Занятие у старших дошкольников с общим недоразвитием речи «Дифференциация звуков Ш и Ж»

2
0
Материал опубликован 21 March 2016

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 комбинированного вида

Петроградского района г. Санкт-Петербурга

Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников

с общим недоразвитием речи

Авторская разработка

подготовила

учитель-логопед

Кравцова Мария Андреевна

Санкт-Петербург, 2016г.

 

Цели:

- различать и правильно произносить звуков [Ш-Ж] в слогах, словах, предложениях;

- закреплять умение делить слова на слоги

- развивать фонематический слух, мышление, мелкую моторику рук;

- развивать концентрацию зрительного и слухового внимания;

- развивать словесно-логическое мышление;

- создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы.

Материал. Картинки предметные (каша, пирожок, мороженое, ватрушка, джем, шоколад, желе, крыжовник); куклы (девочка и мальчик), фишки для слогового анализа, пенек, изображение плоскостное ёлки, мячики су – джок.

Оргмомент

Сегодня День рождения у брата и сестры.

Угадайте, как их зовут?

В имени девочки первый звук [Ж] (Женя, Жанна).Назовем ее Жанна.

В имени мальчика есть звук [Ш] (Гриша, Миша, Паша, Наташа).

Назовем его Миша. Сообщение темы занятия.

Кто догадался, о каких звуках сегодня будем говорить? [ш - ж]

Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Произнесение и характеристика звуков [Ш-Ж]. Сравнительная характеристика.

Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму "чашечки". Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.

Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму "чашечки". Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.

Оба они согласные, твердые.

Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Для вас Миша и Жанна придумали игры.

Игра «Поймай звук».

Жанна и Миша предлагают познакомиться с ними и поиграть в игру «Поймай звук».

Если услышите звук [Ш] - надо присесть на корточки, если услышите звук [Ж] - хлопните в ладоши.

(Ш, Ж, Ж, Ж, Ш, Ш, Ж;

ша, жа, жо, шо, шу, жу, ши, жи)

Игра «Наоборот» - преобразование слогов и слов. (С мячом)

Замени звук [Ш] на [Ж] и наоборот.

Ша- жа Жа-ша Шу- жу

Шо -жо Жо-шо Жу- шу

Ужи-уши жалить-шалить шар- жар

Жить-шить житье-шитье ужи-уши

Жил-шил жутко - шутка мажет-машет

Жаль - шаль лужа - Луша

Лежа - Леша нашивка-наживка

Развитие фонематического восприятия.

 Игра «Поймай звук».

Послушайте, что любят Жанна и Миша. Если в словах будет звучать звук ш, хлопните в ладоши, если услышите звук ж, поднимите руку.

Произносятся слова: каша, пирожок, мороженое, ватрушка, джем, шоколад, желе, крыжовник.

Произношение звуков ш, ж в стихах

«Сяду на пенек да съем ... (пирожок)», — сказала Жанна. «Осторожно, это не пенек, а ежик!» — воскликнул Миша.

Лежит ежик у елки,

У ежа иголки.

А внизу, похожие на маленьких ежат

Шишки прошлогодние на траве лежат.

Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором. Выделение слов со звуком ж, затем со звуком ш.

Ребята, а мы же с вами знаем сказку про ёжика, давайте расскажем Мише и Жанне!

Развитие мелкой моторики (мячики су – джок)

Сказка "Ёжик"

Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей.

Выбежал Ёжик на тропинку (катаем шарик по кругу ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца).

Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» - подумал Ёжик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.

Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча:

- «Куда ты идёшь?».

- «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдём со мной».

Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому).

Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) - много насобирали.

Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её Ёжик: - «Ты куда скачешь?». - «Скачу, куда глаза глядят» - отвечает лягушка. – «Поскакали со мной».

Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

Связь звука с буквой

· Прокатывание шарика по написанной букве («Буквы знаю и пишу шарик верно прокачу»)

· Написание буквы Ш и Ж и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.

Послушайте, о чем говорила Жанна с ежом:

                Ежик, еж, где ты живешь?

                        -Под кустом меня найдешь.

                        -Ежик, еж, куда идешь?

                        -На лужайку я иду,

                        Там еду себе найду,

                         - Ежик, еж, кого найдешь?

- Я найду жука и мышку,

  Отнесу своим детишкам,

  Своим дружным ребятишкам.

После прослушивания одна группа детей задает вопрос ежику, другая — отвечает. Выделение слов со звуком ш. Уточнение значения  слова дружные.

А вы, ребята, дружные? Очень важно жить нам дружно, что для этого нам нужно? Нужно ... (не ссориться и делиться игрушками).

 

Очень интересно проходит День рождения Миши и Жанны. Много игр. Они предлагают поиграть еще в одну.

Звуко - слоговой анализ слов Миша, Жанна.

Сколько слогов и звуков в именах?

Жанна – определяем количество слогов - хлопки

Миша - выкладывание звукового анализа фишками. Слоговой анализ.

Итог занятия.

У кого было День рождение?

Какие звуки сравнивали сегодня? Чем они похожи? Чем отличаются?

Чем занимались?

Что понравилось больше всего?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.