Методическая разработка «Звуковая культура речи: Работа со звуками ж – ш»
«Звуковая культура речи:
Работа со звуками ж – ш»
Цель: упражнять детей в отчетливом произнесение слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить наводить в рифмовках и стихах слова со звуками ж –ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Материал: 3 пирамидки одного цвета, 1 пирамидка другого цвета, игрушка ослика
Ход:
- Ребята, послушайте вот такие звуки (медленно произнести) ж – ш. На что они похожи?
- Звук ш на песню змеи, а звук ж на песню жука.
- Правильно! А теперь послушайте задание: я буду называть вам звуки, а вы делать соответствующие движения руками. На звук ш – зигзагообразное движение рукой от себя (ползет змея), а на звук ж – поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук).
ж, ш, ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш
Детям, которые допустили ошибки, предлагаю выполнить задание еще раз.
А теперь усложним задание: я буду называть слова со звуками ж и ш, а вы слушайте внимательно и делайте соответствующие движения руками.
Жираф, шарф, штраф, ужин, железо, жетон, шалаш, шило
А теперь давайте попробуем сначала девочки, затем мальчики.
Хорошо! Молодцы!
Физкультминутка:
Капля раз, Правая рука вверх
Капля два Левая рука вверх
Очень медленно сперва Медленно руки отпускаются на пояс
А потом, потом, потом Ритмичные шаги на месте
Все бегом, бегом, бегом
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны
От дождя себя укрыли. Руки полукругом над головой
- Ребята, а теперь у меня к вам такой вопрос: кто из вас знает почему у ослов такие длинные уши?
- (ответы детей)
- А кто мне скажет, что такое сказка?
- (ответы детей)
- Молодцы! В сказке может быть что-то выдуманное. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-сказку Р. Х. Фархарди «Про ослика» и мы узнаем почему у ослов такие длинные уши:
У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравления.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.
А давайте все вместе скажем последнюю строчку так, чтобы сразу было понятно какие длинные уши стали у ослика: «Дли-и-и-и-нные».
Хоровое и индивидуальное повторение.
Ребята, послушайте еще раз строчки:
«Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки».
Здесь есть три слова со звуком ш.
Воспитатель ставит на стол три пирамидки одинакового цвета и одну – другого цвета.
Назовите мне слова со звуком ш?
- Лошадки, ушки, хрюшки
По мере называния слов воспитатель убирает одну за другой пирамидки.
Посмотрите, у нас осталась одна пирамидка. Значит где-то спряталось слово со звуком ж. Послушайте и назовите мне это слово:
У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравления.
Какое слово со звуком ж вы услышали?
- Рождения
- Молодцы! Ребята, поскольку у ослика день рождения надо спеть ему песню про каравай. Только послушайте внимательно правила: начало песни вы начнете петь хором, а оставшуюся часть – со слов «вот такой ширины, вот такой ужины» - исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?
- (ответы детей)
Воспитатель ставит игрушку осла. Дети хором начинают петь, затем поет солист. Он же выбирает следующего солиста, передав ему игрушку ослика. Упражнение повторяется 2-3 раза.
- Какие звуки слышатся в словах ширины и ужины?
- ш и ж
- Правильно! Молодцы!
- Теперь послушайте вот такую потешку:
Произнести меняя логическое ударение.
«Пошел котик на торжок», «Пошел котик на торжок», «Пошел котик на торжок»
- Какие слова я выделила?
- Котик, торжок, пошел
- Правильно!
Ребята, вы такие молодцы! Еще раз мне повторите, пожалуйста, какие звуки мы учились сегодня различать?
- ш и ж
- Хорошо!
МДОУ «Детский сад 203»
Конспект для старшей группы
По развитию речи на тему:
«Звуковая культура речи:
Работа со звуками ж – ш»
Выполнила:
Воспитатель группы 12
Щекина Ольга Александровна
Ярославль, 2022 г.