Открытое логопедическое занятие в 3 классе «Звук [Щ] и буква Щ»
Открытое логопедическое занятие в 3 классе
Тема: звук [Щ] и буква Щ (закрепление)
Цель:закрепить навык правильного произношения звука [Щ] и написания буквы Щ
Задачи:
Образовательные: - словообразование существительных мужского и женского рода, обозначающих лиц по их профессиям, суффиксами –щик- , -щиц-.
- развитие навыков чтения и письма
- учить правильному произношению звука в слогах, словах, предложениях.
Воспитательные: - формирование у детей навыков совместной деятельности, с элементами соперничества,
- воспитание самоконтроля, внимательности.
- Умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие : - развивать внимание, память, аналитико – синтетическую сторону мышления, мелкую моторику рук, фонетико фонематический слух, абстрактное мышление.
Оборудование: - сюжетные картинки для оформления;
- ребусы;
- слова на букву Щ;
- музыкальное сопровождение
Ход занятия
I Организационный момент
- здравствуйте ребята.
- прослушайте, пожалуйста, ряды слов и выделите лишнее. Объясните, почему оно лишнее.
СКРИПКА, КЛЕЩИ, БАЯН, ГАРМОНЬ
БЕЛЬЧОНОК, ЗАЙЧЕНОК, ЩЕГЛЕНОК, ТИГРЕНОК
ЗОНТИК, ЩЕНОК, ДОМИК, БАНТИК
ГРУША, ЩУКА, ЯБЛОКО, ВИНОГРАД
НОС, РОТ, ГЛАЗ, ЩЕТКА
II определение темы урока:
- назовите (проговорите) лишние слова, определите повторяющийся согласный звук.
– какой это звук? (согласный, всегда мягкий)
- артикуляционный строй звука [Щ] ( губы открыты, зубы чуть-чуть разомкнуты, язык лопаточкой – края прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя – теплая.
III Игра «Охотники» (выделение звука на слух):
В звуковом ряду: к т с ш щ е к р т щ щ ы ж л р м в ш щ
В слогах: ать, ась, ащ, азь, ша, ща, ся, тя, ча, ща и т. д.
В словах: чаша, шуба, щетка, калоша, трещетка, куча, щука и т . д.
IVЗнакомство с Героем занятия
Живет в пещере чудовище,
Хранит в лапищах сокровище,
Охраняет свое жилище.
Пробираться надо всех тише.
V работа по теме:
- Сегодня мы отправимся в страшную, темную пещеру, где живет заколдованное чудовище. Оно держит у себя в подземелье много словечек со звуком Щ. Их необходимо освободить и узнать, что охраняет чудовище, и кто его заколдовал. Итак, в путь! Ни одно путешествие не обходится без приключений и опасных встреч. Вот перед нами первое препятствие – дремучий лес. (Изображение дремучего леса)
- Пробираться будем цепочкой – по одному. Каждый по очереди назовет слог со звуком Щ.
Пробираясь по темному лесу мы набрели на избушку. Эта избушка волшебная, все слова, входящие в нее превращаются в звуковые символы. Прочитайте слова и составьте звуковые схемы.
ЩЕНОК, ЩЕТКА, ТАЩУ (звуковой анализ слов)
- Мы миновали дремучий лес, а впереди непроходимое болото. Дороги дальше нет. Нужно прыгать по кочкам, что бы нас не засосало в трясину. Слушайте внимательно и повторяйте за мной (повторение слоговых рядов):
ЧА – ЩА – ЩА – ЧА
ЩА – ЩА – ЩА – ЧА
УЩ – УЩ – ОЩ – АЩ
ОЩ – ЩА – ЩУ – ЩО
VI Физкультминутка:
- Мы удачно перебрались через болото и теперь спешим дальше. Но некоторые из нас немного устали. Предлагаю чуть-чуть передохнуть и отправиться на соседнюю полянку.
- там ярко светит солнце (пальчиковая гимнастика)
- распускаются красивые цветочки
- повсюду летают птицы
- прыгают зайчики и ползают улитки
- смотрите! Там на поляне стоит волшебный стол, а на нем огромный праздничный торт. Как много на нем свечей! Давайте задуем!(дыхательная гимнастика) Сначала все свечки разом, затем по одной свечке.
VII работа по теме:
- Мы набрались сил, и теперь можно продолжить путь. Вот перед нами высокие горы. Как же перебраться через них? (ответы детей)
- Посмотрите, ребята – перед нами загадочные записи. Давайте разгадаем их – может это поможет нам перебраться через горы.
ЩУ +РУКА – РУ
РОЩА – РО + ВЕЛЬ
ПЕ + ЩЕНОК – НОК + РА
VIII Словообразование
- вы отлично решили все примеры! Перед нами появился Ковер – Самолет. Летим!
- мы прилетели и попали в пещеру чудовища. Впереди огромная комната, посреди которой стоит трон, а на троне Змей Горыныч. Назовите профессии людей и, тогда, Змей Горыныч отведет вас к чудовищу.
- работает на экскаваторе – экскаваторщик
- дрессирует животных - …
- играет на барабане - …
- чистит обувь - …
- убирает помещение - …
- продает продукты - …
- гоняет на гоночных машинах - …
Вы победили Змея Горыныча. Идем в пещеру. Вот и чудовище. Но мне кажется, что оно не такое уж и страшное. Посмотрите, и вы заметите грустные глаза. Да ведь это заколдованный человек. Вставьте в слова букву Щ и тогда Змей Горыныч исчезнет и чудовище будет расколдовано.
Текст на доске:
..егленок вра..ал головой. Он пи..ал и требовал пи..и. В ро..е ..ебетали ..еглы
Дети лу..щилиле..енку. Молоток и кле..и – вот их ве..и.
..еткизатре..али как тре..етки.
IX Итог занятия
Поздравляю! Вы расколдовали чудовище – это Царевич. Он долгое время жил в пещере Змея Горыныча и охранял его бесчисленные …(сокровища). Вспомните и назовите слова со звуком, который мы сегодня проходили.
Встанет тот, кто скажет, чем мы сегодня занимались на занятии.