12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш], букв ж – ш».

Конспект логопедического занятия для обучающихся 2-х классов с нарушением письма, обусловленными ОНР

Выполнила: Алмухаметова Тахмина Султанбековна

Тема: «Дифференциация звуков [ж] – [ш], букв ж – ш».

Цель: дифференциация звуков [ж] – [ш], букв ж – ш в слогах, словах, предложениях и связной речи

совершенствовать умения детей различать звуки [ж] – [ш] в устной речи;

закреплять умения составлять предложения по заданной схеме;

развивать связную речь, логическое мышление, фонематическое восприятие;

формировать умения думать, слушать, отвечать на вопросы;

воспитывать интерес к логопедическим занятиям, целеустремленность, трудолюбие.

Задачи:

Коррекционные:

формировать умение дифференцировать звуки [ж] и [ш];

развивать слуховое и речевое внимание, память, логическое мышление;

развивать фонематический анализ.

Развивающие:

активизация словарного запаса;

обработка техники чтения.

Воспитательные:

совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом;

воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, зеркала, рабочие тетради, классная магнитная доска, графическая схема звуков [ж] и [ш].

Предварительная работа: научить правильной артикуляции для постановки звуков [ж] и [ш].

Речевой материал: потешка «Вот они сапожки», пересказ текста по серии сюжетных картинок.

Используемые технологии (методы): метод Эббингауза, метод звуко-буквенного анализа, метод узнавания звуко-буквы, рисование букв по ассоциации.

Методика И.Н.Садовниковой

Методика Р.И.Лалаевой

План занятия:

Организационный момент

Характеристика звуков

Артикуляционная гимнастика

Развитие фонематического и слухового восприятия

Словарный диктант

Физ.минутка

Выполнение заданий

Итог занятия

Ход занятия

I.Организационный момент

              Ж Ш

На что похожи эти буквы?

Преврати их в картинки с названием на Ж и Ш.

Подсказка: каждая буква должна быть частью картинки.

Логопед:C какими звуками мы сегодня будем работать?

Логопед: Мы сегодня будем работать со звуками [ж] и [ш].

II. Введение в тему

1. Сравнительная характеристика звуков.

Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости).

Давайте сравним произношение звука [ж] и звука [ш], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).

Уточнение характеристики звуков [ж] и [ш].

Звук [ж] какой? – согласный, твердый, звонкий.

Звук [ш] какой? – согласный, твердый, глухой.

Уточнение артикуляционных укладов звуков.

Где находится язычок и дрожит ли горлышко, когда мы произносим [ж]?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Горлышко дрожит (голосовые связки вибрируют).

Где находится язычок дрожит ли горлышко, когда мы произносим [ш]?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Горлышко не дрожит (голосовые связки в покое).


t1652854164aa.jpgt1652854164ab.jpg

2. Артикуляционная гимнастика.

Улыбка-трубочка, блинчик, маляры, чашечка.

3. Развитие фонематического и слухового восприятия.

Логопед произносит слова, которые содержат звуки [ж] и [ш], дети когда слышат звук [ш] поднимают левую руку, [ж] правую руку.

Шуба, ромашка, жук, мышь, ножницы, стриж, школа, шишка, жираф.

4. Словарный диктант.

Логопед: Вот картинки. Нужно распределить их на две группы: в левый столбик со звуком [ж], в правый – со звуком [ш] (вывесить на доске карточки с буквамиЖ и Ш): жираф, желудь, башня, джем, мартышка, одежда, лошадь, ежи, подушка, шмель.

Записываем слова в нужный столбик. Делим слова на слоги. В каких словах один слог? (джем, шмель), два слога (жираф, желудь, башня, лошадь, ежи),три слога (мартышка, одежда, подушка).

5. Задание «Допиши букву».

Логопед раздает каждому карточки со словами: __алее__ь, __иве__ь, у__инае__ь, бе__и__ь, __а__ок, __ень__ень, __ала__, сне__инка.

Логопед: читаем слова, определяем пропавшую букву и записываем его.

(жалеешь, живешь, ужинаешь, бежишь, шажок, женшень, шалаш, снежинка).

6. Физминутка. Пересказ текста.

Логопед выставляет серию сюжетных картинок, предлагает ученикам рассмотреть их.

t1652854164ac.jpg

- Расположите данные картинки в последовательности хода событий рассказа, сверху вниз (сюжетные картинки ученик располагает на доске)

- По опорным словам картинок перескажите текст, инсценирую последовательность событий (один обучающийся пересказывает текст, остальные ученики группы изображают ход событий).

7. Задание «Составь предложение из заданных слов».

Логопед: Я говорю слова, вы составляете из них предложение, изменяя их по смыслу:

Женя, карандаш, желтый, купила, мама.

Кушать, Жанна, шоколад, вкусный.

Записать предложения в тетрадь. Подчеркнуть одной чертой букву Ш, двумя чертами – букву Ж.

Мама купила Жене желтый карандаш.

Жанна кушает вкусный шоколад.

8. Задание на внимательность.

Логопед: Послушайте стихотворение и запомните слова со звуком [ж]:

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки:

Эта – с правой ножки,

Эта – с левой ножки.

Вот так хороша.

Логопед: Назовите слова, которые вы запомнили.

Логопед: А теперь запомните слова со звуком [ш] (читаем считалку еще раз). Слов с каким звуком меньше?

Cо звуков [ш] – калошки, хороша.

III. Итог занятия.

Повторение характеристики звуков [ж] и [ш]. Как мы произносим звуки [ж] и [ш]? Какие звуки [ж] и [ш]? Назовите слова со звуком [ж], со звуком [ш].

Список используемой литературы

Логопедия. Методическое наследие/под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. Кн.1.М.: Владос, 2003; Нарушение голоса

Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г.Андреева; под ред. Р.И.Лалаевой. – М.:Гуманитар, изд.центрВладос, 2006. – 182 с.

Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников/И.Н.Садовникова: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. – 256 с.

Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И.Ю.Кондратенко. – М.: АЙРИС-пресс, 2016. – 64 с.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.