Тест по русскому языку «Главные и второстепенные члены предложения» (5 класс)
Требования стандарта:
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению,
формирование способности к самооценке и самоконтролю.
Метапредметные результаты:
умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Предметные результаты:
закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения,
умение отличать второстепенные члены предложения от главных,
умение различать распространенные и нераспространенные предложения,
закрепление умения определять способы выражения главных и второстепенных членов предложения.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение всей работы отводится 30 минут.
Работа состоит из 6 заданий. Среди них: 1 задание с альтернативным ответом (задание 1), 1 задание с множественным выбором (задание 2), 1 задание на соответствие (задание 4), 1 задание с заданной структурой ответа (задание 3), 1 задание творческого характера на составление предложений, требующих применения знаний на практике (задание 5), 1 задание повышенного уровня со свободным ответом (задание 6).
Задание 1. Из двух предложенных вариантов ответа необходимо выбрать один правильный. За верный ответ - 1 балл.
Задание 2. Из трех предложенных вариантов ответа необходимо выбрать один правильный. За правильно указанное предложение - 1 балл.
Задание 3. Задание с заданной структурой ответа. Необходимо выписать грамматическую основу из приведенного предложения. За верный ответ – 1 балл.
Задание 4. Необходимо установить соответствие. Максимальный балл за задание 6.
Задание 5. Задание со свободным ответом. Составить и записать предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже. За правильно составленное предложение – 2 балла.
Задание 6. Необходимо ответить на вопрос, аргументируя свою точку зрения. Максимальный балл за задание – 3.
Максимальное количество баллов за всю работу – 14.
Тест по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
1. Отметьте, какими членами предложения выражена грамматическая основа:
А) подлежащим и сказуемым; Б) дополнением и определением.
2. Отметьте нераспространенное предложение:
А) Наступила зима. Б) Мы поехали в лес. В) Книга – лучший друг.
3. Определите и запишите грамматическую основу в приведенном ниже предложении.
Утром ветер разогнал туманы.
Ответ: __________________________________.
4. Соотнесите слова из приведенного ниже примера с членами предложения и частями речи, ответ запишите в пустой таблице.
Замечательный подарок мне прислал брат из Москвы
Часть речи |
Член предложения |
|
замечательный |
имя существительное |
обстоятельство |
подарок |
глагол |
подлежащее |
мне |
имя прилагательное |
сказуемое |
прислал |
местоимение |
дополнение |
брат |
предлог |
определение |
из Москвы |
Часть речи |
Член предложения |
|
замечательный |
||
подарок |
||
мне |
||
прислал |
||
брат |
||
из Москвы |
5. Придумайте и запишите одно предложение, в котором сказуемое выражено именем существительном в именительном падеже.
Ответ:_______________________________________________________________________.
6. Как вы считаете, можно ли нераспространенное предложение преобразовать в распространенное? Какие члены предложения помогут вам в этом преобразовании? Приведите примеры.
Критерии оценивания тестового контроля знаний
Оценка «отлично» |
85 – 100% правильных ответов |
12 – 14 баллов |
Оценка «хорошо» |
64 – 84% правильных ответов |
9 – 11 баллов |
Оценка «удовлетворительно» |
43 – 63% правильных ответов |
6 – 8 баллов |
Оценка «неудовлетворительно» |
42% и менее правильных ответов |
0 – 5 баллов |
Спецификация
Компо ненты деятель ности |
УУД |
Критерии |
№ задания |
Макс. балл |
Эмоц.-психол. |
Личностные |
Умение отличать главные члены предложения от второстепенных. |
1 |
1 |
Регулятивный |
Регулятивные |
Понимание и определение вида предложения. Опознавание распространенных и нераспространенных предложений. |
2 |
1 |
Социальный |
Комму- никативные |
Умение находить главные и второстепенные члены в предложении и соотносить их с частями речи, которыми они выражены. |
4 |
6 |
Аналитический |
Познаватель-ные |
Умение правильно грамматическую основу предложения. |
3 |
1 |
Творческий |
Личностные |
Умение составлять предложения, в которых сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже. |
5 |
2 |
Самосоверше-нствования |
Регулятивные |
Умение аргументировать свой ответ и приводить примеры. |
6 |
3 |
Ответы и критерии оценки
№ задания |
1 |
2 |
3 |
Ответ |
А |
А |
ветер разогнал |
Задание 4
Часть речи |
Член предложения |
|
замечательный |
имя прилагательное |
определение |
подарок |
имя существительное |
дополнение |
мне |
местоимение |
дополнение |
прислал |
глагол |
сказуемое |
брат |
имя существительное |
подлежащее |
из Москвы |
имя существительное с предлогом |
обстоятельство |
Задание 5 – 2 балла ставится за правильно составленное предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже.
Задание 6 – 1 балл ставится, если ученик ответил положительно (да) на заданный вопрос. 1 балл можно получить за приведенный аргумент:
При преобразовании нераспространенного предложения в распространенное нам будут необходимы второстепенные члены предложения, такие как определение, дополнение, обстоятельство, так как они дополняют и уточняют грамматическую основу.
Примеры (1 балл): Пришел папа. Папа пришел домой. Радостный папа пришел домой. Радостный папа пришел домой с елкой.
№ задания |
Критерии оценки |
Балл |
1-3 |
выписан верный ответ; другие случаи; |
1 0 |
4 |
за шесть верно выполненных соотнесения; за пять верно выполненных соотнесения; за четыре верно выполненных соотнесения; за три верно выполненных соотнесения; за два верно выполненных соотнесения; за одно верно выполненное соотнесение; другие случаи; |
6 5 4 3 2 1 0 |
5 |
верно выполненное задание; другие случаи; |
2 0 |
6 |
правильно выполненное задание (ответ положительный, в качестве доказательства приведены аргументы и примеры); частично правильно выполненное задание (ответ положительный, либо приведены аргументы без примеров, либо примеры без аргументов); частично правильно выполненное задание (дан положительный ответ); другие случаи. |
3 2 1 0 |