Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук "Ц"»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
«Звуковая культура речи. Звук «Ц».
Цели и задачи:
-упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)
-совершенствовать интонационную выразительность речи
-учить различать слова со звуком «ц» .
-развитие фонематического слуха, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук
Ход ООД:
1.Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка» (предложить детям выполнять действия согласно тексту) Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну -ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать» . Ребята, однажды наш язычок выучил песенки сверчков: молодого и старого. Старый сверчок поёт медленно (произносить звук [ц] отрывисто, но медленно: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц). А молодой сверчок поёт быстро (произносить звук [ц] отрывисто, но быстро: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц). (Групповое исполнение и индивидуальное- 3-4 воспитанника).
2. Сюрпризный момент. На полянке у леса кто-то гуляет, послушайте (песенка цыпленка) Кто же это гуляет? Давайте позовем вместе? Цып-цып. Дети зовут цыпленка. Прибежал цыпленок. Какой он? (Дети описывают Цыпленка- маленький, пушистый, желтый). Ребята, цыпленок потерялся , убежал от мамы-.(кто же его мама?) ….Поможем цыпленку найти свой домик? А сначала немножко с ним поиграем.
3.Пальчиковая Гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре, пять.
Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.
Будем мы цыплят считать.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Раз – цыплёнок на крыльце,
Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.
Два – ещё сидит в яйце,
Три – цыплёнок самый
смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый – маленький цыплёнок,
Загнув мизинец, прижимать кулачки друг
к другу.
Кушать захотел спросонок.
Стучать указательным пальцем правой
руки по левой ладони. Покормим цыплят
4.Игра « Хлопни, когда услышишь в слове звук [Ц]».
Заяц.
Белка.
Леденец.
Мармелад.
Огурец.
Помидор.
Продавец.
Врач.
Если дети не справляются, выделяю голосом, акцентируя на звуке «Ц», в конце слов.
5.Физминутка:
Шёл цыплёнок по дорожке ц-ц-ц-ц (дети шагают на месте, выполняя движения руками)
У него устали ножки ц-ц-ц-ц
Отдохнуть решил немножко ц-ц-ц-ц
Сел цыплёнок на пенёк, посидел совсем чуток (дети присели на корточки)
И снова в путь отправился (дети шагают на месте, выполняя движения руками)
6. Чистоговорка:
Цыпленку с нами стало веселее, но он снова вспомнил про маму. Заучить с детьми чистоговорку:
«Целый день цыплёнок Цып
Возле курицы сидит».
7.Отгадывание загадок. Для того, чтобы вернуть цыпленка домой, нужно отгадать загадки:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Не легко сорвать …(цветок) (С.Маршак)
Не хотел котенок мыться,
Убежал он из …(корытца). (С.Маршак)
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал …(заяц). (Р.Рашидов)
На шесте дворец.
Во дворце певец.
А зовут его? (Скворец.) (З.Александрова)
ЦА! ЦА! ЦА!
Есть у палки два ... (конца)
ЦА! ЦА! ЦА!
Есть у ножниц два ... (кольца)
ЦА-ЦА-ЦА -
Птица вывела ... (птенца)
ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ -
Смерть Кощеева в ... (яйце)
ЦЫ! ЦЫ! ЦЫ!
Солим в бочках ... (огурцы)
8. Рефлексия. А теперь попрощайтесь с цыпленком, погладьте его и расскажите цыпленку, что вам понравилось в нашей сегодняшней работе.