Внеклассное мероприятие «Знатоки природы» (5–7 классы)
МБУ ДО «Детский эколого – туристический центр» г. Бийска Алтайского края
«Знатоки природы»
разработка экскурсии в природу
Составил:
Большаков Владимир Витальевич,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДЭТЦ»
г. Бийск, 2016 г.
Цель: формирование экологического мышления у подростков через их приобщение к исследованию и познанию живой природы
Задачи:
- повторение и обобщение знаний о биогеоценозе лесопарка (леса); - привлечение внимания обучающихся к антропогенному влиянию на лесопарк (лес) и его последствию; - привитие навыков разумного поведения в природе
Количество: 15 – 20 человек
Оборудование: бумага, карандаши, планшеты, мелки, кассетный магнитофон
Ход мероприятия:
Ведущий:
- Посмотрите вокруг, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, небо, солнце, растения, животные. Это - природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна!
Экологи:
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной.
Ведущий:
- У К. Паустовского есть такие строки – «Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране». Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней, загрязняют ее.
Эколог:
- Мы рубим лес, устраиваем свалку.
Кто же под защиту все возьмет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять -
Она, как мы, такая же - живая!
Ведущий:
Проводимая сегодня экологическая эстафета поможет каждому из вас познать небольшую часть окружающей нас природы – лес в парковой зоне нашего города. И так, отправляясь в путь, проведем физ. минутку. Я буду произносить слова, и показывать движения, которые им соответствуют, а вы повторяйте за мной.
Звучит мелодия и обучающиеся выполняют упражнения в такт стихотворения (Приложение).
За правильно выполняемые упражнения, командам выставляются баллы. Далее по маршрутным листам команды отправляются в путешествие по лесопарковой зоне.
I. Экостанция «Хвойная»
Аншлаг «Лес - источник древесины»
Задание: распознать пронумерованные мелом хвойные деревья: ель, пихту, лиственницу, сосну обыкновенную, сосну сибирскую:
-
по коре – 2 балла за правильно распознанное дерево (в случае затруднения определения названия дерева по коре используют второй признак – хвою); по коре и хвое – 1 балл за правильно распознанное дерево.
Дополнительное задание (при наличии времени)
- по выбору команды или по жребию составить «портрет дерева», т. е. рассказать об особенностях его произрастания: высота, продолжительность жизни хвоинок и созревания шишек, расположение в почве корневой системы и другие.
Максимальная оценка – 5 баллов
II. Экостанция «Следопыт»
Аншлаг «Лес - дом для растений и животных»
Задание: найти животных или следы их пребывания, это могут быть: - гнездо на дереве; - пение птиц; - погрызы листьев насекомыми – вредителями, насекомыми, обитающими в пне и лесной подстилке, беспозвоночными почвы и др.
Критерии оценивания:
- за каждое обнаруженное животное или его «след» - 2 балла - за указание названия животного, дополнительно - 2 балла
III. Экостанция «Разнотравье»
Аншлаг «Лес - источник ягод, грибов, лекарственных растений»
Задание: среди растений травянисто – кустарничкового яруса лесопарка найти лесные травы, назвав признаки, которые на это указывают (место произрастания, окраска цветков и листьев, вид стебля и др.)
Критерии оценивания:
- за каждое правильно указанное растение – 2 балла - за название его родовой или видовой принадлежности, дополнительно – 2 балла
IV. Экостанция «Биоиндикаторная»
Аншлаг «Лес - защитник воздуха, водоемов»
Задание: что можно узнать по обитателям леса (лесопарка)?
Варианты выполнения задания: - биоиндикация загрязнённости воздуха промышленными выбросами по лишайникам; - оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны; - определение особенностей химического состава почвы по видовому разнообразию растений
Критерии оценивания: - за каждый вариант выполнения задания – 5 баллов
V. Экостанция «Антропогенная»
Аншлаг «Лес - место отдыха для человека»
Задание: указать признаки воздействия человека на экосистему леса (лесопарка) и их последствия
Варианты возможных ответов:
- следы выгула собак; - механические повреждения деревьев и кустарников, протоптанные тропинки, мусор и др.
Критерии оценивания:
- за каждый вариант – 3 балла;
- с указанием последствий – 5 баллов
Подведение итогов:
к набранному на маршруте количеству баллов добавляется - команде, пришедшей к финишу первой – 4 балла; - команде, пришедшей второй – 3 балла; - команде, пришедшей третьей – 2 балла; - команде, пришедшей четвёртой - 1 балл
По общему количеству баллов определяется команда – победитель, проводится индивидуальное награждение.
Приложение
Физ. минутка
Раз - два! (топают правой - левой ногой)
Острова. (руками показывают круг)
Три - четыре! (топают)
Мы приплыли. (руками делают «плавательные» движения)
Пять — шесть! (топают)
Сходим здесь! (правая рука - вперед ладонью вверх, левая - ладонью вниз)
Семь - восемь! (топают)
Сколько сосен! (руки вверх поочередно)
Девять - десять! (топают)
Мы в пути! (имитация шага пальцами обеих рук)
Досчитал. (топают). До десяти. (ладонь правой руки - на голову, левой - под подбородок, обе руки — вперед)