Урок математики в ДОУ «Знакомство с линейкой и циферблатом часов»
«Знайки» дайындық логопедтік тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі.
Конспект организованной учебной деятельности в подготовительной
логопедической группе «Знайки».
Өткізу күні/ Дата проведения: 18. 03. 2019 г.
Тәрбиеші/ Воспитатель: Пелёвина В. В.
Білім беру саласы/ Образовательная область: «Познание» - «ФЭМП».
Өтпелі тақырып/ Сквозная тема: «Наурыз зовёт друзей».
Тақырыбы/ Тема: «Знакомство с линейкой и циферблатом часов».
Мақсаттары/ Цели:
1. Тәрбиелік - воспитательная: Воспитывать усидчивость.
2. Дамытушылық - развивающая: Развивать умение рисовать предметы разной конфигурации, используя разные виды штриховки.
3. Оқыту - обучающая: Познакомить детей с циферблатом часов. Учить: создавать геометрические фигуры с использованием линейки; симметричному расположению предметов на плоскости; подбирать предметы определенной формы по знаковым обозначениям.
Педагогикалық технологиялар/ Педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, личностно - ориентированная.
Ресурстармен қамтамасыз ету/ Ресурсное обеспечение: разнообразные часы (настенные, наручные, настольные, песочные и др.); иллюстрации часов; макеты часов; карточки - схемы; предметы, соответствующие карточкам - схемам.
Раздаточный материал: цифры; несколько листов бумаги на каждого ребенка; линейки; узоры для симметричного выкладывания; тетради в клеточку; карандаши.
Көптілділік/полиязычный компонент: часы - сағат - clock, линейка - сызғыш - ruler.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности:
1. Ұйымдастырушылық кезеңі/ Организационный момент.
Стоит с детьми полукругом. У каждого ребёнка в руках цифра.
На полу тоже лежат цифры.
- Ребята, предлагаю вам поиграть с цифрами:
• подойдите каждый к цифре, которая на одну меньше вашей;
• подойдите к цифре, которая на одну больше вашей;
• подойдите ко мне цифры от 5 до 10;
• подойдите ко мне цифры от 7 до 3. И т. п.
Благодарит за выполненные задания и приглашает за столы.
2. Негізі бөлімі/ Основная часть.
На столах лежат листы бумаги и линейки.
- Послушайте загадку:
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка).
- Как вы думаете, для чего нужна линейка?
- Что вы видите на линейке?
- Для чего нужны цифры?
- Что это за чёрточки (палочки)?
- Сегодня мы с вами поиграем с линейкой.
- Возьмите карандаш и лист бумаги.
- Положите линейку на лист и начертите линию.
Демонстрирует на доске горизонтальные линии.
- Внизу начертите с помощью линейки линию короче первой.
- Ниже начертите линию длиннее первой и второй.
- У вас получились 3 дорожки.
- А как получить ровные столбики с помощью линейки?
Ставит линейку вертикально.
- Начертите 2 линии одинаковой длины.
- Ровные у вас получились линии?
- Как можно узнать длину линий? (Условной меркой, палочками.)
- А еще можно узнать с помощью делений и цифр на линейке.
- На доске моя первая линия длиной 8 сантиметров, а вторая - 10 см.
- Вот как мне помогла линейка и линии начертить, и измерить их.
- А сейчас с помощью линейки начертите любую геометрическую фигуру.
Уточняет, какие фигуры начертили дети, и приглашает всех подойти к столу, на котором
лежат разные часы и макеты часов, накрытые салфеткой.
Загадывает загадку о часах:
Мы с акробатами вполне
Родство ближайшее находим:
Стоять умеем на стене
И на руках прекрасно ходим. (Часы).
- Посмотрите, сколько здесь разных часов.
- Здесь есть часы, которые можно вешать на стену.
- Как их называют? (Настенные.)
- А эти часы ставят на стол.
- Как называются такие часы? (Настольные.)
- А это что за часы, они меньше остальных и с ремешком или браслетом? (Наручные).
Даже лежа ходят тоже
Шагом ровным, электронным.
До секунды точен ход
И бесшумнее, чем кот. (Электронные часы).
- А это что за цифры горят? (Электронные часы.)
- Для чего нужны часы?
Показывает иллюстрации часов, которые люди использовали до изобретения механических.
- Разные раньше были часы: водяные, солнечные, теневые, огненные, песочные.
Показывает детям настоящие песочные часы.
- А еще говорят, что время течёт.
- Почему так говорят? (Потому, что часы были песочные).
- Вот посмотрите, как пересыпается песок, течет из одного сосуда в другой.
- Конечно, сейчас уже почти никто не пользуется этими часами.
- В основном используют часы со стрелками либо электронные.
Берёт макет часов и объясняет детям их строение.
- Это циферблат.
- Почему он так называется? (На нем есть цифры.)
- Сколько здесь цифр? (12).
- Что еще есть у часов? (2 стрелки.)
- Одна стрелка, короткая, - часовая, а длинная - минутная.
- А приводит часы в действие часовой механизм.
- После занятий мы еще раз рассмотрим макеты часов и поиграем с ними.
- А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и поиграть в игру «Продолжи орнамент».
На столах у детей карточки с орнаментом с правой стороны листа.
- Возьмите цветные палочки и сделайте такой же орнамент, расположив его с левой стороны в зеркальном отражении.
Благодарит за выполненные задания и предлагает им выйти из-за столов и встать в круг.
- Давайте поиграем в игру «Найди предмет по схеме».
Разделитесь на 3 команды.
Каждая команда пусть возьмет карточки - схемы и попытается найти в группе предметы, соответствующие вашему изображению.
Карточки - схемы дает по своему усмотрению.
До занятия ставит необходимые предметы, соответствующие схемам.
3. Қорытынды/ Итоговая часть.
- С чем познакомились сегодня?
- Какие бывают часы?
- Для чего нужна линейка? И т. д.
Хвалит детей аз хорошую работу.