12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Смуглеева Наталья Андреевна35
Россия, Саратовская обл., Балаково

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №1 ГОРОДА БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Зовут космические дали

ПОСВЯЩАЕТСЯ 55-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА Ю.А.ГАГАРИНА В КОСМОС


УРОК КРАЕВЕДЕНИЯ

ВТОР  УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

МАОУ ЛИЦЕЙ №1

СМУГЛЕЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

БАЛАКОВО, 2016 ГОД

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Зовут космические дали»

Посвящается 55-летию полета Ю.А.Гагарина в космос

 

Смуглеева Наталья Андреевна

 

 

МАОУ Лицей №1 города Балаково

 

 

Учитель истории и обществознания

 

 

История краеведения

 

 

8 класс

 

Цели урока

Предметные

1.Систематизация и обобщение знаний учащихся по истории развития советской космонавтики и ее связи с Саратовской землей.

Метапредметные

1.Развитие познавательного интереса к краеведению и ,в частности, к данной теме.

2.Развитие логического и творческого мышления, быстроты реакции, умения обосновывать свою точку зрения.

3.Развитие навыков взаимодействия с партнерами, работы в команде, сотрудничества, умений согласовывать свои действия.

Личностные

1.Воспитание чувства патриотизма, гордости за самоотверженный труд и героизм тех людей, кто стоял у истоков освоения космического пространства; формирование собственной жизненной позиции.

2.Усвоение навыков коммуникативного общения и культуры речи.

7. Задачи

Предметные

1.Раскрыть связь между историей становления советской космонавтики и Саратовским краем.

2.Выявить, каким образом судьбы первых советских космонавтов связаны с Саратовской землей; как развитие космонавтики отразилось в истории, географии, промышленности, культуре, спорте родного нам Балаково.

Метапредметные

1.Работая в группах, учиться сотрудничеству и взаимопомощи.

2. Формулировать краткий ответ

3. Развивать быстроту реакции, умение точно и грамотно выражать свои мысли.

4. Анализировать информацию, выдвигать версии ответа.

Личностные

1. Развивать познавательный интерес к истории России и родного края.

2.Определять свою позицию жизненную позицию.

8.Ожидаемые результаты:

Предметные

1.Учащиеся в результате обобщения знаний на основе всесторонней предварительной работы ( классные часы, уроки краеведения, лекция сотрудника музея истории города, конкурс сочинений и презентаций, просмотр учебных фильмов) овладеют целостным всесторонним представлением об истории развития советской космонавтики, жизни и деятельности Ю.А.Гагарина и первых космонавтов, а также сумеют связать эти факты с историей родного края и родного города.

Метапредметные

1.Получат дополнительный опыт сотрудничества в группе.

2.Продолжат овладевать навыками анализа информации, объяснения, обобщения.

3.Научатся быстро выдвигать различные версии ответа и делать выбор, формулировать точный ответ.

Личностные

Смогут представить собственные версии ответов.

Смогут осмыслить и оценить почерпнутые знания, сформировать личностную позицию.

9.Применяемые технологии: обучение в сотрудничестве, игровой метод, ИКТ.

10.Тип урока: обобщение знаний.

11.Форма урока: урок-игра по типу «Своя игра»

12.Форма работы учащихся: групповая.

13.Необходимое техническое оборудование: компьютерный проектор, интерактивная презентация «Своя игра», видеоролики, «Оценочный лист»,стенгазета, выставка с наглядным и краеведческим материалом.

14.Структура и ход урока

1.Разминка.

2.Интерактивная игра.

3.Музыкальная и поэтическая паузы.

4.Результаты.

Эпиграфы

« Космос – не только удел мужественных и смелых. Он для любознательных и терпеливых, смекалистых и твердых, ищущих и верящих в будущее этого, пока еще не познанного мира».

Юрий Гагарин

«Облетев Землю на корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».

Юрий Гагарин

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Основное содержание урока

II.Вводная часть

1.Организаци

онный блок


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2.Мотивационный


 


 


 


 


 


 

Вступительное слово учителя. Постановка цели и задач урока.(5 мин. 30 сек.)

Учитель.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада Вас приветствовать на уроке с звучным названием «Зовут космические дали». В этом году страна отметит 55-лет полету Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Летчик-космонавт Герман Титов сказал прекрасные слова:

«В клубке орбит, намотанных на земной шар, никогда не потеряется первый – гагаринский».

Видеоролик «Первый полет Гагарина» (3 мин. 20 сек.)

Ведущий 1.

55 лет назад – 12 апреля 1961 года – в истории человечества произошло грандиозное событие. Наш соотечественник, советский гражданин, майор Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» преодолел земное притяжение и вышел в космическое пространство.

Этот полет стал прорывом человечества в космос, началом новой эры – космической.

Ведущий 2.

Полет апрельский небо озарил,

Рывок земли в космические дали.

Гагарин первым подвиг совершил

Приблизив то, о чем мы лишь мечтали.

Ведущий 1. Было ли это мгновение чудом?

Ведущий 2 Еще каким!

Ведущий 1. Было ли великим прорывом нашей науки?

Ведущий 2. Бесспорно!

Ведущий 1. Стало ли фактом величайшей смелости и дерзости человека?

Ведущий 2. Несомненно!

Учитель. Судьба Юрия Гагарина теснейшим образом связана с Саратовской землей. Именно здесь он определился в своей будущей профессии. И Саратов, и наш родной Балаково связаны с темой космоса.

Дорогие ребята! Обобщая полученные знания на уроках и внеклассных мероприятиях, пришла пора их продемонстрировать. Предлагаю вам сделать это в форме игры.

Игру будет судить компетентное жюри, состоящее из наших гостей. Представляю жюри.

- Капитаны, представьте себя и свои команды.

Капитаны представляются, озвучивают название команды, команда произносит девиз.

1.Команда «Восток». Девиз: «Восток-1 – непобедим!»

2.Команда «Спутник». Девиз: «Спутник очень высоко, не догонишь ни за что!»

3.Команда «Космос». Девиз: «Улетим в бескрайний космос открывать дорогу к звездам!»

4.Команда «Созвездие». «Дух наш стремителен, непобедим, наше созвездие номер один!»

5.Команда «Байконур». «Начнем путь к победе мы здесь, с Байконура, смелы и дерзки мы – вот наша натура!»

Разминка. (2 мин). Представляет из себя блиц-опрос. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1.Сколько минут длился полет Юрия Гагарина? (108 минут)

2.Советский конструктор первых ракетно-космических аппаратов. (С.П.Королев)

3.Когда был запущен первый орбитальный спутник Земли? (3 ноября 1957 года)

4.Сколько среди советских и российских космонавтов женщин? (четыре: В.Терешкова, С.Савицкая, Е.Кондакова, Е. Серова)

5.Соревнования по какому виду спорта проводились в Балакове «На приз им. Гагарина»? (хоккей)

6.Слово, которое произнес Юрий Гагарин перед стартом? («Поехали!»)

7.Позывной первого космонавта. («Кедр»)

8. Назовите одним словом мир звезд и галактик. (Вселенная, космос)

9.Костюм, который защищает тело космонавта. (скафандр)

10.Учреждение культуры в нашем городе, имеющее самое космическое название (кинотеатр «Космос»)

III.Основная часть

1.Информационно-аналитический блок

Интерактивная «Своя игра» (20 мин. игра + 7 мин. паузы)

Учитель. Переходим к основной части нашего урока. Пришла пора познакомиться с правилами интерактивной игры.

В нашей игре примут участие 5 команд по 5 человек (состав сформирован заранее). Получив право выбора вопроса, капитан называет любой номер из пяти разделов.

«Имена»

«Балаково космический»

«Саратов и Юрий Гагарин»

«Наш край и космос»

«Космическая мозаика»

За каждый ответ команда получает 10 баллов, время подготовки – 30 секунд. В случае отсутствия ответа, это право получает любая другая команда, первой заявившая о готовности.

После правильного ответа по щелчку мыши на значок «Игровое поле» на экране осуществляется возврат таблицы, и выбор вопросов продолжается. Вопросы, которые уже были выбраны, из игры выходят. Их номер меняет цвет с красного на синий. Стоимость каждого ответа на вопрос – 10 баллов. Вопросы из раздела «Балаково космический» - 20 баллов.

Для определения победителей жюри подсчитывает общее количество баллов каждой команды, объявляет победителей и осуществляет награждение.


Здесь будет файл: /data/edu/files/s1461870525.pptx (Презентация "Зовут космические дали")

«Имена»

Этот школьный учитель из города Калуги в 1912 г впервые в истории предложил использовать ракеты для межпланетных сообщений, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. 
Кто это?( КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ)

Валентина Терешкова. Первая женщина –космонавт. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку.

Назовите позывной Терешковой во время полёта? («Чайка»)

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, совершил три космических полета. Неоднократно бывал в нашем городе, в том числе и в качестве Почетного гостя в 2007 году на праздновании 50-летия БИТТУ?

(Георгий Михайлович Гречко)

Светлана Савицкая.

Первая и единственная женщина – дважды Герой Советского Союза, первая женщина в мире, совершившая выход в открытый космос. Каким образом ее имя связано с нашей школой?( ее имя носила пионерская дружина средней школы №23 )

В честь какого «космического» художника названа одна из балаковских улиц? Чем он известен во всем мире? (Алексей Леонов, первый в истории выход в открытый космос )

Этот человек родом из села Малая Быковка Балаковского района. Его картины на космические темы побывали во многих городах СССР, в столицах всех социалистических стран. Две из них хранятся в американском космическом центре в Хьюстоне. (Геннадий Голобоков)

Показ отрывка фильма, посвященный Геннадию Голобокову.(2,5 мин.)

21 мин. 13 сек.- 23 мин. 35 сек.

«Балаково космический»

Какое из балаковских учреждений культуры называется так же, как один из известных орбитальных комплексов? Чем он прославился? (кинотеатр «Мир» . Орбитальная станция «Мир» в течение 15 лет (1986–2000) служила единственной в мире пилотируемой космической лабораторией.)

Как раньше в Балакове называлась улица Гагарина и почему? (Амбарная улиц . Названа улица так потому, что выходила на хлебные амбары, стоявшие на берегу реки Балаковки)

Страстным почитателем какого вида спорта был первый космонавт мира Юрий Гагарин? И как этот вид спорта связан с Балаковом?(Хоккей. В городе тренируются хоккейные команды «Кристалл», «Прометей». В 2011 году проводились соревнования среди юношеских команд на кубок имени Ю.А.Гагарина)

Назовите имя второго космонавта, самого молодого в истории, во время полета ему было 26 лет. Его именем названа одна из балаковских улиц. В чем заключался рекорд его полета? (Герман Степанович Титов. Самый молодой космонавт в истории и первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток)).

Какое из сооружений в Балаково называется так же, как один из самых важных узлов космического корабля? Каков принцип его действия? (Шлюз. Шлюзовая камера имеет люк для выхода космонавтов в открытый космос)

В 2006 г. был снят фильм «Космос. Первая кровь». Кто является его главным героем и почему? Как его имя связано с нашим городом? (Владимир Михайлович Комаров.  Космонавт погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. Его именем названа одна из улиц нашего города)

Ученица читает стихотворение «Гимн городу» Сергея Менкова, посвященный Балакову.

«Саратов и Юрий Гагарин»

«Прошу Вас зачислить меня в вверенный Вам техникум, так как я желаю повысить свои знания в области литейного производства и принести как можно больше пользы Родине.» В каком учебном заведении Саратова продолжил свое обучение Гагарин? (Саратовский индустриальный техникум)

Какое задание во время занятий в физико-техническом кружке подтолкнуло юного Гагарина поступить в Саратовкий аэроклуб и закончить его с отличием? (доклад на тему «К.Э. Циолковский и его учение о реактивных двигателях и межпланетных путешествиях»)

 Сколько всего курсант Гагарин выполнил полетов в Саратовском аэроклубе и на каком самолете совершил свой первый самостоятельный полет? (196 полетов, самостоятельный – на Як-18)

«Случилось как в хорошем романе: мое возвращение произошло в тех самых местах, где я впервые летал на самолете». Где приземлился Ю.А.Гагарин? (село Смеловка Энгельского района)

Кто первыми встретили на земле Саратовской Юрия Гагарина после полета в космос? (Анна Акимовна Тахтарова и ее 6-летняя внучка Рита)

4 января 1965 года Ю.А. Гагарин с супругой Валентиной Ивановной приезжал на празднование 20-летия Саратовского индустриального техникума. Какой сюрприз его там ожидал? (первый в стране, открытый в его честь музей )

Демонстрируется отрывок из фильма «Новые подробности неожиданного приземления в 1961 году»(2 мин)

2 мин. 30 сек. – 4 мин. 30 сек.

«Наш край и космос»

Сверхпрочную и легкую углеткань (карбон) выпускает балаковское предприятие «Аргон». Где ее применяют при строительстве космических кораблей? (для обшивки космических кораблей)

Гостеприимная саратовская земля стала местом приземления и второго космонавта планеты – Германа Титова. Где находится это место? (вблизи города Красный Кут)

Село Синенькие Саратовского района стало местом рождения будущего космонавта. Он первым в истории космонавтики руководил в 1974 году ночной посадкой корабля «Союз-15». Назовите его имя. (Геннадий Васильевич Сарафанов)

«Из всех рек она единственная была необыкновенно голубого цвета. Красивее и чище всех». Такие впечатления о великой русской реке из космоса выразил волжанин Юрий Шаргин. Откуда он родом? (город Энгельс (Покровск)

Главный конструктор системы радиосвязи с пилотируемыми кораблями. Именно он обеспечивал радиосвязь с Юрием Гагариным. Родился в Саратове, в школе, которую он окончил, сейчас располагается Саратовский авиационный колледж. Назовите его имя. (Юрий Сергеевич Быков)

Этот мемориал был сооружен в Энгельском районе на месте приземления Ю.Гагарина. В каком году это произошло и как в народе назвали это место? (в 1965 году, Гагаринское поле)

Музыкальная пауза. Весь класс поет песню «Земля в иллюминаторе»

(2 мин. 40 сек.)

«Космическая мозаика»

Эта медаль была учреждена в 2010 году, ею награждаются граждане РФ за заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства. Как она называется? (медаль «За заслуги в освоении космоса» )

Кто первым из живых существ на космическом аппарате 21 сентября 1968 года облетел Луну? (черепаха)

Можно ли на лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (нельзя, т.к. у Луны отсутствует магнитное поле)

Как называется оборот спутника вокруг Земли? (виток)

В древности и Средние века появление этих небесных тел вызывало тревогу и страх. Считалось, что они предвестники войн, эпидемий и других грозных событий, т.к. появлялись они внезапно. Что это? (кометы)

Какова продолжительность дня и ночи на Луне? (день и ночь длятся по две недели)

IV.Заключительная часть.

1.Подведение итогов


 


 


 


 


 

(1 мин. 40 сек.) Учитель.

Игра закончена. В заключение хочется сказать вам, ребята, огромное спасибо за подготовку и хорошую игру.

Нами был собран и обобщен интересный содержательный материал о связи Саратовской земли и, в частности, нашего родного Балакова с космонавтами и космосом. Вы узнали много интересных фактов о том, какую роль сыграла Саратовская земля в судьбе первого космонавта и не только. Судьбы многих из них связаны с Саратовским краем. Это летчики-космонавты, Герои Советского Союза - В.Лазарев, О.Макаров, В.Зубов, В.Коваленок. В.Шаталов, Г.Сарафанов. Но несомненное первенство среди них принадлежит Юрию Алексеевичу Гагарину.

Ведущий 1.

За 26 лет до его звездного полета один из самых великих мечтателей о космосе Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство… Он русский… По профессии, вероятнее всего, летчик… У него отвага умная, лишенная безрассудства… Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола».

Юре Гагарину было в то время около года…

Ведущий 2.

Через десятилетия и века человечество забудет многие события и имена. Но имя Юрия Алексеевича Гагарина в истории земной цивилизации останется навсегда.

Став героем своего времени, он останется таким и для будущих поколений.

Ведущий 1.

Неповторимую улыбку Гагарина не забудут люди нашей планеты.

Ведущий 2.

Да, это верно – не забудем

Ни малой мелочи о нем.

И жизнь его изучат люди

Всю – год за годом, день за днем.

Звучит песня «Знаете, каким он парнем был?» (3 мин.)

2.Оценивание

Жюри подводит итоги, высказывает свои впечатления, награждает победившую команду.

3.Рефлексия.

Ребята, сделайте выбор. На какой из предложенных планет вы находитесь в конце урока?

Планета Удовлетворения, планета Грусти, планета Знаний, планета Радости, планета Дружбы.

«Ключевые слова»

На доске прикреплены «ключевые слова», используя которые учащиеся составляют рассказ, по ходу которого оценивают урок, свои чувства, эмоции, свою работу, работу команды.

Планета Удовлетворения: «чувствовал», «запомнилось»;

Планета Грусти: «удивило», «вызвало грусть»;

Планета Знаний: «стало открытием», «интересно», «для себя приобрел»;

Планета Радости: «наибольшее впечатление», «чувствовал»;

Планета Дружбы: «работа команды», «оценка урока: 1 – 10 баллов», «комплимент товарищу».

4.Дом. задание

Те ребята, кому тема урока понравилась и кто хотел бы ее развить и оформить в виде индивидуального проекта, предлагаю продолжить работу  во время занятий краеведческого кружка.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.