12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захаркина Александра Николаевна45
Россия, Самарская обл., Самара

Участвует в конкурсе на тему «Дифференциация звуков»

Учитель-логопед:Захаркина Александра Николаевна

ГБОУ школа-интернат №71 г.о.Самара

Тема: Дифференциация звуков [Ш] – [Ж] в слогах, словах и предложениях

Цели:

Коррекционно-образовательные: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.

Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях. Обогащать словарный запас. Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы.

Оборудование: пиктограммы,  мешочек с шипящими и свистящими звуками,  звуковые фишки для обозначения согласных, твёрдых  звуков, [Ш] и [Ж]; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки [Ш] и [Ж]; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба».

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, какое сейчас время года? какой сегодня день недели?

Молодцы!

У нас сегодня необычный урок, чтобы наш язычок был весёлый и активный,давайте сделаем артикуляционную гимнастику:

-Качели

-Часики

-Чашечка

-Чистим зубки

Основная часть.

 Введение в тему. Ребята, сегодня мы пойдем с вами в гости, а вот к кому, вы должны угадать сами. Вот вам мешочки, на ощупь определите, какие буквы там спрятана. Дети угадывают буквы и вытаскивают с мешочков.

-Каких букв больше? Ша  и Жэ. Правильно, сегодня мы в гости идем к Шипелочке (Ш) и Жужжалочке (Ж).

Прежде чем научиться дифференцировать, т.е. различать звуки ж, ш, надо дать им характеристику. (Ребёнок объясняет и сразу раскладывает звуковую схему). По схеме дать характеристику.

- Звук [Ш] он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой ША). На что похожа буква ША? (На вилы, щетку) .

- Звук [Ж] он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой ЖЭ). На, что похожа буква ЖЭ? (На жука) .

Звуки [Ш] – [Ж] парные, всегда твердые.

Сходство:  согласные, парные, твердые). Чем отличаются? (ш - глухой, ж - звонкий).

Работа над дифференциацией звуков ш и ж на уровне слога.

 Игра "Звуковая дорожка".

Дорога до Шипелочки и Жужжалочки дальняя, и чтобы не забыть, как возвращаться обратно, будем выкладывать звуковые дорожки.

Сейчас я буду называть слоги, а вы выстроите из колокольчиков и камешек "звуковую дорожку". В зависимости от того, какой звук вы услышите. Если услышите звук Ж-колокольчик, если Ш-камешек

Ши, жо, уш, шли, жда, шок, жна, же

- А теперь проверим, какой рисунок у вас получился. Парная проверка. Один ребёнок читает, а другой звенит в колокольчик, если это звонкий. 

Молодцы, вот мы и добрлись до наших друзей!

Дифференциация звуков на уровне слова

Шипелочка и Жужжалочка очень рады нас видеть. Они очень гостеприимные, поэтому они будут угощать нас разными вкусностями. Посмотрите на доску, и определите, чем нас будет угощать Жужжалочка, а чем Шипелочка (пирожок, шарлотка, каша, груша, баклажан, вишня, крыжовник). Вот мы с вами подкрепились.

А теперь Шипелочка и Жужжалочка приглашают нас в свою библиотеку, только вот слова в книжках перепутались. Прочитайте и соедините линиями подходящие по смыслу слова.

Дифференциация звуков на уровне словосочетания.  Составь  словосочетания, расставив их по местам

 Обложка

Для парнишки

Тяжёлые

Флажки

Игрушки

Для малышки

Жёлтые

Орешки

Серёжки

Для подружки

шустрые

Мешки

фуражка

Для книжки

Жареные

Мальчишки

Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку. Встаньте около своих мест. Если я буду называть слова, в которых есть Ж –руки на пояс, если Ш – руки вверх. (Жук, шарф, жираф, ёжик, чашка, шоколад, шампунь, лошадь, шапка).

Ребята Шипелочка и Жужжалочка просят нас помочь им. В их домах кто-то поселился неправильно. Давайте поможем. В доме Шипелочки должны жить жители только со звуком Ш, а в доме Жужжалочки все жители со звуком Ж.

Звуковой анализ слова.  Дидактическая игра.

Игра «Четвертый лишний»

• кувшин, кошка, лошадь, жук;

• желудь, чашка, жук, жираф.

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.

Шипелочка и Жужжалочка не хотят нас отпускать и предлагают поиграть в игру «Доскажи словечко»

Работа над предложением.

Игра "Доскажи словечко".

На наборном полотне предметные картинки: лягушка, пирожки, медвежонок, шапка. Прочитать  предложения. Выбрать из данных картинок одну, подходящую по смыслу.

 Мишина   бабушка жарит вкусные... .

На лужайке шалил непослушный ... .

В камышах    квакала ... .

Маша надела тёплую    ... .

По ходу работы обратить внимание детей на проверку оглушённого звука [ж] в словах дорожка, дождь, пирожки.

Давайте поможем нашим друзьям сделать домашнее задание

Работа с текстом.  (Детям раздаются перфокарты с текстом) .

- Перед вами текст. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.

После до-дя боль-ие лу-и. Рань-е всех чи-и встают. В небе кру-ит кор-ун. Стер-ень каранда-а кро-ится.

 Молодцы. А сейчас мы должны попрощаться с Шипелочкой и Жужжалочкой.

 Итог занятия. Ребята, в гостях у Шипелочки и Жужжалочки? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным? Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.