Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш], букв ж – ш»
Конспект логопедического занятия для обучающихся 2-х классов с нарушением письма, обусловленными ОНР
Выполнила: Алмухаметова Тахмина Султанбековна
Тема: «Дифференциация звуков [ж] – [ш], букв ж – ш».
Цель: дифференциация звуков [ж] – [ш], букв ж – ш в слогах, словах, предложениях и связной речи
совершенствовать умения детей различать звуки [ж] – [ш] в устной речи;
закреплять умения составлять предложения по заданной схеме;
развивать связную речь, логическое мышление, фонематическое восприятие;
формировать умения думать, слушать, отвечать на вопросы;
воспитывать интерес к логопедическим занятиям, целеустремленность, трудолюбие.
Задачи:
Коррекционные:
формировать умение дифференцировать звуки [ж] и [ш];
развивать слуховое и речевое внимание, память, логическое мышление;
развивать фонематический анализ.
Развивающие:
активизация словарного запаса;
обработка техники чтения.
Воспитательные:
совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом;
воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.
Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, зеркала, рабочие тетради, классная магнитная доска, графическая схема звуков [ж] и [ш].
Предварительная работа: научить правильной артикуляции для постановки звуков [ж] и [ш].
Речевой материал: потешка «Вот они сапожки», пересказ текста по серии сюжетных картинок.
Используемые технологии (методы): метод Эббингауза, метод звуко-буквенного анализа, метод узнавания звуко-буквы, рисование букв по ассоциации.
Методика И.Н.Садовниковой
Методика Р.И.Лалаевой
План занятия:
Организационный момент
Характеристика звуков
Артикуляционная гимнастика
Развитие фонематического и слухового восприятия
Словарный диктант
Физ.минутка
Выполнение заданий
Итог занятия
Ход занятия
I.Организационный момент
Ж Ш
На что похожи эти буквы?
Преврати их в картинки с названием на Ж и Ш.
Подсказка: каждая буква должна быть частью картинки.
Логопед:C какими звуками мы сегодня будем работать?
Логопед: Мы сегодня будем работать со звуками [ж] и [ш].
II. Введение в тему
1. Сравнительная характеристика звуков.
Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости).
Давайте сравним произношение звука [ж] и звука [ш], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).
Уточнение характеристики звуков [ж] и [ш].
Звук [ж] какой? – согласный, твердый, звонкий.
Звук [ш] какой? – согласный, твердый, глухой.
Уточнение артикуляционных укладов звуков.
Где находится язычок и дрожит ли горлышко, когда мы произносим [ж]?
Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Горлышко дрожит (голосовые связки вибрируют).
Где находится язычок дрожит ли горлышко, когда мы произносим [ш]?
Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Горлышко не дрожит (голосовые связки в покое).
2. Артикуляционная гимнастика.
Улыбка-трубочка, блинчик, маляры, чашечка.
3. Развитие фонематического и слухового восприятия.
Логопед произносит слова, которые содержат звуки [ж] и [ш], дети когда слышат звук [ш] поднимают левую руку, [ж] правую руку.
Шуба, ромашка, жук, мышь, ножницы, стриж, школа, шишка, жираф.
4. Словарный диктант.
Логопед: Вот картинки. Нужно распределить их на две группы: в левый столбик со звуком [ж], в правый – со звуком [ш] (вывесить на доске карточки с буквамиЖ и Ш): жираф, желудь, башня, джем, мартышка, одежда, лошадь, ежи, подушка, шмель.
Записываем слова в нужный столбик. Делим слова на слоги. В каких словах один слог? (джем, шмель), два слога (жираф, желудь, башня, лошадь, ежи),три слога (мартышка, одежда, подушка).
5. Задание «Допиши букву».
Логопед раздает каждому карточки со словами: __алее__ь, __иве__ь, у__инае__ь, бе__и__ь, __а__ок, __ень__ень, __ала__, сне__инка.
Логопед: читаем слова, определяем пропавшую букву и записываем его.
(жалеешь, живешь, ужинаешь, бежишь, шажок, женшень, шалаш, снежинка).
6. Физминутка. Пересказ текста.
Логопед выставляет серию сюжетных картинок, предлагает ученикам рассмотреть их.
- Расположите данные картинки в последовательности хода событий рассказа, сверху вниз (сюжетные картинки ученик располагает на доске)
- По опорным словам картинок перескажите текст, инсценирую последовательность событий (один обучающийся пересказывает текст, остальные ученики группы изображают ход событий).
7. Задание «Составь предложение из заданных слов».
Логопед: Я говорю слова, вы составляете из них предложение, изменяя их по смыслу:
Женя, карандаш, желтый, купила, мама.
Кушать, Жанна, шоколад, вкусный.
Записать предложения в тетрадь. Подчеркнуть одной чертой букву Ш, двумя чертами – букву Ж.
Мама купила Жене желтый карандаш.
Жанна кушает вкусный шоколад.
8. Задание на внимательность.
Логопед: Послушайте стихотворение и запомните слова со звуком [ж]:
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки:
Эта – с правой ножки,
Эта – с левой ножки.
Вот так хороша.
Логопед: Назовите слова, которые вы запомнили.
Логопед: А теперь запомните слова со звуком [ш] (читаем считалку еще раз). Слов с каким звуком меньше?
Cо звуков [ш] – калошки, хороша.
III. Итог занятия.
Повторение характеристики звуков [ж] и [ш]. Как мы произносим звуки [ж] и [ш]? Какие звуки [ж] и [ш]? Назовите слова со звуком [ж], со звуком [ш].
Список используемой литературы
Логопедия. Методическое наследие/под ред. Л.С.Волковой: в 5 кн. Кн.1.М.: Владос, 2003; Нарушение голоса
Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г.Андреева; под ред. Р.И.Лалаевой. – М.:Гуманитар, изд.центрВладос, 2006. – 182 с.
Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников/И.Н.Садовникова: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. – 256 с.
Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И.Ю.Кондратенко. – М.: АЙРИС-пресс, 2016. – 64 с.