Урок «Дифференциация звуков Ш-Ж»
Участвует в конкурсе на тему «Дифференциация звуков»
Учитель-логопед:Захаркина Александра Николаевна
ГБОУ школа-интернат №71 г.о.Самара
Тема: Дифференциация звуков [Ш] – [Ж] в слогах, словах и предложениях
Цели:
Коррекционно-образовательные: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.
Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях. Обогащать словарный запас. Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы.
Оборудование: пиктограммы, мешочек с шипящими и свистящими звуками, звуковые фишки для обозначения согласных, твёрдых звуков, [Ш] и [Ж]; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки [Ш] и [Ж]; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба».
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, какое сейчас время года? какой сегодня день недели?
Молодцы!
У нас сегодня необычный урок, чтобы наш язычок был весёлый и активный,давайте сделаем артикуляционную гимнастику:
-Качели
-Часики
-Чашечка
-Чистим зубки
Основная часть.
Введение в тему. Ребята, сегодня мы пойдем с вами в гости, а вот к кому, вы должны угадать сами. Вот вам мешочки, на ощупь определите, какие буквы там спрятана. Дети угадывают буквы и вытаскивают с мешочков.
-Каких букв больше? Ша и Жэ. Правильно, сегодня мы в гости идем к Шипелочке (Ш) и Жужжалочке (Ж).
Прежде чем научиться дифференцировать, т.е. различать звуки ж, ш, надо дать им характеристику. (Ребёнок объясняет и сразу раскладывает звуковую схему). По схеме дать характеристику.
- Звук [Ш] он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой ША). На что похожа буква ША? (На вилы, щетку) .
- Звук [Ж] он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой ЖЭ). На, что похожа буква ЖЭ? (На жука) .
Звуки [Ш] – [Ж] парные, всегда твердые.
Сходство: согласные, парные, твердые). Чем отличаются? (ш - глухой, ж - звонкий).
Работа над дифференциацией звуков ш и ж на уровне слога.
Игра "Звуковая дорожка".
Дорога до Шипелочки и Жужжалочки дальняя, и чтобы не забыть, как возвращаться обратно, будем выкладывать звуковые дорожки.
Сейчас я буду называть слоги, а вы выстроите из колокольчиков и камешек "звуковую дорожку". В зависимости от того, какой звук вы услышите. Если услышите звук Ж-колокольчик, если Ш-камешек
Ши, жо, уш, шли, жда, шок, жна, же
- А теперь проверим, какой рисунок у вас получился. Парная проверка. Один ребёнок читает, а другой звенит в колокольчик, если это звонкий.
Молодцы, вот мы и добрлись до наших друзей!
Дифференциация звуков на уровне слова
Шипелочка и Жужжалочка очень рады нас видеть. Они очень гостеприимные, поэтому они будут угощать нас разными вкусностями. Посмотрите на доску, и определите, чем нас будет угощать Жужжалочка, а чем Шипелочка (пирожок, шарлотка, каша, груша, баклажан, вишня, крыжовник). Вот мы с вами подкрепились.
А теперь Шипелочка и Жужжалочка приглашают нас в свою библиотеку, только вот слова в книжках перепутались. Прочитайте и соедините линиями подходящие по смыслу слова.
Дифференциация звуков на уровне словосочетания. Составь словосочетания, расставив их по местам
Обложка |
Для парнишки |
Тяжёлые |
Флажки |
Игрушки |
Для малышки |
Жёлтые |
Орешки |
Серёжки |
Для подружки |
шустрые |
Мешки |
фуражка |
Для книжки |
Жареные |
Мальчишки |
Физкультминутка.
Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку. Встаньте около своих мест. Если я буду называть слова, в которых есть Ж –руки на пояс, если Ш – руки вверх. (Жук, шарф, жираф, ёжик, чашка, шоколад, шампунь, лошадь, шапка).
Ребята Шипелочка и Жужжалочка просят нас помочь им. В их домах кто-то поселился неправильно. Давайте поможем. В доме Шипелочки должны жить жители только со звуком Ш, а в доме Жужжалочки все жители со звуком Ж.
Звуковой анализ слова. Дидактическая игра.
Игра «Четвертый лишний»
• кувшин, кошка, лошадь, жук;
• желудь, чашка, жук, жираф.
Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.
Шипелочка и Жужжалочка не хотят нас отпускать и предлагают поиграть в игру «Доскажи словечко»
Работа над предложением.
Игра "Доскажи словечко".
На наборном полотне предметные картинки: лягушка, пирожки, медвежонок, шапка. Прочитать предложения. Выбрать из данных картинок одну, подходящую по смыслу.
Мишина бабушка жарит вкусные... . |
|
На лужайке шалил непослушный ... . |
|
В камышах квакала ... . |
|
Маша надела тёплую ... . |
По ходу работы обратить внимание детей на проверку оглушённого звука [ж] в словах дорожка, дождь, пирожки.
Давайте поможем нашим друзьям сделать домашнее задание
Работа с текстом. (Детям раздаются перфокарты с текстом) .
- Перед вами текст. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.
После до-дя боль-ие лу-и. Рань-е всех чи-и встают. В небе кру-ит кор-ун. Стер-ень каранда-а кро-ится.
Молодцы. А сейчас мы должны попрощаться с Шипелочкой и Жужжалочкой.
Итог занятия. Ребята, в гостях у Шипелочки и Жужжалочки? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным? Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы.