Презентация к уроку литературы «Звук [щ'], буквы Щ, щ»
Презентация к уроку по теме "Звук [щ'], буквы Щщ"
NOTEBOOK / 7.77 Мб
/data/files/u1605629948.notebook (Презентация к уроку по теме "Звук [щ'], буквы Щщ")Технологическая карта урока литературного чтения
Данные об учителе: Баклушина Светлана Викторовна, имеющаяся категория: высшая категория
Предмет: литературное чтение
Класс: 1 б
Учебник (УМК): «Азбука», 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 / В.Г. Горецкий, УМК: «Школа России»
Тема урока: Звук [щ'], буквы Щщ.
Цель урока: познакомить с мягким звуком [щ'], буквами Щщ
Тип урока: урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.
Оборудование: учебник, толковый словарь, индивидуальные карточки с заданием, сигнальные карточки, мультимедийное оборудование (ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска).
Данный урок является шестьдесят шестым (из 71) в букварном периоде.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
В классе 25 учащихся. Учащиеся достаточно активны, подвижны. Знают правила поведения на переменах, во время урока, но иногда не сдерживают себя и высказываются без поднятой руки. Не все дети активно работают на уроках. Учащиеся умеют работать в парах, в группах. На уроках достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы – средний. Учащиеся стараются быть внимательными по отношению друг к другу, пытаются поддержать и приободрить, когда это необходимо. На момент проведения урока учащихся владеют следующими УУД:
Регулятивные УУД:
– определять цель деятельности на уроке под руководством учителя;
– работать по предложенному учителем или совместно составленному плану;
– соотносить полученные результаты с эталоном, вносить коррективы в свои действия.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике;
– осуществлять поиск и выделение необходимой информации под руководством учителя;
– выполнять учебные действия в разных формах (звуковые модели слова);
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять схему слова, обозначать звук буквой;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- использовать толковый словарь совместно с учителем.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в коллективном обсуждении проблем;
– отвечать на поставленные вопросы;
– работать в паре и группах с одноклассниками.
Личностные результаты: осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты:
– правильно называть изученные гласные и согласные буквы и звуки, которые они обозначают,
– различать гласные и согласные звуки,
– определять твердость и мягкость согласных звуков, различать звонкие и глухие согласные звуки,
– составлять звуковые модели слов.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные УУД | Правильно произносить звук [щ'], называть буквы Щ щ; Давать характеристику звуку [щ']; Читать слоги, слова и предложения с новыми буквами Щ щ; Познакомить с правилом написания буквосочетаний ща и щу; Обогащать словарный запас слов. | 8 человек – высокий уровень достижений 14 человек – средний уровень достижений 3 человек – низкий уровень достижений | |
Метапредметные | Познавательные УУД | Формулировать познавательную цель; Моделировать: составлять звуковую схему слова с новым звуком; Анализировать слоги и слова, выделять в них звук [щ'] (в устной и письменной речи); Сравнивать звуки [ч'] и [щ'] в слогах и словах; Уметь находить в словах буквосочетания ча, ща, чу, щу. Развивать речь | 7 человек – высокий уровень достижений 13 человек – средний уровень достижений 3 человек – низкий уровень достижений |
Регулятивные УУД | Определять общую цель урока, планировать свои действия совместно с учителем в соответствии с поставленной задачей; Контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки); Оценивать готовое решение учебной задачи цветными символами. | 6 человек – высокий уровень достижений 14 человек – средний уровень достижений 5 человек – низкий уровень достижений | |
Коммуникативные УУД | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; Устанавливать рабочие отношения со сверстниками, обеспечивать бесконфликтную совместную работу в паре; Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; Соблюдать грамматические нормы речи. | 8 человек – высокий уровень достижений 13 человек – средний уровень достижений 5 человек – низкий уровень достижений | |
Личностные УУД | Проявлять учебную и коммуникативную активность, осознавая неполноту своих знаний; Организовать собственную деятельность для решения поставленных задач. Ценить природу, осознавать негативное воздействие человека на экосистему. | 10 человек – высокий уровень достижений 12 человек – средний уровень достижений 3 человека – низкий уровень достижений |
Этапы урока | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1. Мотивационно-целевой этап 1 мин. | Организационный момент. 1.Проверить готовность учащихся к уроку. 2.Активизировать внимание. | Беседа | Фронтальная. | Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку. | Поприветствовать учителя. Проверить готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Регулятивные УУД: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя. |
2.Ориентировочный этап 6 мин | Актуализация знаний. Выявить уровень имеющихся знаний у учащихся. | Беседа по уточнению знаний. | Фронтальная. | 1.Проводит беседу об изученных буквах и звуках. | - Назовите изученные буквы и звуки, которые они обозначают. - На какие две группы можно разделить все буквы? - На какие группы можно разделить все гласные буквы? | 1.Называют буквы и звуки, которые изучили. Делят буквы на две группы: гласные и согласные. Объясняют по каким признакам разделили гласные буквы на группы. | Предметные УУД: правильно называть буквы и звуки, которые они обозначают. Регулятивные УУД: осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний. Познавательные УУД: классифицировать буквы, анализировать, сравнивать гласные звуки и буквы. Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
Определение границ знания и незнания. | Анализ | Фронтальная | 1.Демонстрирует предметные картинки и предлагает их назвать, выделяя первый звук. | -Назовите слова и выделите в них первый звук. | 1.Произносят слово и выделяют первый звук [щ']. | Предметные УУД: правильно произносить звук [щ']. Познавательные УУД: анализировать слова. Коммуникативные УУД: сотрудничать с учителем, высказывать свое мнение. | |
3.Постановка учебной задачи 2 мин | Организовать формулирование проблемы и постановку цели урока учащимися. | Создание проблемной ситуации | Фронтальная | 1.Подводит учащихся к проблеме. 2.Организует работу по формулировке цели и задач урока. | - Знаком ли вам этот звук? -Можете ли вы назвать букву, которой обозначают этот звук? (еще не изучали) - Сформулируйте цель урока. - Что должны сделать, чтобы добиться цели? Давайте построим план работы. | Отвечают на вопрос учителя. Формулируют проблему. Формулируют цель урока: познакомиться с новым звуком и буквой. Составляют план работы: 1) Дать характеристику звуку 2) Узнать, какой буквой он обозначается 3) Находить звук и букву в словах 4) Научиться читать слоги, слова, предложения. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности и сохранять ее до конца учебных действий; планировать свои действия при изучении нового материала. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникшей проблемы; оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: осознать неполноту знаний, проявлять интерес к новым знаниям. |
4.Поисково-иссле-дова-тельский этап. 10 мин | Организовать осмысленное восприятие новой информации. | Исследование Беседа Игра | Фронтальная Фронтальная | 1.Организует работу по изучению нового материала, предлагает произнести слово, выделяя в нём первый звук. Подводит детей к формулированию вывода по новой теме. Организует работу по вычленению звука [щ'] в словах Демонстрирует и называет букву Щ щ. Демонстрирует слайд с изображением Буквы Щщ в картинках. | 1.Отгадайте загадку: Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом — такая злюка! Конечно, это… (щука) - Составим схему слова «щука» - Сколько в слове слогов? - Какой слог ударный? - Выделите первый звук, произнесите его и послушайте. Дайте ему характеристику. - Какой он: гласный или согласный? - Глухой или звонкий? - Есть ли у него звонкая пара? Произнесите звук так, чтобы он зазвенел. - Какой он: твердый или мягкий? - Попробуем произнести звук [щ'] в слиянии с гласными, которые обозначают твердость согласного звука. - Удалось ли произнести звук [щ,] твёрдо? - Сделаем вывод. - Дайте характеристику звука [щ']. - На какой звук похож этот звук? ([ч']) Чем они похожи? Игра «Найди звук». - Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ'] в словах: щёлка, чистый, жизнь, щипцы, ящик, поход, щека, туча, щука, речка, печка, прощание, роща, шепот, плащ. Знакомство с новой буквой. - Звук [щ'] на письме обозначается буквами Щ щ. - На какую букву похожа Щ? - На что похожа буква Щ? - Послушайте стихотворение про букву «Щ»: «Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам.» «Ш и Щ – родные сестры, Но у Щ есть хвостик острый.» - Для записи каких слов потребуется заглавная буква Щ? | Отгадывают загадку. Дети произносят слово щука, делят по слогам, выделяют ударный звук, моделируют звуковой состав слова, выделяют первый звук [щ']. Анализирую, делают выводы, что звук согласный, глухой, непарный. Исследуют: составляют слоги-слияния звука [щ'] с гласными, которые обозначают твердость согласного звука. Делают вывод, что звук произносится мягко. Сравнивают звуки [ч'] и [щ']. Находят новый звук в слова. Характеризуют звук [щ'] – согласный, глухой, мягкий непарный. Сравнивают букву Щ с другими буквами и объектами. Отвечают на вопрос учителя. | Предметные УУД: правильно называть звук [щ'] и букву Щ. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать звуки и буквы; моделировать звуковой состав слова: отражать в модели характеристику звука; различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие; выделять звук [щ']. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные УУД: организовать собственную деятельность для решения поставленных задач. |
Физминутка | Снять физическое и интеллектуальное напряжение. | Игра. Спортивные упражнения. | Фронтальная | Предлагает провести знакомую физминутку. | «Лежебока рыжий кот», «Вышли мыши» | Выполняют упражнения. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя, выполнять требования учителя. |
5.Практический этап. 17 мин | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | Упражнение в чтении слогов буквой щ Наблюдение и анализ Упражнение в чтении слов с буквой щ Наглядный прием Моделирование Прогнозирование Анализ текста Создание речевой ситуации Упражнение в чтении скороговорок Анализ текста | Индивидуальная. Фронтальная Парная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Парная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Организует индивидуальную работу учащихся: чтение слогов на стр.63 Знакомит с правилом правописания буквосочетаний ща, щу Организует сравнение вывода учащихся с правилом в учебнике стр.63. Организует работу в парах. Организует работу по чтению слов в учебнике на стр.63 Предлагает выяснить (уточнить) лексическое значение слов. Предлагает рассмотреть иллюстрации на интерактивной доске и обратиться в электронный словарь с целью уточнения лексического значения слов. Организует работу по анализу слов с новым звуком и их моделированию в виде схемы. Организует работу с текстом. Организует проверку чтения по ролям 2-3-х пар. Организует работу над развитием речи. Организует работу со скороговорками. Предлагает найти и выделить буквосочетания ча, ща, чу, щу. | - Прочитаем слоги-слияния в учебнике на стр.63 (про себя). Понаблюдайте, в каких слогах звук [щ,] произносится мягко? - Почему? Объясните. -Всегда ли гласные а, у обозначают твердость предшествующего согласного? Гласные «а» и «у» не смогли обозначить твердость звука [щ'], поэтому нет необходимости смягчать его гласными я и ю. Эти буквы «я» и «ю» никогда не встретите с буквой «щ». Так появилось правило «ША пиши с буквой А, ЩУ пиши с буквой У». - Звуки [ч'] и [щ'] очень близки по звучанию. - У звуков [ч'] и [щ'] даже одно правило на двоих. Какое? - Прочитайте правило в учебнике на стр.63 - Запомните это правило. - Расскажите друг другу правило. - Читаем слова на стр.63 с буквой «щ». - Прочитайте выделенные слова. Что общего у этих слов? - Какие непонятные слова встретились? - Роща и чаща - это разновидности леса. Посмотрите на две картины русского художника Ивана Ивановича Шишкина, который на своих картинах часто изображал лес. - Посмотрите на первую картину «Лесная глушь». Подумайте, какой лес называется чащей. - Посмотрите на другую картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Чем отличается лес на этой картине от леса на предыдущей? - Это и есть роща – небольшой лес. Щегол - птица. Размером меньше воробья. Окраска яркая. Красиво поёт. - В каких словах встретилось правило, которое выучили? -Составьте схемы слов: лещи, овощи, щит плащ, щётка. Проверьте схему, сделанную на доске. -Проверьте свою схему. -Оцените свой результат. -Посмотрите на рисунок. Предположите, о чем это стихотворение? Кто его написал? -Прочитайте стихотворение про себя. - Оправдались ваши предположения? -Прочитаем вместе. -Что произошло с щукой? - По какой причине такое могло произойти? -Загрязнение водоемов может привести к беде. Выборочное чтение: - Прочитайте слова, в которых есть буква «щ», четко выделяя её; -Прочитайте мысли щуки. Поработайте в паре: читайте по ролям. Работа с иллюстрацией на стр.62. 1) Рассмотрите иллюстрацию, вспомните и назовите сказку, в которой оказалась щука? 2) Кто придумал эту сказку? 3) Как зовут главного героя? 4) Что случилось с Емелей? Работа со скороговорками: - Прочитайте про себя. - Прочитаем вслух с чётким проговариванием звука [щ']. «Щуку я тащу, тащу. «Щуки и леща в роще не сыщешь». -Выделите буквосочетания в скороговорке. -Проверим задание. | Читают слоги про себя, затем вслух. Объясняют мягкость звука [щ']. Сравнивают звуки [ч'] и [щ']. Обобщают имеющиеся знания и приходят к выводу. Сравнивают вывод с правилом в учебнике. Рассказывают правило соседу по парте. Отвечают на вопрос учителя. Читают слова про себя. Скандируют слова с буковой щ плавно по слогам. Высказывают предположения по лексическому значению слов: роща, чаща, щегол. Рассматривают иллюстрации на интерактивной доске. Выясняют лексическое значение слов в электронном и книжном словаре. Находят слова с буквосочетаниями ча, ща, чу, щу. Анализируют слова. Составляют звуковые модели слов. Один ученик работает у доски. Контролируют, корректируют и оценивают свою работу. Прогнозируют содержание текста по иллюстрации. Читают текст про себя, всем классом. Отвечают на вопросы учителя. Читают в паре по ролям. Читают перед классом с последующей самооценкой. Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на вопросы учителя. Скандируют скороговорку: медленно, с ускорением, быстро. Выделяют буквосочетания: ча, ща, чу, щу. Проверяют выполненную работу и оценивают себя. | Предметные УУД: читать слоги, слова и предложения с новой буквой; правильно произносить звуки [ч'] и [щ']; обогащать словарный запас. Познавательные УУД: анализировать слоги и слова, выделять в них звук [щ']; сравнивать и различать звуки [ч'] и [щ'] в слогах и словах; составлять звуковую схему слова с новым звуком; анализировать текст, находить ответы на вопросы в тексте. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать готовое решение учебной задачи цветными символами. Коммуникативные УУД: формулировать выводы; взаимодействовать с партнером в паре; осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Личностные УУД: ценить природу, осознавать негативное воздействие человека на экосистему. Личностные УУД: организовать собственную деятельность для решения поставленных задач. |
5.Рефлексивно-оценоч-ный этап. 4 мин | Осмысление процесса и результата деятельности | Беседа. | Индивидуальная. Фронтальная. | Организует самостоятельную работу: охарактеризовать звук [щ']. Организует самооценку учащихся. Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы. | -Выполните задание на карточке: обведите правильное утверждение о звуке [щ']. -Оцените себя. -Подведём итог. -Вспомните цель урока. -Добились цели? -Что делали для достижения цели? -Оцени себя на этом уроке. | Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют проверку, самооценку собственной учебной деятельности. Делают выводы о результатах совместной работы на уроке. Самооценка | Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании. Личностные УУД: осознание своих эмоций. |