Презентация к уроку литературы «Звук [щ'], буквы Щ, щ»

0
0
Материал опубликован 17 November 2020

Презентация к уроку по теме "Звук [щ'], буквы Щщ"
NOTEBOOK / 7.77 Мб

/data/files/u1605629948.notebook (Презентация к уроку по теме "Звук [щ'], буквы Щщ")Технологическая карта урока литературного чтения

Данные об учителе: Баклушина Светлана Викторовна, имеющаяся категория: высшая категория

Предмет: литературное чтение

Класс: 1 б

Учебник (УМК): «Азбука», 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 / В.Г. Горецкий, УМК: «Школа России»

Тема урока: Звук [щ'], буквы Щщ.

Цель урока: познакомить с мягким звуком [щ'], буквами Щщ

Тип урока: урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.

Оборудование: учебник, толковый словарь, индивидуальные карточки с заданием, сигнальные карточки, мультимедийное оборудование (ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска).

Данный урок является шестьдесят шестым (из 71) в букварном периоде.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

В классе 25 учащихся. Учащиеся достаточно активны, подвижны. Знают правила поведения на переменах, во время урока, но иногда не сдерживают себя и высказываются без поднятой руки. Не все дети активно работают на уроках. Учащиеся умеют работать в парах, в группах. На уроках достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы – средний. Учащиеся стараются быть внимательными по отношению друг к другу, пытаются поддержать и приободрить, когда это необходимо. На момент проведения урока учащихся владеют следующими УУД:

Регулятивные УУД:

определять цель деятельности на уроке под руководством учителя;

работать по предложенному учителем или совместно составленному плану;

соотносить полученные результаты с эталоном, вносить коррективы в свои действия.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике;

осуществлять поиск и выделение необходимой информации под руководством учителя;

выполнять учебные действия в разных формах (звуковые модели слова);

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять схему слова, обозначать звук буквой;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- использовать толковый словарь совместно с учителем.

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

отвечать на поставленные вопросы;

работать в паре и группах с одноклассниками.

Личностные результаты: осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты:

правильно называть изученные гласные и согласные буквы и звуки, которые они обозначают,

различать гласные и согласные звуки,

определять твердость и мягкость согласных звуков, различать звонкие и глухие согласные звуки,

составлять звуковые модели слов.



Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД

Правильно произносить звук [щ'], называть буквы Щ щ;

Давать характеристику звуку [щ'];

Читать слоги, слова и предложения с новыми буквами Щ щ;

Познакомить с правилом написания буквосочетаний ща и щу;

Обогащать словарный запас слов.

8 человек – высокий уровень достижений

14 человек – средний уровень достижений

3 человек – низкий уровень достижений


Метапредметные

Познавательные УУД

Формулировать познавательную цель;

Моделировать: составлять звуковую схему слова с новым звуком;

Анализировать слоги и слова, выделять в них звук [щ'] (в устной и письменной речи);

Сравнивать звуки [ч'] и [щ'] в слогах и словах;

Уметь находить в словах буквосочетания ча, ща, чу, щу.

Развивать речь


7 человек – высокий уровень достижений

13 человек – средний уровень достижений

3 человек – низкий уровень достижений

Регулятивные УУД

Определять общую цель урока, планировать свои действия совместно с учителем в соответствии с поставленной задачей;

Контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки);

Оценивать готовое решение учебной задачи цветными символами.

6 человек – высокий уровень достижений

14 человек – средний уровень достижений

5 человек – низкий уровень достижений

Коммуникативные УУД

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Устанавливать рабочие отношения со сверстниками, обеспечивать бесконфликтную совместную работу в паре;

Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы;

Соблюдать грамматические нормы речи.

8 человек – высокий уровень достижений

13 человек – средний уровень достижений

5 человек – низкий уровень достижений

Личностные УУД

Проявлять учебную и коммуникативную активность, осознавая неполноту своих знаний;

Организовать собственную деятельность для решения поставленных задач.

Ценить природу, осознавать негативное воздействие человека на экосистему.

10 человек – высокий уровень достижений

12 человек – средний уровень достижений

3 человека – низкий уровень достижений








Этапы урока

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1. Мотивационно-целевой этап

1 мин.


Организационный момент.

1.Проверить готовность учащихся к уроку.

2.Активизировать внимание.

Беседа

Фронтальная.

Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.

Поприветствовать учителя. Проверить готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные УУД: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя.

2.Ориентировочный этап

6 мин

Актуализация знаний.



Выявить уровень имеющихся знаний у учащихся.


Беседа по уточнению знаний.

Фронтальная.

1.Проводит беседу об изученных буквах и звуках.

- Назовите изученные буквы и звуки, которые они обозначают.

- На какие две группы можно разделить все буквы?

- На какие группы можно разделить все гласные буквы?

1.Называют буквы и звуки, которые изучили.

Делят буквы на две группы: гласные и согласные. Объясняют по каким признакам разделили гласные буквы на группы.

Предметные УУД: правильно называть буквы и звуки, которые они обозначают.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний.

Познавательные УУД: классифицировать буквы, анализировать, сравнивать гласные звуки и буквы.

Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Определение границ знания и незнания.

Анализ

Фронтальная

1.Демонстрирует предметные картинки и предлагает их назвать, выделяя первый звук.


-Назовите слова и выделите в них первый звук.








1.Произносят слово и выделяют первый звук [щ'].


Предметные УУД: правильно произносить звук [щ'].

Познавательные УУД: анализировать слова.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с учителем, высказывать свое мнение.

3.Постановка учебной задачи

2 мин

Организовать формулирование проблемы и постановку цели урока учащимися.

Создание проблемной ситуации

Фронтальная

1.Подводит учащихся к проблеме.


2.Организует работу по формулировке цели и задач урока.


- Знаком ли вам этот звук?

-Можете ли вы назвать букву, которой обозначают этот звук? (еще не изучали)

- Сформулируйте цель урока.

- Что должны сделать, чтобы добиться цели?

Давайте построим план работы.



Отвечают на вопрос учителя.


Формулируют проблему.

Формулируют цель урока: познакомиться с новым звуком и буквой.

Составляют план работы:

1) Дать характеристику звуку

2) Узнать, какой буквой он обозначается

3) Находить звук и букву в словах

4) Научиться читать слоги, слова, предложения.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности и сохранять ее до конца учебных действий; планировать свои действия при изучении нового материала.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникшей проблемы; оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД: осознать неполноту знаний, проявлять интерес к новым знаниям.

4.Поисково-иссле-дова-тельский этап.

10 мин

Организовать осмысленное восприятие новой информации.

Исследование

Беседа






















Игра

Фронтальная























Фронтальная

1.Организует работу по изучению нового материала, предлагает произнести слово, выделяя в нём первый звук.















Подводит детей к формулированию вывода по новой теме.


Организует работу по вычленению звука [щ'] в словах



Демонстрирует и называет букву Щ щ.


Демонстрирует слайд с изображением Буквы Щщ в картинках.





1.Отгадайте загадку:

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Конечно, это… (щука)

- Составим схему слова «щука»

- Сколько в слове слогов?

- Какой слог ударный?

- Выделите первый звук, произнесите его и послушайте. Дайте ему характеристику.

- Какой он: гласный или согласный?

- Глухой или звонкий?

- Есть ли у него звонкая пара? Произнесите звук так, чтобы он зазвенел.

- Какой он: твердый или мягкий?

- Попробуем произнести звук [щ'] в слиянии с гласными, которые обозначают твердость согласного звука.

- Удалось ли произнести звук [щ,] твёрдо?

- Сделаем вывод.

- Дайте характеристику звука [щ'].

- На какой звук похож этот звук? ([ч'])

Чем они похожи?

Игра «Найди звук».

- Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ'] в словах: щёлка, чистый, жизнь, щипцы, ящик, поход, щека, туча, щука, речка, печка, прощание, роща, шепот, плащ.

Знакомство с новой буквой.

- Звук [щ'] на письме обозначается буквами Щ щ.

- На какую букву похожа Щ?

- На что похожа буква Щ?

- Послушайте стихотворение про букву «Щ»:

«Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.»

«Ш и Щ – родные сестры,

Но у Щ есть хвостик острый.»


- Для записи каких слов потребуется заглавная буква Щ?

Отгадывают загадку.





Дети произносят слово щука, делят по слогам, выделяют ударный звук, моделируют звуковой состав слова, выделяют первый звук [щ'].

Анализирую, делают выводы, что звук согласный, глухой, непарный.

Исследуют: составляют слоги-слияния звука [щ'] с гласными, которые обозначают твердость согласного звука.

Делают вывод, что звук произносится мягко.

Сравнивают звуки [ч'] и [щ']. Находят новый звук в слова.

Характеризуют звук [щ'] – согласный, глухой, мягкий непарный.


Сравнивают букву Щ с другими буквами и объектами.








Отвечают на вопрос учителя.

Предметные УУД: правильно называть звук [щ'] и букву Щ.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать звуки и буквы; моделировать звуковой состав слова: отражать в модели характеристику звука; различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие; выделять звук [щ'].

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные УУД: организовать собственную деятельность для решения поставленных задач.





Физминутка

Снять физическое и интеллектуальное напряжение.

Игра.

Спортивные упражнения.

Фронтальная

Предлагает провести знакомую физминутку.

«Лежебока рыжий кот», «Вышли мыши»

Выполняют упражнения.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя, выполнять требования учителя.

5.Практический этап.

17 мин

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Упражнение в чтении слогов буквой щ


Наблюдение и анализ
















Упражнение в чтении слов с буквой щ







Наглядный прием












Моделирование





Прогнозирование

Анализ текста
















Создание речевой ситуации





Упражнение в чтении скороговорок





Анализ текста



Индивидуальная.



Фронтальная










Парная







Индивидуальная

Фронтальная







Фронтальная













Индивидуальная





Парная













Фронтальная





Фронтальная







Индивидуальная

Организует индивидуальную работу учащихся: чтение слогов на стр.63

Знакомит с правилом правописания буквосочетаний ща, щу



Организует сравнение вывода учащихся с правилом в учебнике стр.63.


Организует работу в парах.







Организует работу по чтению слов в учебнике на стр.63

Предлагает выяснить (уточнить) лексическое значение слов.




Предлагает рассмотреть иллюстрации на интерактивной доске и обратиться в электронный словарь с целью уточнения лексического значения слов.







Организует работу по анализу слов с новым звуком и их моделированию в виде схемы.


Организует работу с текстом.












Организует проверку чтения по ролям 2-3-х пар.




Организует работу над развитием речи.






Организует работу со скороговорками.






Предлагает найти и выделить буквосочетания ча, ща, чу, щу.

- Прочитаем слоги-слияния в учебнике на стр.63 (про себя). Понаблюдайте, в каких слогах звук [щ,] произносится мягко?

- Почему? Объясните.

-Всегда ли гласные а, у обозначают твердость предшествующего согласного?

Гласные «а» и «у» не смогли обозначить твердость звука [щ'], поэтому нет необходимости смягчать его гласными я и ю. Эти буквы «я» и «ю» никогда не встретите с буквой «щ». Так появилось правило «ША пиши с буквой А, ЩУ пиши с буквой У».

- Звуки [ч'] и [щ'] очень близки по звучанию.

- У звуков [ч'] и [щ'] даже одно правило на двоих. Какое?

- Прочитайте правило в учебнике на стр.63

- Запомните это правило.

- Расскажите друг другу правило.




- Читаем слова на стр.63 с буквой «щ».

- Прочитайте выделенные слова. Что общего у этих слов?

- Какие непонятные слова встретились?

- Роща и чаща - это разновидности леса. Посмотрите на две картины русского художника Ивана Ивановича Шишкина, который на своих картинах часто изображал лес.

- Посмотрите на первую картину «Лесная глушь». Подумайте, какой лес называется чащей.  

-  Посмотрите на другую картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Чем отличается лес на этой картине от леса на предыдущей?

Это и есть роща – небольшой лес.

 Щегол - птица. Размером меньше воробья. Окраска яркая.  Красиво поёт.

- В каких словах встретилось правило, которое выучили?


-Составьте схемы слов: лещи, овощи, щит плащ, щётка. Проверьте схему, сделанную на доске.

-Проверьте свою схему.

-Оцените свой результат.



-Посмотрите на рисунок. Предположите, о чем это стихотворение? Кто его написал?

-Прочитайте стихотворение про себя.

- Оправдались ваши предположения?

-Прочитаем вместе.

-Что произошло с щукой?

- По какой причине такое могло произойти?

-Загрязнение водоемов может привести к беде.

Выборочное чтение:

- Прочитайте слова, в которых есть буква «щ», четко выделяя её;

-Прочитайте мысли щуки.


Поработайте в паре: читайте по ролям.





Работа с иллюстрацией на стр.62.

1) Рассмотрите иллюстрацию, вспомните и назовите сказку, в которой оказалась щука?

2) Кто придумал эту сказку?

3) Как зовут главного героя?

4) Что случилось с Емелей?


Работа со скороговорками:

- Прочитайте про себя.

- Прочитаем вслух с чётким проговариванием   звука [щ'].

«Щуку я тащу, тащу. 
Щуку я не упущу».

«Щуки и леща в роще не сыщешь».

-Выделите буквосочетания в скороговорке.

-Проверим задание.


Читают слоги про себя, затем вслух. Объясняют мягкость звука [щ'].




Сравнивают звуки [ч'] и [щ'].

Обобщают имеющиеся знания и приходят к выводу.

Сравнивают вывод с правилом в учебнике.


Рассказывают правило соседу по парте.

Отвечают на вопрос учителя.

Читают слова про себя.

Скандируют слова с буковой щ плавно по слогам.

Высказывают предположения по лексическому значению слов: роща, чаща, щегол.


Рассматривают иллюстрации на интерактивной доске.

Выясняют лексическое значение слов в электронном и книжном словаре.

Находят слова с буквосочетаниями ча, ща, чу, щу.






Анализируют слова. Составляют звуковые модели слов. Один ученик работает у доски.

Контролируют, корректируют и оценивают свою работу.

Прогнозируют содержание текста по иллюстрации.

Читают текст про себя, всем классом. Отвечают на вопросы учителя.

Читают в паре по ролям.

Читают перед классом с последующей самооценкой.








Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на вопросы учителя.





Скандируют скороговорку: медленно, с ускорением, быстро.


Выделяют буквосочетания: ча, ща, чу, щу.

Проверяют выполненную работу и оценивают себя.

Предметные УУД: читать слоги, слова и предложения с новой буквой; правильно произносить звуки [ч'] и [щ']; обогащать словарный запас.

Познавательные УУД: анализировать слоги и слова, выделять в них звук [щ']; сравнивать и различать звуки [ч'] и [щ'] в слогах и словах; составлять звуковую схему слова с новым звуком; анализировать текст, находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки);

оценивать готовое решение учебной задачи цветными символами.

Коммуникативные УУД: формулировать выводы; взаимодействовать с партнером в паре; осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные УУД: ценить природу, осознавать негативное воздействие человека на экосистему.

Личностные УУД: организовать собственную деятельность для решения поставленных задач.

5.Рефлексивно-оценоч-ный этап.

4 мин

Осмысление процесса и результата деятельности

Беседа.

Индивидуальная.





Фронтальная.

Организует самостоятельную работу: охарактеризовать звук [щ'].

Организует самооценку учащихся.


Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы.


-Выполните задание на карточке: обведите правильное утверждение о звуке [щ'].

-Оцените себя.




-Подведём итог.

-Вспомните цель урока.

-Добились цели?

-Что делали для достижения цели?

-Оцени себя на этом уроке.


Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют проверку, самооценку собственной учебной деятельности.


Делают выводы о результатах совместной работы на уроке.

Самооценка

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании.

Личностные УУД: осознание своих эмоций.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.