Разработка внеклассного занятия «Знаменитые парады России»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ.
Методическое объединение воспитателей
Разработка внеклассного занятия
«Знаменитые парады России»
Разработала:
Борисова С.П.
воспитатель
2018 год
Тема: «Знаменитые парады России»
Цель: расширять знания ребят о Великой Отечественной войне.
Задачи:
- формирование бережного отношения к историческому прошлому отчизны;
- воспитание патриотических качеств, чувств гордости и восхищения народом – победителем, уважения к пожилым людям, ветеранам войны.
Оборудование: слайды с изображением военного времени, фонограммы записей военных песен, видеоролик «Виват, Победа!»
Ход занятия.
1.Вступительное слово воспитателя.
Чтение стихотворения С.Викулова «Парад Победы»
Такое площадь видела однажды,
Однажды только видела земля:
Солдаты волокли знамёна вражьи,
Чтоб бросить их к подножию Кремля.
Они, свисая, пыль
Мели с брусчатки,
А наши воины в сиянии погон,
Всё били, били в чёрные их складки
Надраенным кирзовым сапогом…
«Направо! – и с размаху о брусчатку
И свастику, и хищного орла…
2. Беседа воспитателя.
Возникновение парадов относится к эпохе Древнего Рима, когда императоры триумфально возвращались с победой. Это была прежде всего демонстрация трофеев, людских и материальных. Проходил в форме шествия через весь город. Шествие возглавлял сенатор, за ним шли воины, потом пленные. Парады по своему содержанию посвящаются различным празднествам. Военный парад – смотр войск с торжественным маршем и боевой техникой по случаю различных важнейших событий государственного и военного значения. Первым официальным парадом в России можно считать парад в Москве по случаю взятия у шведов крепости. Пётр 1 ехал в золочёной карете, за которой по земле волочились шведские знамёна. Самым грандиозным парадом в истории России был парад – смотр 150 тысячной русской армии после окончательного разгрома армии Наполеона. Это событие достойно увенчало эпоху Отечественной войны 1812 года и осталось в военной истории символом торжества русского оружия.
Первый советский парад Красной армии прошёл 1 мая 1918 года на Ходынском поле. Участвовали в нём около 30 тысяч красноармейцев, принимал парад командующий Московского военного округа Н.Н. Муралов.
3. Легендарный парад.
Воспитатель: Легендарный парад, посвящённый 24 - й годовщине Октябрьской революции, прошёл 7 ноября 1941 года. Мало кто верил в возможность этого мероприятия. Враг слишком близко подошёл к Москве. Столицу ежедневно бомбила немецкая авиация, шли ожесточённые бои. Решение о проведении парада было принято 28 октября на высшем государственном уровне. Провести его в сложившихся условиях было нелегко. В столичном гарнизоне не хватало войск, которые можно было снять с обороны города для участия в параде. Артиллерия прибывала прямо с огневых позиций. Танковые части прямо с железнодорожных платформ. Подготовка к параду шла в строжайшей тайне, все приготовления маскировались. Сотни огневых точек охраняли её со стороны опасных направлений.
К утру 7 ноября 1941года Красная площадь приобрела праздничный вид. Её освободили от камуфляжа, расчехлили и зажгли кремлёвские звёзды. С 5 утра на площади стали собираться люди. Как и в мирное время, на параде были представлены все рода войск – пехота, конница, артиллерия, курсанты военных училищ. Всего в военном параде участвовало 28 тысяч человек, 140 орудий, 160 танков, 232 автомашины. Несмотря на трудности был строго соблюдён ритуал парада с использованием музыкального сопровождения.
Начался сильный снегопад. Проходя торжественным маршем, пехота старалась чеканить шаг на скользкой брусчатке Красной площади. Все воины шли в полном боевом снаряжении, шли с парада на фронт, в бой. За все годы своего существования Красная площадь не видела такого легендарного шествия. Парад принимал заместитель наркома обороны маршал С.М.Будённый. Парад вызвал восхищение и уважение к нашему народу, к его армии. Парад 7 ноября 1941 года был большой моральной и политической победой СССР над фашисткой Германией. Весь мир узнал: Москва стоит, борется, оборона столицы крепка.
В настоящее время в России военный парад 7 ноября 1941 года в Москве отмечается как День воинской славы.
4. Стихотворение В.Коростышевского «Парад 1941 года»
Застывшая за ночь звенит брусчатка.
Как залпы гремели марши.
У маршала – в левой перчатке.
Летит на коне осанистый, гордый.
Рубиновый свет полыхает снова,
Пусть только сегодня, но всё же,
Но всё же…
От Исторического до Покрова
Прошли – у мира мороз по коже.
Тот день не забудет Красная площадь,
Потомки расскажут об этом былины.
Земля напоила сынов своей мощью,
И к фронту шагали уже исполнимы.
Парад в осаждённой, тревожной столице…
5. Парад 1945 года.
Воспитатель: Эстафету легендарного парада 1941 года продолжил Парад Победы, который состоялся на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года в ознаменования победы над фашистской Германией. Парад принимал маршал Г.К. Жуков, командовать – маршал К.К.Рокоссовский. В параде принимали участие свыше 40 тысяч воинов, 1850 единиц техники. Полки шли в порядке их расположения на фронте – с севера на юг. Военный оркестр исполнял особый марш для каждого сводного полка десяти фронтов ,шедших через Красную площадь. Впереди полков на специально оборудованном автомобиле двигалось знамя Победы, водружённое над Рейхстагом.
Марш сводных полков завершала колонна солдат, нёсших опущенными вниз 200 знамён разбитых немецких войск. Когда колонна поравнялась с Мавзолеем, оркестр перестал играть. Под дробь барабанов фашистские знамёна были брошены к подножию Мавзолея.
6.Итог занятия.
Воспитатель: Военные парады имеют огромное значение. Они вызывают чувство гордости за ратные подвиги русских воинов, символизируют силу и мощь нашей великой страны.
Просмотр видеоролика «Виват, Победа!»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
Методическое объединение воспитателей
Разработка внеклассного занятия
«Песня в военной шинели»
Разработала:
Борисова С.П.
воспитатель
2018 год
7 класс.
Тема: «Песня в военной шинели»
Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.
Задачи:
- воспитывать интерес к историческому прошлому отчизны;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Оборудование: фотографии, тексты военных песен, аудиозаписи песен.
Ход занятия.
1.Вступительное слово воспитателя.
Мы по дорогам пыльным шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли.
Отстаивали, кровью поливая.
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали.
И песня нашей спутницей была
В бою, в походе, на ночном привале.
2. Беседа воспитателя.
День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Идут годы, но каждый раз, когда мы вспоминаем эти памятные даты, всплывают строки песен, прошагавшие долгие огненные дороги войны вместе с мужественными защитниками Родины.
Ребята, ежедневно вы слышите десятки песен. Некоторые приобретают сумасшедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили своё время и стали классикой.
Сегодня мы будем говорить о легендарных песнях, которые смогли выжить и победить в страшные годы войны. Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Лирические - «Соловьи», «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Катюша», «В землянке». В них говорилось о любви, родном доме, берёзках, соловьях. И эти песни победили! Потому что с ними наши солдаты защищали родную землю, любимых и близких.
3. Звучит песня «Священная война»
Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт Василий Лебедев – Кумач написал стихотворение, а композитор А.Александров музыку. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Впервые она была исполнена на перроне Белорусского вокзала, который представлял собой жуткую картину: слёзы прощания, бодрые крики отъезжающих сливались в единый гул. С этого памятного дня зашагала песня по стране, как воинская присяга, как символ грозных лет, она стала музыкальным гимном В.О.войны. Ёе пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу.
4. Звучит песня «Катюша»
Эта песня была написана в 1930 году поэтом М.Исаковским и композитором М. Блантером, когда ещё никто не думал о войне. Эта песня олицетворяла всё самое лучшее в жизни – всё то, что пытался разрушить враг. В 1943 году на фронте себя блестяще проявил гвардейский реактивный миномёт, получивший это же ласковое название «катюша», песня стала символом Победы. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Композиция становилась ещё ближе и нужнее народу.
5. Звучит песня «В землянке»
В дни войны появилась песня К.Листова на стихи А.Суркова « В землянке». Нет в нашей стране человека, который бы не знал эту песню. Хотя в ней говорится о «белоснежных полях под Москвой», но пели её в окопах и на привалах, хором и под гармонь. И не предполагал поэт Сурков, что сочиняет слова всенародной известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, описывая свои чувства после трудных боёв за Москву. «В землянке» была песней – бойцов, участвовала в борьбе и помогала приближению Победы. Её полюбили и запели на всех фронтах, так же как и другую песню, которую вы сейчас услышите.
6. Звучит песня «Тёмная ночь»
Автор песни «Тёмная ночь» В.Агатов. Она проникнута удивительным лиризмом, верой в любовь, дружбу, которые противостоят всем невзгодам и даже смерти. Обычно она звучала в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую кроватку, за любимую воевал солдат, пока не закончилась над нашей страной «тёмная ночь» войны.
7. Звучит песня «Синий платочек»
Эту песню напевали ещё до войны. В 1942 году певица Клавдия Шульженко попросила молоденького лейтенанта, сотрудника фронтовой газеты написать другие слова на эту мелодию. Это было второе вторжение песни. С новым текстом «Синий платочек» занял своё место на боевых позициях и дошёл с нашим солдатом до самого Берлина. Эта песня была необходима солдатам и офицерам.
8. Звучит песня «В лесу прифронтовом»
Песня объединила людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. В этой песни проходит и лирическая тема – тема любви, молодости, несбывшегося счастья, и патриотическая – размышление о родине, о своём героическом часе, который есть у каждого, чтобы совершить подвиг. Текст песни «В лесу прифронтовом» принадлежит М.Исаковскому, а музыка М. Блантеру.
9. Воспитатель: наверное, нет человека, который, хоть раз услышав эту песню, не влюбился бы в неё. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью. Слова песни точно передавали те чувства, которые были на душе каждого солдата. Эту песню написали композитор В. Соловьёв – Седой и поэт А. Фатьянов.
10. Звучит песня «Соловьи»
Воспитатель: Трудными дорогами шли солдаты. Одной из первых послевоенных песен, получивших всенародное признание, стала «Дорога». Она стала родной и близкой, особенно для тех, кто помнил и пережил войну. Маршал Жуков говорил: «Это бессмертная песня. А почему? Потому, что в ней отразилась большая душа народа». Эту песню написали А.Новиков и поэт Лев Ошанин.
11. Воспитатель: Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти миллионов людей. Для нас это история страны. Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал свою жизнь за Родину.
Майский день 1945 года. Знакомые и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели, танцевали прямо на улицах. День Победы – самый главный наш праздник.
Никогда не забудут живые
Об ушедших друзьях боевых,
Не увянут цветы полевые
На могильных холмах фронтовых,
И, любуясь зелёною новью,
Проходя мимо этих могил,
Вспомнят дети и внуки с любовью
Тех, кто души за них положил.
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с историей песен времён В.О.войны. Какое впечатление произвели на вас эти песни?
- Как вы считаете, совместимы такие понятия, как «война» и «песня»?
- Можно назвать такую песню бойцом, грозным оружием?
- Для чего нужна песня для страны в тяжёлое время?
- Как песня помогала солдатам в фронтовой жизни?
- Как в вашей семье относятся к старым песням?
Итог занятия.
Воспитатель: Действительно, песня – это и боец, и грозное оружие. Всё дальше уходит от нас В.О.война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не покинет нас память о подвиге народа. Она остаётся в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцах, песнях. Но песни хранят не просто память, они сохраняют душу народа, согревают сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью. Слушаешь эти песни и понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно, но они выстояли.
В этом сила и величие наших предков. А песня помогала им побеждать. И мы поём их, так как чувствуем душевную необходимость в этом, они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
Звучит песня «День Победы»
Дементьева Ирина Михайловна