Коррекционно-развивающее занятие по теме «Дифференциация звуков (Ж-Ш) и букв Ж-Ш»
КОУ ОО « Крутовская общеобразовательгая школа- интернат для обучающихся с ОВЗ»
Технологическая карта
коррекционного занятия
Голубятникова Татьяна Анатольевна,
Учитель начальных класссов
2017 г.
Технологическая карта занятия
Ф.И.О. учителя |
||||||
Группа (класс, логопедическое заключение) |
1 класс Логопедическое заключение: НВ ОНР. |
|||||
Тема занятия |
Дифференциация звуков ж-ш с последующим различение букв, составление предложений с опорой на предметные картинки и вопросы. |
|||||
Тип занятия |
«Открытие нового знания» |
|||||
Используемые технологии |
Технология на основе деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Информационно-коммуникативные технологии Технология поэтапного формирования умственных действий |
|||||
Цель занятия |
Формирование у младших школьников умений различать похожие звуки по произношению, читать и состовлять слова с данными буквами.. |
|||||
Задачи |
Образовательные |
Коррекционно-развивающие |
Воспитательные |
|||
Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут: - отвечать на вопросы полными предложениями; - объяснять лексическое значение новых слов; - выполнять звукобуквенный и слоговой анализ, определять ударный слог; - дифференцировать звуки и буквы ж-ш; - последовательно читать слова и предложения. |
Способствовать развитию умений: - обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; Обеспечить ситуации, для: - развития умений и навыков работы со звуком, словом, выделять главное, характерное; - развития умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли; - развития опосредованного запоминания. |
Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме. Способствовать созданию условий обеспечивающих: - формирование у учеников навыков самоконтроля; - овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
||||
Универсальные учебные действия |
Личностные УУД: |
Регулятивные УУД: |
Коммуникативные УУД: |
Познавательные УУД: |
||
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом; - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. |
- развивать умение слушать и понимать других; - умение работать в паре; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
- развивать умение находить и структурировать информацию; - развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц; - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам; - находить ответы на вопросы в тексте. |
|||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение |
Аудиозапись: отрывок записи из оперы Чайковского « Полет шмеля» Отрывок из пьесы Чайковского «Времена года» |
Организационная структура логопедического занятия
Этап |
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||
I Этап Мотивации |
- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
||||||||||||||||||
2 минуты |
Прослушивание |
Фронтально |
Сегодня на занятие мы будем учиться различать звуки, а какие назовете сами… Послушайте аудиозапись…. Кто это к нам летит… Какой звук издает… Пожжужим вместе. |
Выполняют дыхательную гимнастику |
|||||||||||||||
II. Этап Актуализации знаний |
- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания; дается характеристика звуков ж - ш |
||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
5 мин |
Практические: аналитико-синтетические, |
Групповая |
Я жужжу, жужжу, жужжжу. Я жужжалочку люблю Чтобы звуки нам не путать. Ясно,четко говорю. - А теперь жук прошептал мне слова и просит определить где звук ж, а где звук ш |
Слушают и повторяют. Жа –ша,жу-шу, жа-ша-жа-жа-, шу- шу-шо-жо и т т. д. Прослушивают слова и выделяют звуки. Машина, груша, жук, шум, шарф, жираф, жара, шиповник. . . … |
|||||||||||||||
III. Этап Выявления места и причины затруднений |
- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения , сравнение графического обозначения звуков. |
||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
8 мин |
Практические: аналитико-синтетические |
Фронтальная |
1.Сравнение и конструирование букв ж – ш. Ж –Ш , 2.Нахождение букв ж –ш олшжхолршж 3.Чтение слогов жа –ша, жу-шу, жи –ши, жо – шо. 4. Чтение слов : Машина Жираф Шарик Груша Шишка……….. |
Расматривают буквы ж – ш; сравнение и конструирование из палочек, нахождение в азбуке, в наборе букв, в словах. Чтение слогов и слов сбуквами ж -ш . |
|||||||||||||||
IV. Этап Закрепления |
1. ЦелиУД и способа их реализации: - учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения |
||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации дея-ти уч-ся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
12 мин |
Наглядно-демонстрационные: схем, моделирование |
Фронтальная |
Всловах есть буквы ж – ш : Ж – подчеркнуть одной чертой, Ш – двумя чертами. Чтение слов и предложений, выделение голосом звука ж , ш |
Отработка чтения слов с данными буквами |
|||||||||||||||
V. Этап Физминутка |
- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
3 мин |
Показ образца выполнения упражнения ребенком |
Групповая |
Выполняет физминутку вместе с обучающимися Жу –Жу- Жу, Жу-Жу-Жу… Мы летим, летим, летим и звук ж твердим. Сели посидели и дальше полетели. |
Физминутка «Жук летит» Координация слов с движениями |
|||||||||||||||
VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи |
- проговаривание выполнения вслух |
||||||||||||||||||
Длительность этапа |
и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||
5 мин |
Практические: составление предложений |
Фронтальная |
Составим предложения по картинкам Жук сидит на цветке. Шишка висит на ветке. |
|
|||||||||||||||
VII. Этап Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности |
||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
5 минут |
Практические |
фронтальная, парная |
Вставьте правильно букву ж - ш Камыши , машина, малыши, жираф, жёлтый, железо. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища. Если найдете ошибки, то подчеркните их карандашом. |
Запоминают, проговаривая шепотом, про себя. Осуществляют проверку записанного |
|||||||||||||||
VIII. Этап Рефлексия |
- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Методы и приемы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||
2 мин |
обобщение, сравнение |
фронтальная |
Оцените ответы своих товарищей. Что понравилось и почему? - |
Оценивают работу друг друга |
Литература
Андреева Г.Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: ВЛАДОС, 2012