Логопедическое занятие «Звук и буква Щ»
Тема: «Звук и буква Щ»
Цель: знакомство со звуком и буквой [щ]
Задачи:
-учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и неправильное употребление времен глаголов;
-научить произносить звук [Щ];
-учить определять место звука [щ] в слове;
-познакомить со зрительным образом буквы щ;
- развивать дикцию, связную речь;
-воспитывать доброжелательность, коллективизм.
Логопед: Жил-был в Королевстве маленький щенок. Он все время грустил, потому что его имя заколдовала Королева звуков. Как ни старался щенок узнать и разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он был еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Ребята сегодня он к нам пришёл и просит нас о помощи. Вы согласны ему помочь? Дети: Да.
Логопед: тогда выполним 1Задание: Знакомство со звуком [Щ].
Прослушайте скороговорку и скажите какой звук часто в ней слышится?
Два щенка, щекой к щеке,
Грызли щетку в уголке.
Дети: звук [щ].
Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите этот звук [щ] посмотрите как округлились ваши губки, а скажите где у вас находится язык? Дети: широкий кончик языка поднят за верхними зубками, по центру язычка идет плавная теплая воздушная струя .Скажите звук [щ] согласный или гласный? Глухой или звонкий? Мягкий или твёрдый?
Этот звук [щ] является первым в имени щенка. Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук.
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
Давайте возьмем карандаши и напишем букву Щ в воздухе.
Развитие фонематических процессов.
Мы узнали первый звук, давайте поиграем с ним. Игра “Хлопушка”. Хлопните в ладоши, если услышите звук [Щ]:
- к-щ-л-н-щ-п-щ-с-т-щ-щ-м-л-щ;
-ща-сы-па-щу-ащ-ан-оп-чу-щи.
2 Задание: Следующее задание королевы: логопед предлагает ребенку:
— закончить слово одинаковым звуком [Щ]:
товари..., кле..., бор..., пла..., ве...
— закончить слово одинаковым слогом ЩЕ:
зимови,.., сокрови..., удили..., хранили..., полотни..., дожди..., голени...
Ребята, вы справились, и щенок говорит нам следующий звук в имени: это звук [Э].
Физ. минутка. Вы, на верное, устали, давайте отдохнем.
Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас.
Развитие связной речи.
3 Задание А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”.
Письмо опускают в почтовый … (ящик).
На огороде выросли сочные … (овощи).
У собаки сынок - … (щенок).
Емелины желания исполняла … (щука).
Зубы чистят зубной … (щеткой).
В Древние времена люди жили в … (пещере).
Верно и следующий звук для щенка… Звук [П].
Звуковой анализ, определение места звука в слове.
4Задание Скажите где находится звука [Щ] в словах и узнаете следующий звук.
Овощ, площадь, щит, плащ, клещи, щипцы.
Молодцы, следующий звук [К].
Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.
5 Задание А теперь последнее и самое сложное задание: У большого чудища не глаза, а … (глазищи), не усы, а … (усищи), не нос, а … (носище), не руки, а …(ручищи), не ноги, а …(ножищи).
Последний звук это звук [А].
Давайте вспомним, какие звуки мы разгадали: [Щ], [Э], [П], [К], [А]. Составьте имя щенка. (Щепка). Правильно.
А теперь приготовим подарок нашему товарищу, чтобы он не забывал свое имя. (Дети раскрашивают букву Щ на косточке.)
Щенок благодарит вас за помощь и подарки.
Какой звук и буква были первыми в имени щенка. (Звук и буква Щ). Вам понравилось наше путешествие? Почему? (Ответы детей).