда не уползешь! "Голова" начинает охотиться за "хвостом", а "хвост" должен увертываться, не расцепляя цепочку из рук.
|
||||||||||||||||||||
«Дедушко- медведушко» (Выжегодский район) |
Считалкой выбирают "медведя":
|
||||||||||||||||||||
«Утушкой играть» (Вытегорский район) |
Игроки делают круг, руки подняты по типу "мышеловки". Цепочка из остальных детей – утята. Первой идет "Утица". Утица шла, моховая шла, По бережку, по песчаному. Сама прошла, детей провела, Самого лучшего оставила. Как только текст заканчивается, игроки опускают руки и "утята", не успевшие выбежать из круга, остаются внутри него.
|
||||||||||||||||||||
«Ляпки» (Пинежский район) |
Для игры изготавливали травяной или сенной мяч. Ведущий старался догнать кого-либо и передать ему "ляпку". На тебе ляпку, Отдай ее другому А играющие убегают и дразнят: Не дашь ляпок, не вырастешь с вершок!
|
||||||||||||||||||||
«Водяной» (с. Лешуконское) |
Считалкой выбирают Водяного. Он садится в центре круга. По сигналу гоняется за детьми, стараясь осалить: утащить на дно. Играющие поют дразнилку: Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выйди на минуточку, На одну секунду, Раз, два, три – выходи! Водяной: Всех на дно я утащу и обратно не пущу!
|
||||||||||||||||||||
«Жабка» (Устьянский район) |
Дети стоят по кругу. В центре Жабка.
Жабка прыгает в позе лягушки, пытаясь осалить кого-нибудь из играющих. Игроки, бегая по линии круга, увертываются. Кого Жабка коснется, тот и становится Жабкой.
|
Конспект подвижной игры
«Горелки» 6-7 лет
(Великоустюгский район)
Предварительная работа: объяснить детям происхождение названия игры («гореть» - быть водящим, - отсюда и название игры); уточнить значение незнакомых слов, которые встречаются в тексте игры; разучить текст игры; познакомить детей с ходом игры, с правилами.
Правила.
1.Водящий не должен поворачиваться назад.
2.Он догоняет убегающих сразу после слов: «Беги, как огонь!»
3.Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Полетели по Руси».
Задачи: учить детей соблюдать правила игры, развивать четкость и ловкость движений, знакомить с поморскими традициями.
Оборудование: спортивная площадка.
Ход игры.
Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть».
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят,
Облака плывут, журавли зовут:
Курлы-си, курлы-си,
Полетели по Руси.
Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары опускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!
Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».
Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку:
Огарушек, огарушек,
Стань на черный камушек!
Плохо стоишь –
Совсем сгоришь!
Если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.
Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.
Пословицы и поговорки о родном крае
♣ Нет в мире краше Родины нашей
♣ В своем болоте и лягушка поет
♣ Дома и стены помогают
♣ Человек без родины, что соловей без песни
♣ Береги землю любимую, как мать, родимую.
♣ Всякая птичка своё гнездо бережёт
♣ Своя земля и в горсти мила (раньше, при отъезде из дома было принято брать с собой горстку родной земли. Считалось, что родная земля способна оберегать человека от опасностей)
♣ Где родился, там и пригодился
♣ На родной стороне и камушек знаком
♣ Каждому мила своя сторона
♣ Где родной край, там и рай
♣ Родина-мать, умей за нее постоять
♣ За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое
♣ Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив
♣ Родимая сторона - мать, чужая - мачеха
♣ Всякая сосна своему бору шумит (всякий человек верен своей земле)
♣ В каком народе живешь, того и обычая держись.
♣ С родной земли – умри, не сходи!
♣ Если бой кругом идёт, дом целым не останется.
♣ Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
♣ К Родине любовь у семейного очага рождается.
♣ Милует Бог и на своей стороне.
♣ Не ищи обетованные края – они там, где Родина твоя.
♣ Родных нет, а по родимой сторонке человек тоскует.
♣ Своя земля и в горсти мила.
♣ Собака ищет, где посытнее, а человек стремится в родные места.
♣ Та земля мила, где мать родила.
♣ Всякая птица своё гнездо любит.
♣ Всяк кулик своё болото хвалит.
♣ Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
♣ Гусь по озеру своему скучает, человека тоска по Родине не покидает.
♣ Земля родная – колыбель золотая.
♣ За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.
♣ И пылинка родной земли – золото.
♣ Иди в родной край, там и под ёлкой – рай.
♣ Каждой птице своё гнездо нравится.
♣ Как дверь ни открывай – она возвращается к своему порогу.
♣ Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
♣ На своей улице и собака — тигр.
♣ На родной стороне даже дым сладок.
♣ На чужбине родная землица во сне снится.
♣ На чужбине, словно в домовине.
♣ На чужой сторонушке рад своей воронушке.
♣ По родимой сторонке и сердце поёт.
♣ Родной куст и зайцу дорог.
♣ Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине
Список литературы
Науменко К., Якунина Г. Солнышко – ведрышко: Детский музыкальный фольклор Архангельской области. – Архангельский областной научно – методический центр культуры, 1994.
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения на воздухе. – М.: Просвещение, 1983.
Мультимедийный портфель. Августовская конференция работников образования «Стратегические направления развития муниципальной системы образования г. Архангельска в условиях формирования современной модели образования». – Из опыта работы детских садов, 2009.
Белов В. Жизненный круг / В. Белов // Белов В. Повседневная жизнь Русского Севера. - М.: Молодая гвардия, 2000. - 122 - 156с.
Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике. - Ленинград: ЛЕНИЗДАТ, 1984. - 349с.
Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины / Т. А. Бернштам. - Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1988.- 278 с.
Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX в. : этнографические очерки / Т. А. Бернштам. - Л.: Наука, 1983
Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX веков. - Ленинград: Наука, 1983, - 231с.
Буторина Т. С. Поморская семья - основа народной педагогики / Т. С. Буторина, С. С. Щекина. - Архангельск: АО ИППК, 1999. - 101с.
Буторина Т. С. Поморская семья : (Цикл бесед с для работы с родителями с учетом региональных особенностей воспитательной среды) / Т. С. Буторина, С. С. Щекина. - Архангельск: 1998. -96.
Власова И. В. Брак и семья у северорусского сельского населения / И. В. Власова // Русский Север: этническая история и народная культура. XII - XX века. - М.: Наука, 2001. - 575с.
Гемп К.П.Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. М.: Наука, - 2004. - 637с.
Дронова Т.И. Мир детства в традиционной культуре «Устьцилемов». - Сыктывкар: Ромпоштан, 1999, - 37с.
Лисниченко В.В. Экология помора / В.В.Лисниченко, Н.Б.Лисниченко. - Архангельск: Правда Севера, 2007, - 96с.12.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986.
Личутин В.В. Душа неизъяснимая: Размышления о русском народе / Худож. А. Никулин. - М.: Современник, 1989. - 495с.13.
Щекина С. С. Образ жизни поморской семьи XVIII - XIX веков как воспитательная среда / С. С. Щекина // Педагогическая культура Европейского севера: сб. науч. тр. - Архангельск: Изд. ПГУ, 1998. - 16с.14.
Щекина С. С. Этикетные качества личности помора / С. С. Щекина // Педагогическая культура Европейского Севера: общее и профессиональное образование: сб. ст.: вып. 2. - Архангельск, 2000. - 22 - 33с.
4