Занятие по развитию речи: Звук [ц]. Буква «Ц, ц». Цирк
Тема: Звук [ц]. Буква «Ц, ц». Цирк.
Цель: закрепление правильного произношения звука [ц] в словах, предложениях.
Задачи:
- развивать фонематический слух
-совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов
-учить делить слова на слоги
- закреплять навык произношения звука [ц]
-развивать память, мышление, внимание
- уметь называть место звука в слове
- упражнять в отгадывании загадок
Материал: тетради, цветные карандаши, зеркало на каждого ребенка, салфетки, карточки с заданиями, листочки 5*10
Оборудование: экран, компьютер.
Структура урока:
Организационная часть
Основная часть
Подведение итогов урока
Рефлексия
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами посетим удивительное место!
Для этого нам надо подготовиться и выполнить артикуляционную гимнастику.
«Трубочка», «Улыбочка», «Маятник», «Качели», «Кружок», «Толстячок-худышка», «Шарики», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язык», «Чистим зубы снаружи», «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны), «Горка», «Ветерок дует с горки», «Катушка», «Жуем блинчик».
Здорово! Теперь вы готовы! Для того, чтобы узнать, куда мы отправимся, вам необходимо отгадать загадку. Слушайте внимательно!
В нём выступают клоуны,
Дрессированные животные и другие артисты.
Что это за место? (Цирк)
Молодцы!
Итак, чтобы попасть на представление в цирк нам нужны билеты.
Логопед раздает листочки 5*10 каждому ребенку.
Для того, чтобы билет был действительным, надо выполнить задания.
Произнесите звук [ц].
Вспомните особенности артикуляции: вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Звук [Ц] всегда твердый глухой согласный. Буква окрашена синим цветом.
Итак, в левом верхнем углу нашего билета надо записать букву Ц,
а в правом нижнем углу – ц (синим карандашом)
Скажите, сколько звуков в слове Цирк? Какой первый звук? Последний? Какая гласная в слове? Где стоит звук [Ц]- в начале, середине или конце слова?
Дайте характеристику каждому звуку.
А теперь, на нашем билете, в середине, зарисуйте схему слова.
Проверим, у всех ли билеты одинаковые.
Молодцы!
Посмотрите, ребята, на этой доске изображены артисты цирка. Назовите их (жонглер, фокусники, дрессировщик, воздушная гимнастка, клоуны, животные). Приложение 1
Ребята, послушайте и отгадайте, кто первым будет выступать.
«В каждом цирке выступает,
Не бывает он сердит,
С ним никто не унывает –
Самых мрачных рассмешит.» (Клоун)
Логопед раздает карточки. Приложение 2
Посчитайте, сколько клоунов вышло на сцену? (6) Есть ли среди них одинаковые? Посмотрите. Если нашли, раскрасьте.
Замечательно! Для зверей- артистов сцена называется…(арена)
Послушайте, кто это вышел на арену?
Жонглер на сцене выступает,
Он хоботом шары бросает
На лапе стоя, на одной,
Он славный очень и смешной. (Слон)
Логопед раздает карточки с заданием. Приложение 3
Обведите шары по пунктирным линиям, продолжите рисунок.
И завершает представление выступление фокусника. Приложение 4
Посмотрите, как ловко он делит слова на слоги.
Было одно слово. Раз, два, три… и слово разделилось на слоги.
А теперь сами станем фокусниками. У вас на карточках слова. Разделите их на слоги. Воспользуйтесь волшебными палочками (счетные палочки). Приложение 5
После проверки разделить слова на слоги карандашом, вклеить карточки в тетрадь.
Где мы сегодня побывали?
Каких артистов видели?
Какие задания выполняли?
(Выполненные задания вклеить в тетрадь.)
Все ли вам было понятно на уроке?
Легко или трудно было выполнить задания?
Нарисуйте в тетради смайлик.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ЦЫ ПЛЁ НОК ЛИ ЦО
ЦЫ ГАН
Приложение 5
КУЗНЕЦ
ЦВЕТОК
МЕДВЕДИЦА
ПУГОВИЦА