Урок русского языка в 4 классе «Главные и второстепенные члены предложения»
Пояснительная записка к презентации
УМК «Школа России»
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тип урока: систематизация знаний
Тема |
Главные и второстепенные члены предложения |
Цель |
Обобщить знания о главных и второстепенных членах предложения |
Задачи |
закреплять умение находить грамматическую основу и устанавливать связь слов в предложении; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; корригировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание; воспитывать познавательную активность |
УУД |
Личностные: развивать мотивы учебной деятельности, осознание личной ответственности за свое здоровье. Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока, оценивать правильность выполнения своих действий, корректировать работу по ходу выполнения. Коммуникативные: формировать способность к совместной деятельности, умение адекватно оценивать себя и своих товарищей, выполнять различные роли в группе. Познавательные: формировать умение извлекать информацию, представленную в разной форме, умение делать выводы, подводить итоги работы. |
Планируемый результат |
Предметные: умение находить главные и второстепенные члены предложения, активизация словарного запаса, развитие языкового анализа и синтеза. Метапредметные: использование знаково-символических средств представления информации, умение определять и формулировать тему и цель урока, планировать свое действие. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Основные понятия |
грамматическая основа, главные и второстепенные члены предложения |
Межпредметные связи |
литературное чтение |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебник для 4 класса 1 часть. – М.: Просвещение презентация, мультимедиапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал: карточки с заданием |
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент Цель: мотивационный настрой на урок. |
- Доброе утро! Оно сегодня действительно доброе и необычное. Подскажите, почему? - Давайте все вместе поздравим наших именинников. (Слайд 1) - Сема и Артем, мы желаем вам здоровья, успехов и прекрасного настроения. - День рождения для вас сегодня главное событие, хотя есть и второстепенные. - А какую роль играют слова главные и второстепенные для нашего урока? - Мы уже познакомились с ними и многое про них узнали. Тогда чем же будем заниматься сегодня? - Молодцы! |
- У нас сразу два именинника, Сема и Артем. - Поздравляем с Днем рождения! Дети формулируют тему урока. (Слайд 2) - Тренироваться в нахождении главных и второстепенных членов предложения. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений Цель: систематизация ранее изученного материала. |
Чистописание - Но сначала потренируемся красиво писать. Вспомним, как пишутся Д и д. (Слайды 3, 4) (Учитель записывает на доске буквы и буквосочетания). ДДД ддд Да да од ода - Подскажите, пожалуйста, какие слова с этими буквами мы запишем? Вам помогут вопросы: что? что делать? кто? (Слайд 5). - Правильно. - А кто такая Даренка? В каком произведении мы с ней встречались? - Запишем красиво слова подарки, дарить, Даренка. - Что можете сказать о написанных словах? Что их объединяет? - Выделите в словах корень. - Составьте с одним из слов предложение и запишите его. - Давайте разберем его по членам предложения. - Умнички! - А теперь вспомним все, что мы знаем о главных и второстепенных членах предложения. (Слайд 6) - Кластер поможет вам в дальнейшей работе. |
Ребята пишут буквы и буквосочетания в тетрадь. - Подарки, дарить, Даренка. - Девочка из произведения П.Бажова «Серебряное копытце». Запись слов в тетрадь. - Это однокоренные слова, у них один корень дар Коллективное обсуждение. Запись одного предложения в тетрадь. Выполнение задания с комментированием. Фронтальный опрос. (Составление кластера) |
3. Физкультминутка для глаз |
(Слайд 7). - А сейчас посмотрите, какие красивые матрешки пришли поздравить наших именинников. - Понаблюдайте за тем, как они танцуют. |
Следят за передвижением матрешек на слайде. |
4. Закрепление знаний и способов действий Цель: закрепление знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы. |
- Даренка прислала нам три красивых драгоценных камня. (Слайд 8). - А какой вам больше всего понравился? - Оказывается, камни-то не простые, к каждому прикреплено задание, которое вы будете выполнять в группе или паре. Из слов на карточках нужно составить предложение. 1 камень: мы, грибы, в, лесу, собирали, сосновом. 2 камень: к, быстро, синичка, липке, подлетела, молодой. 3 камень: потом, напоил, теплым, лосенка, мальчик, молоком. - Проверим, что получилось. - Каждой группе необходимо устно разобрать предложение. Посовещайтесь, кто будет выступать от группы. |
Высказывают свое мнение. Разбиваются на группы по выбору камня. Составляют в группах из слов на карточках предложения. Слушают, оценивают друг друга. Подведение итога по данному этапу работы. |
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой Цель: практическое применение знаний и умений по теме |
- Сейчас попробуете самостоятельно разобрать предложения по членам предложения. - Откройте, пожалуйста, учебник с.13, № 22. Прочитайте задание. - Что непонятно? - Как понимаете значение слова мощному? - Вот что написано в толковом словаре Ожегова. (Слайд 9). Какое объяснение подходит для нашего слова? - Подберите синонимы. - Покажите, как вы умеете красиво и правильно сидеть. А теперь приступайте к работе. - Кому потребуется помощь, поднимите, пожалуйста, руку. |
Разбор задания. Объясняют значение слова, подбирают синонимы. (Расширение словарного запаса). Самостоятельная работа. После выполнения взаимопроверка, оценивание. |
6. Физкультминутка Цель: снятие двигательного напряжения. |
- Давайте немного подвигаемся и выполним упражнения. |
|
7.Тест Цель: контроль усвоения изученного материала. |
- Сейчас я усложняю работу и предлагаю вам небольшой тест. - Выберите к схеме соответствующее предложение и запишите его номер. (Слайды 10, 11, 12, 13) |
После выполнения сверяют ответы со слайдом. Самопроверка и самооценка. (Слайд 14) |
8. Подведение итогов. Рефлексия Цель: самооценка результатов своей учебной деятельности. |
- Вы сегодня замечательно работали, особенно наши именинники. Давайте составим для них синквейн на тему «Подарок». (Слайд 15) - Каким членом предложения может быть существительное? А прилагательное? В какой роли выступает в предложении глагол? - Молодцы! - А сейчас возьмите, пожалуйста, по лепестку. Напишите на нем, каким был для вас наш урок. Вывод по уроку. |
Коллективное составление. Ответы на вопросы. Обобщение материала. Каждый пишет одно-два слова об уроке. Составляется цветок. |
10. Домашнее задание |
По выбору: (Слайд 16) 1. с.13 № 23 в учебнике 2. Мини-сочинение «Подарок» или «День рождения» Комментирование домашнего задания. |
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1457106053.ppt (Главные и второстепенные члены предложения)