План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Экологическая безопасность»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье
План-конспект урока
по окружающему миру
3класс
ТЕМА: Экологическая безопасность.
Учитель: Малышева Лариса Алексеевна
Тема: Экологическая безопасность.
Цели:
Познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Эколог»;
Доказать детям, что Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье;
Учить детей выполнять правила личной экологической безопасности;
Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас;
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Планируемые результаты
1) личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2) метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формирование умения взаимодействия в статичных парах и группах – коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
- познакомить с основными загрязнителями воздуха, воды, продуктов питания,
- выполнять правила личной экологической безопасности,
- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,
- воспитывать экологическую культуру учащихся.
Оборудование: Карточки с правилами соблюдения экологической
безопасности. презентация
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
-Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (Дети открывают глаза. Анимация земного шара.)
Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». Слайд 1
-Что подразумевается под всем живым?
(Это все животные и растения, т.е. то, что мы называем живая природа.)
-На Земле живут разные существа. Это люди, животные, насекомые, птицы, рыбы, моллюски и другие. (Показ анимации) Всего несколько миллионов видов живых существ населяют нашу планету. А растений на Земле около 500 000 видов.
II. Актуализация знаний. Повторение пройденного
А сейчас мы проверим, как вы подготовились к уроку (ответы)
III. Самоопределение к деятельности
Давайте вспомним формулу безопасности (слайд 2)
Предвидеть опасность.
По возможности избегать её.
При необходимости действовать решительно и чётко.
Бороться до последнего, активно просить о помощи.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И нисколько не устали!
IV. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. - Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.
Люди, к сожалению, сами загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву, продукты питания. Как вы думаете о чём мы будем говорить?
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое экологическая безопасность, познакомимся с правилами личной экологической безопасности.
Послушайте и скажите, О чём здесь говорят?
-Вчера дома я услышала от родителей такой разговор.
Мама:
-Ох, какая сегодня плохая экология, от неё у меня разболелась голова!
Папа:
-Да уж, экология у нас совсем плохая, вон и в газетах про неё пишут, и в телевизоре показывают. Надо её исправлять.
-Кто такая экология?
-Что она сделала?
- Тема нашего урока звучит так: «Экологическая безопасность
- Запишите в свои рабочие тетради.
- А кто знает что такое «экология»?
(Наука о нашем общем доме, об окружающей среде)
- А что мы называем «окружающей средой»?
(То, что нас окружает: вода, почва, воздух)
- Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами. В конце урока у вас появится документ, который сообщит, как вы работали на уроке.
- Кто из вас знает, а чем занимается эколог?
- Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.
- Мы узнаем, что такое «цепь загрязнения», «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и в каком будущем вы хотите жить.
Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней? Бережём ли мы её?
Физкультминутка слайд 3
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И нисколько не устали!
Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле, и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы.
Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Помочь человеку в этом должна наука экология.
«Экос» по-гречески значит «дом», «логос» «ученье, наука». Экология слайд 4– это наука о нашем общем доме. Для наведения и поддержания порядка в нём нужны хорошо подготовленные специалисты – экологи. Они пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…
На экране появляется запись: SOS! SOS! SOS! Слайд 5 международный радиосигнал. Его подают с тонущих кораблей. Всякий, услышавший его, на каком бы языке не говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении.
Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще звучит в природе SOS! SOS!
Вот какие сигналы SOS пришли сегодня в наш класс на урок. Определите, кто мог их послать.(слайд 6)
Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего. Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья. (Ива, Черемуха, Лесная Сирень.)
Помогите! Люди нас рвут, совсем не жалея. Сорванные, мы быстро вянем, а, оставаясь в природе, мы могли бы долго радовать вас. (Цветы. Слайд7: люди с охапками цветов.)
Люди, остановитесь, одумайтесь! Вы вырубаете нас, оголяете землю, превращаете ее в пустыню, это лишает ее влаги. Земля иссыхает. (Деревья. Слайд8: вырубка леса.)
Люди, пощадите! Из-за вашего вмешательства с целью покорить природу, скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка…, ведь кроме вас, меня подстерегают и другие опасности! (Земля. Слайд9: распашка новых земель.)
Мне тяжело дышать. Меня загрязняют мусором, который не разлагается. Это и целлофан, и пластиковые бутылки и разные ядохимикаты. Помогите! (Почва.Слайд10: мусорные свалки.)
- В чём в лесу могут накопиться ядохимикаты?
(В ягодах, грибах, целебных травах)
Выросла я на лесной полянке стройная и кудрявая. В густых моих ветвях поселились птицы. Однажды пришли на поляну ребята, подошли ко мне, взмахнули топором, и заплакала я прозрачными капельками душистого сока. До осени далеко, но на мне уже появились желтые листья. Помогите! ( Береза. Слайд11: берёза.)
(Слайд:12 пожар.) Помогите! Погибаем! Сильно тянет гарью. Поднялся ветер. Дым густеет. Его уже несет белой пеленой, он затягивает кусты. Огонь идет прямо на нас. Ветер переходит на ураган. Огонь гонит по земле с неслыханной скоростью. Уже слышен широкий гул и треск пламени. Воздух заполнился гарью. Жаркий ураган дует без передышки. Смола, стекавшая по нашим стволам, превратилась в янтарные капли слез! (Деревья-сосны.) (Слайд13: лес после пожара)
Учитель: - А как по вине человека может возникнуть пожар в лесу?
( Если он не затушит костёр.)
Физкультминутка.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Послушайте стихотворение и подумайте, а не было ли такого с вами?
Мы приехали на речку Мы прошли, конечно, мимо…
Воскресенье провести, - Эй, ребята! – крикнул Дима –
А свободного местечка вот местечко хоть куда!
Возле речки не найти! Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Тут сидят и там сидят! Распаковывай багаж!
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, Мы купались, загорали,
Сотни взрослых и ребят. Жгли костёр, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Мы по берегу пошли Пили квас, консервы ели,
И поляночку нашли. Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки, И остались на полянке
И, как будто нам назло, У потухшего костра:
Даже битое стекло! Две разбитых наши склянки,
Две размокшие баранки –
Мы по бережку прошли, Словом, мусора гора!
Место новое нашли.
Мы приехали на речку
Но и здесь до нас сидели; Понедельник провести,
Жгли костры, бумагу жгли – Только чистого местечка
Тоже пили, тоже ели, Возле речки не найти!
Насорили и ушли!
(Слайд: загрязнённые берега реки)
Учитель: - Все перечисленные беды наносят глубокие «раны» природе. Как
они сказываются на нашей экологической
безопасности, т.е. на здоровье человека?
Поиск решения проблемы
Учитель: - Экологические опасности могут подстерегать человека не только
в лесу. Из леса возвратимся в город.
Рассмотрите и назовите причины загрязнения окружающей среды в городе и как загрязнённые вещества поступают в организм человека.
(Загрязнённая вода от промышленных предприятий стекает в реки или другие водоёмы, откуда человек берёт воду для своих нужд, рыбу для еды; воду могут загрязнять и нефтяные стоки, а также мытьё личного транспорта; гниющий по берегам водоёмов мусор выделяет ядовитые вещества, они также попадают в воду; фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли, воздух загрязняется и от выхлопных газов автомобилей, которые мы вдыхаем в себя; на загрязнённых мусором улицах появляются тысячи мух, которые заражаясь сами, садятся на пищевые продукты и человек может заразиться и заболеть большим количеством болезней_ выхлопными газами могут быть заражены растения возле шоссейных дорог, которые человек тоже может применить в пищу).
Учитель: - Всё это верно, молодцы. А теперь с пыльных улиц города
вернёмся домой. Может быть, здесь мы находимся в
экологической безопасности.
Рассмотрите и скажите, всё ли в порядке или вам что-то не
нравится.
(Везде пыль, мусор, немытая посуда, мухи вьются над неубранными остатками пищи, ползают тараканы, закрытые форточки: свежий воздух не попадает в квартиру, из крана льётся грязная вода.)
Учитель: - Итак, мы рассмотрели различные пути попадания вредных
веществ в организм человека, экологически опасных для его здоровья.
Составьте любые цепи загрязнения.
(фабрика – воздух – дыхание, автомобиль – грибы- пища, пожар в лесу- гибель деревьев – недостаток кислорода и т.д.)
Выражение решения.
Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаётся листок. Дети должны выбрать ответы на вопрос: «Как защититься от загрязнения воздуха, воды и почвы?
I группе: в природе;
II группе: в городе;
III группе: в собственной квартире.
Выбранные ответы обвести в кружочек.
Разводи комнатные растения, которые очищают воздух
Не купайся возле промышленных стоков, в загрязнённых водоёмах.
Пей только кипячёную воду.
Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов.
Для костра собирай сушняк, не ломай ветки деревьев и кустарников.
Попроси взрослых не курить в квартире.
Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, не выбрасывай их в лесу. Помни: природа перерабатывает пластиковый стакан – за 100 лет, телефонную карту – за 1000 лет, стеклянную бутылку – за 4000 лет!
Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой.
Чаще проветривай комнату, открывая форточку или включая кондиционер.
Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей, т.к. будешь вдыхать большое количество вредных газов.
Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету.
Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна. Не вытаптывай травы, корнями они скрепляют почву и не допускают её размыва.
Более надёжное средство обеззараживания воды – «вымораживание». Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замёрзнет, слей оставшуюся жидкость. Лёд растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода.
Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде.
Не ешь продукты, у которых истёк срок годности.
Два раза в неделю проводи сухую (с помощью пылесоса) уборку квартиры, один раз - влажную уборку.
Посади деревья и кустарники по краям дорог, тротуаров, в скверах, разбей клумбы для цветов.
После пользования газом, не забывай закрыть основной вентиль доступа газа.
Используй в пищу экологически чистые продукты, на которых имеется сертификат качества.
Не забывай мыть за собой грязную посуду.
Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т.к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
Проверка: дети зачитывают ответы и на слайдах появляется подтверждение.
V.Закрепление изученного.
Мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы выполняя их, мы смогли сберечь свое здоровье
- Как происходит загрязнение воздуха?
Обобщаем ответы :
- Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потому мы ими дышим. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей. К тому же много курящих людей, которые отравляют свой организм и организм рядом живущих людей.
- Что нужно делать человеку, чтобы уберечь своё здоровье?
Как же защититься от грязного воздуха?
1. Выбирайте дорогу, где больше зелени.
2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем.
3. Не играй около места, где много машин.
4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.
5. Разводи цветы, сажай деревья.
6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.
7. Если в твоём селе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии.
Как же защититься от загрязненной воды?
1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.
2. Не пить в водоемах воду.
3. Не пить воду из-под крана.
4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.
5.Более надёжное средство- вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает, у тебя появится чистая и полезная вода.
Как же защититься от некачественных продуктов питания?
1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.
2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.
3. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки.
4. Ешь экологически чистые продукты.
5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.
Работа с учебником
VI. Итог урока
Учитель: - Что такое экологическая безопасность?
Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.
- С каждым годом на Земле остаётся всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.
За последние 10 лет во всём мире создана сеть заповедников нового типа – биосферных. Эти заповедники международного класса, в них ведутся наблюдения за состоянием окружающей среды во всех странах.
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы.
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я!
С.Крупина
Игра «Живи, Земля»
Я называю правило, а вы поднимаете руку. Подумайте к чему может привести моё утверждение, если вы согласны - поднимаете руку, если нет – опускаете кисть руки
-Ломайте ветки деревьев .
Убирайте за собой мусор в лесу.
Берегите родную землю.
Собирайте букеты из полевых цветов.
Ловите птенчиков и детенышей зверей.
Подкармливайте птиц.
Не ловите лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, не разрушайте муравейники.
Сажайте деревья, цветы, делайте кормушки, скворечники.
- Эти знания важны лично для каждого из вас.
- Как вы думаете почему?
(Все зависит от человека: и здоровье окружающей среды, и здоровье самого человека)
VI. Домашнее задание.
Пересказать
VII . Рефлексия урока
- Мне интересно было с вами работать, наблюдать, как вы из простого ученика превратились в юных экологов, у которых есть знания и навыки по охране окружающей среды.
Я подтверждаю ваши знания, умения, навыки дипломом юного эколога. Мои пожелания вам: жить в прекрасной стране, беречь родную природу , а природа ответит вам своей заботой.
Самая прекрасная , родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети .
Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья ,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
- Спасибо за работу. Всего доброго. Берегите свое здоровье.
- Урок окончен.
Пахомова Татьяна Петровна
Малышева Лариса Алексеевна
Пластинина Галина Григорьевна