Урок «Знакомство с учебником математики и тетрадью с печатной основой (ТПО). Признаки сходства и различия двух предметов»
Автор учебника Н. Б. Истомина
Тема урока Знакомство с учебником математики и тетрадью с печатной основой (ТПО). Признаки сходства и различия двух предметов. Счёт.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Тип урока урок рефлексия
Основные задачи:
Образовательные: познакомить детей с учебником математики, тетрадью с печатной основой (ТПО), с рабочей тетрадью, выделить признаки предметов: цвет, форму, размер; учить сравнивать предметы по данным признакам; выявить умения учащихся вести счет предметов.
Развивающие: формировать умения выявлять признаки сходства и различия двух предметов; описывать правило, по которому выполнен рисунок.
Воспитывающие: воспитание личностных качеств (целеустремлённости, заинтересованности в изучении математики).
УУД:
Личностные УУД:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Оборудование:
учебник “Математика”, 1класс, Истомина Н.Б.;
тетрадь с печатной основой (ТПО) № 1
веер цифр
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1).Этап мотивации (самоопределения). |
– Прозвенел звонок для нас. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
2).Этап актуализации и пробного учебного действия. |
Учитель: Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроках математики? Что узнавать? Что научимся делать? . О р г а н и з а ц и я рабочего места (порядок), правила поведения. Учитель: Ответить хочешь – не кричи, А тихо руку подними. Ф и з к у л ь т м и н у т к а При знакомстве с учебником важно обратить внимание на то, что все картинки сопровождаются словами (текстом), то есть заданием, которое нужно выполнить. Поэтому сначала нужно прочитать задание, а потом рассматривать рисунки. Такая же ситуация и в тетрадях с печатной основой. (Ребята убеждаются в этом, листая ТПО № 1.) - Затем следует обратить внимание на значок развёрнутой тетради, который расположен под номером задания 2. - Он указывает на то, что задание выполняется в рабочей тетради самостоятельно, а затем обсуждается. Затем следует обратить внимание на значок развёрнутой тетради, который расположен под номером задания 2. Он указывает на то, что задание выполняется в рабочей тетради самостоятельно, а затем обсуждается. |
Дети: писать цифры. Считать примеры, решать задачи и т. д
Дети приводят рабочее место в порядок, тренируются правильно отвечать.
Вывод: как важно научиться читать и понимать смысл прочитанного!
|
3).Этап локализации индивидуальных затруднений. |
- С этого задания начнем урок. - Какие цветные карандаши понадобятся? Учитель наблюдает за ними (хвалит одних, помогает другим) и делает для себя выводы о способности каждого ребёнка к самостоятельной деятельности. Учитель может воспользоваться интерактивной доской, на которой бордюр изображён в чёрно-белом варианте. В зависимости от состава класса педагог будет либо сам работать на интерактивной доске (ученик озвучивает свои действия, а педагог выполняет их), либо привлечёт к этой работе учеников. |
- синий, зелёный, красный. 2–3 минуты первоклассники самостоятельно работают в тетрадях |
4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. |
- В нём 4 картинки, поэтому следует чётко назвать ту, с которой начинаем работать (верхняя слева или нижняя справа и т. д.). Чтобы убедиться, что все поняли, о какой картинке идёт речь, учитель предлагает всем ученикам положить на неё руку. После этого он ещё раз формулирует вопросы и предоставляет детям возможность ответить на них в процессе фронтальной работы. Если ответы первоклассников будут повторяться (это вполне возможно, так как слышать и слушать друг друга они пока не научились и обычно адресуют свой ответ толь- ко учителю), следует выяснить, был ли уже такой же ответ. При выполнении последующих заданий полезно дать установку: назови признак, но не повторяй ответы других ребят. Каждое задание учебника предоставляет детям возможность упражняться в счёте. Например, в задании 1 на нижней левой картинке цветы отличаются количеством лепестков (у одного – 9, а у другого – 8). Из ТПО № 1 дети самостоятельно выполняют задание № 1 с одной из картинок. В процессе работы учитель наблюдает за детьми, оказывая индивидуальную помощь. Затем выносит на доску 2–3 рисунка (рисует сам); дети анализируют их и делают вывод, какой рисунок верный, а где допущена ошибка. |
Затем дети выполняют задание 1 в учебнике на стр. 3. |
5).Этап реализации построенного проекта. |
На наборном полотне – изображение курицы и 7 цыплят. Учитель: Курица ведет своих цыплят на прогулку. Поможем ей сосчитать своих деток. Хором. Учитель: Молодцы! Чем похожи цыплята? Учитель: Какого? (Учитель пишет на доске букву Ц.) Учитель: Цвет – признак, по которому можно сравнивать предметы. Сравните по цвету курицу и цыплят. Учитель: Молодцы! Чем похожи цыплята? Учитель: А чем еще отличаются курица и цыплята? Учитель: Молодцы. (Пишет на доске букву Р.) Размер – еще один признак, по которому мы будем сравнивать предметы. Что можно сказать о форме? Из каких фигур состоят голова и тело курицы и цыплят? Учитель: Можно сказать: курица и цыплята одинаковой формы. Голова и тело у них круглой формы. (Учитель пишет на доске: Ф.) Учитель: Форма – третий признак, по которому можно сравнивать предметы. А какие еще формы вы знаете? Учитель: Молодцы! Ф и з к у л ь т м и н у т к а |
Дети: Один, два… семь. Дети: Они одинакового цвета. Дети: Желтого. Дети: Разного цвета. Дети: Они одинакового цвета. Дети: Размером. Курица большая, цыплята меньше. Дети: Это круги. Дети: Квадратная, треугольная, овальная и т. д. |
6).Этап обобщения затруднений во внешней речи. |
Б е с е д а. Учитель (указывая на доску: ): Итак, мы выделили 3 признака, по которым можно сравнивать предметы. назовем их хором. Кто запомнил? Учитель: Посмотрим на задание № 1. Что можете сказать о предметах верхней строчки? (Показывает.) (С первых дней учитель старается ставить более общие вопросы, что способствует развитию мыслительных процессов учащихся. Конкретизировать вопрос, уточнять его следует только в том случае, если никто из учащихся не может ответить.) Учитель: Хорошо! Что можно сказать, используя наши признаки Ц, Р, Ф? Чем похожи, чем отличаются? Учитель: Сколько маленьких? Больших? Посчитаем. Учитель: Есть ли листочки одинаковой формы? Какие они по счету? А еще? Учитель: Мы сравнили листочки по трем признакам. Каким? Кто понял? Учитель: Какое еще задание я могу попросить вас выполнить? Учитель: Посчитать, сколько листиков! Давайте вместе, хором! (Аналогичный анализ проводится с парами предметов второй строки.) |
Дети: Цвет, размер, форма. Дети: Это все листья деревьев. Дети: Они одинакового цвета, разного размера. Дети: 3 маленьких, 4 больших. Дети: 1-й, 2-й и последний.
Дети: По цвету, размеру, форме. Дети отвечают, в случае затруднения учитель помогает. Дети: один, два и т. д. |
7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
П и с ь м о у з о р о в по образцу. Вначале учитель пишет на доске и подробно комментирует. |
П и с ь м о у з о р о в по образцу |
8).Этап включения в систему знаний и повторения. |
Учитель: Что нового узнали на уроке? Чему научились? |
Дети: Мы считали, сравнивали предметы по признакам: цвет, размер, форма. (Если дети не справляются, учитель помогает сделать обобщающий вывод урока. Этот этап обязателен для формирования осознанного, осмысленного обучения.) |
9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Учитель: - Что на уроке показалось наиболее интересным? - Что трудным? - Над чем нужно поработать? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? Учитель: Молодцы! Мы сегодня хорошо поработали. |