Сценарий урока «День защитников Отечества. Военные профессии»
Тема: День защитников Отечества. Военные профессии.
Цель: активизировать и расширить словарь детей по теме.
Задачи.
Образовательные:
- активизировать и расширять словарь детей по теме «Военные профессии»;
- учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок по цепочке.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать знания и словарь детей по темам «Времена года, месяцы, дни недели», «Наша Родина»;
- тренировать умение употреблять существительные ед. и множ. числа в Род. п.;
- развивать связную речь;
- развивать словесно-логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства;
- учить внимательно, слушать рассказ логопеда и отвечать на вопросы;
- учить детей отвечать «по цепочке».
Оборудование: доска; картинки: пограничник, моряк, летчик, танкист, пехотинец, десантник, автомат, танк, парашют, корабль, самолет, собака; серия сюжетных картинок «Собака-санитар».
Ход занятия.
I. Организационный момент (1-2 мин.)
- Сядет тот, кто скажет:
· Какое сейчас время года?
· Какой сейчас месяц?
· Какой сегодня день недели?
· Какое сегодня число?
· В какой стране мы живем?
· Какой город является столицей нашей страны?
· В каком городе мы живем?
II. Основная часть (20 мин.)
1. Введение в тему.
- Ребята, кто знает, какой скоро праздник? (День защитников Отечества)
- Когда мы будем отмечать этот праздник? (23 февраля)
- Кого мы будем поздравлять 23 февраля? (пап, дедушек, ст. братьев, мальчиков – защитников)
- Ребята, а что (кого и от кого) защищают защитники? (наше Отечество – нашу Родину Россию и нас от врагов)
- Ребята, а что вы знаете о Российской армии?
В армии проходят военную службу солдаты. Служит в Российской армии большая часть молодых людей нашей страны. В армии их обучают военному делу и мастерству (т.е. учат защищать Родину).
В армии есть различные профессии. Каждая из профессий почетная и важная. (По мере озвучивания профессий, картинки с изображением солдат в соответствующей форме вывешиваются на доску). Пограничник охраняет границы* нашей Родины на суше; моряк охраняет морские границы; летчик охраняет нашу Родину в воздухе; танкист служит в танковых войсках; пехотинец* – в пехоте; десантник – в десантных войсках (прыгает с парашютом и защищает Родину там, где защита особенно нужна).
Все военные готовы в любой момент защищать нашу Родину и нас с вами. Военные – профессия героическая, уважаемая и очень нужная.
2. Игра «Что для кого?»
- Солдаты у нас есть, но им чего-то не хватает. Как же они будут служить без своих боевых машин и помощников? Давайте заглянем в нашу волшебную коробочку и подберем для них необходимые картинки. (Дети достают из коробки картинки с изображением боевых машин и подбирают кому они нужны. Необходимо следить, чтобы дети отвечали полным ответом, например: «У меня танк. Танк для танкиста.»)
3. Игра «Один - много»
- Поиграем еще, я говорю один, а вы говорите много, по цепочке.
Один танкист – много ...
Один пограничник – много ...
Один пехотинец – много ...
Один самолет – много ...
Один корабль – много ...
Один летчик – много ...
Один десантник – много...
4. Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка, Дети стоят на правой ноге
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой, Дети стоят на левой ноге
Если ты солдатик смелый.
Раз, два – дружно в ногу. Шагают
Три, четыре – тверже шаг!
5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Собака-санитар».
- Вот как много профессий в армии! А сейчас мы с вами узнаем еще об одной военной профессии – профессии санитара. Но санитар у нас будет необычный. Это собака. О ней мы и будем составлять рассказ.
Детям предлагается рассмотреть картинки и разложить их в нужной последовательности. Логопед задает вопросы:
· Как вы думаете, когда случилась эта история?
· Что случилось с солдатом?
· Куда он был ранен?
· Кто пришел на помощь солдату?
· Что сделал солдат, когда к нему подошла собака?
· Почему собака оставила солдата?
· Кого она привела с собой?
· Что сделали санитары?
· Как вы думаете, что будет с солдатом?
· Кого он должен благодарить?
Затем дети составляют рассказ по цепочке.
Примерный рассказ.
Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с двумя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака-санитар спасла жизнь защитнику Родины.
III. Итог занятия (1-2 мин.)
- О каком празднике мы сегодня говорили? Какие военные профессии вы узнали? Что и кого защищают военные?