Логопедическое занятие «Звук щ»
Тема: «Звук щ».
Цель: Закрепить знания учащихся о звуке и букве Щ.
Задачи:
Выучить скороговорку с помощью мнемотаблицы;
учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух звук [щ];
закрепить произношение звука [щ];
учить определять место звука [щ] в слове;
развивать дикцию, связную речь;
развивать грамматический строй речи;
совершенствовать мелкую моторику;
1.Орг.момент
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок!
Создадим хорошее, дружелюбное настроение. (Дети садятся).
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Забудьте вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Мне хочется, чтоб вы были веселы, чтобы у вас было хорошее настроение. А если у вас будет хорошее настроение, то и учиться нам будет легче.
- Давайте вспомним «Правила речи»:
Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно!
- Начнем с гимнастики для губ и язычка.
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).
Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),
А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).
3. Дыхательное упражнение.
Взяли диск-вертушку, носом вдохнули глубоко, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.
4. Постановка цели занятия.
Дидактическая игра «Угадай, что в коробке».
Дети, не видя предмет в коробке, через боковые отверстия с 2-х сторон, на ощупь угадывают и высказывают свои предполагаемые ответы. Что это?
(Достают зубную, обувную и одежную щетку.)
А теперь давайте расскажем о разных щетках по таблице
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
Логопед читает по строчке и выставляет таблицу)
(960x720)
-повторить хором (рассказать друг другу)
-индивидуально с опорой на схему (по желанию)
Давайте скажем нашей букве комплимент. А комплимент –это будет характеристика звука.
4.Характеристика, уточнение правильной артикуляции звука “щ”.
Определяем:
Гласный или согласный,
Звонкий или глухой,
Твердый или мягкий?
А теперь а карточках подчеркните букву, которая обозначает этот звук
-Найти все строчные буквы щ – мальчики
все заглавные - девочки
ОРЩПМИКИщИБЮьЩЭтМЧБЬсяАЫ
СЦЫФоПАвКЕНцЩДИщлРПВЩтЭЪХ
5. Развитие фонематического слуха
А теперь поиграем с нашей буквой в игру «Хлопушка». Хлопните в ладоши если в словах услышите звук Щ:
Щука, чердак, мяч, щи, шуба, ящик, ложка, овощ, площадь.
6. Физминутка.
Мы руками хлопали - 1.2.3.
Мы ногами топали - 1.2.3
Покивали головой - 1.2.3
Кулачками постучали,
Повернулись, замолчали.
Конструирование буквы Щ из бумаги, палочек.
7. Работа над составлением связанного текста.
-у каждого ученика задания, нужно составить предложение (1- из слов составить предложение, 2- сплошное предложение, 3- составление деформированного предложения)
-дети читают свое готовое предложение.
Этот же текст на доске:
У Васи в клетке живут щеглы. У щеглов были щеглята. Мальчик не забывает давать им пищу. Щенок Чапка встал на ящик. Щеколда отвалилась. Прощайте, щеглы!
(У детей также готовый текст на карточках)
-Текст будет читать …
Остальные внимательно следят. Во время прочтения слов с буквой Щ делайте хлопок в ладоши.
- Кто живёт у Васи в клетке?
-Кто был у щеглов?
- Как мальчик заботится о них?
-Кто ещё живет у Васи?
-Как зовут щенка?
- Что натворил Чапка?
- Что произошло со щеглами?
Какая буква была сегодня нашей именинницей?
Из частей сложите письменную букву Щ.
Наша буква благодарит вас за то, что вы с ней поиграли, выучили скороговорку, и выполнили ее задания
Спасибо за занятие, до свидания.