Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Охрана животных»
Конспект урока
Окружающий мир. УМК «Школа России». Автор – Плешаков А.А.
3 класс. ГОУ СОШ №119. Учитель – Кривоногова А.В.
Тема: «Охрана животных».
Цель: ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены.
Задачи:
. учить бережно, относиться к животным;
. рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;
. развивать критическое мышление;
. развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
. воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в природе.
Оборудование:
- стенд « Как прекрасен этот мир!»;
- иллюстрация Красной книги;
- выставка книг по изучаемой теме;
- кроссворд;
- кластер.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Учитель: К нам сегодня на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
2. Сообщение темы и целей урока.
У нас с вами сегодня не обычный урок, а урок - путешествие. А вот куда мы поедем, узнаем из кроссворда.
Кто под ёлкой ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (муравей)
В подполье, в каморке,
Живёт она в норке,
Серая малышка,
Кто же это? (мышка)
Голубой аэропланчик
Сел на одуванчик. (стрекоза)
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это… (снегири)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… (лиса)
Летом - серый,
А зимой - белый. (заяц)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Быстро бегать всё равно не могут. (гусеница)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (ёжик)
Не подходите ко мне близко:
Лишь внешне я похож на киску! (тигр)
Длинноклювый, длиннокрылый,
Белый с чёрною каймой,
Встал на крыше он высокой,
Возвратясь к себе домой. (аист)
Б |
Е |
Л |
К |
А |
||||||||||||||||||
М |
У |
Р |
А |
В |
Е |
Й |
||||||||||||||||
М |
Ы |
Ш |
К |
А |
||||||||||||||||||
С |
Т |
Р |
Е |
К |
О |
З |
А |
|||||||||||||||
С |
Н |
Е |
Г |
И |
Р |
И |
||||||||||||||||
Л |
И |
С |
А |
|||||||||||||||||||
З |
А |
Я |
Ц |
|||||||||||||||||||
К |
У |
З |
Н |
Е |
Ч |
И |
К |
|||||||||||||||
Г |
У |
С |
Е |
Н |
И |
Ц |
А |
|||||||||||||||
Ё |
Ж |
И |
К |
|||||||||||||||||||
Т |
И |
Г |
Р |
|||||||||||||||||||
А |
И |
С |
Т |
Какое словосочетание получилось? Верно.
Сегодня мы выясним, какую роль играют животные в природе и в жизни человека, как к ним относиться, чтобы их сохранить. Мы отправляемся по страницам Красной книги.
3. Введение в тему.
Возьмите табличку, которая лежит у вас на партах и впишите в первую графу, что по этой теме вы знаете, а во вторую, что хотели бы узнать.
З – что мы знаем |
Х – что мы хотим узнать |
У – что мы узнали |
Ребята посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, которые представлены на этих фотографиях и рисунках! Ими бы только восхищаться, какое чудо создала природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
Стало ясно, что необходимо принимать меры, чтобы спасти животный и растительный мир.
В 1948 году был основан Международный союз охраны природы. Специальная комиссия службы спасения составила мировой список. В него вошли животные и растения, которые находились на грани исчезновения. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
Учитель: Для чего нужна Красная книга?
(Эта книга предупреждает, что то или иное животное или растение в беде. Его надо охранять.)
Учитель: Да, ребята, Красная книга – не закон об охране природы, это лишь информация, которую собрали ученые о растениях и животных.
Учитель: Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?
(Красная книга – это сигнал опасности. Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)
Учитель: Это не единственная Красная книга. Есть ещё Красная книга России, в которой есть красные, жёлтые и зеленые страницы. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. На жёлтых страницах те животные, количество которых быстро снижается. На зелёных страницах животные, которых удалось спасти.
Вот, например, я вам загадаю загадку о животном, которое занесено на зелёную страницу. О ком идёт речь?
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры)
Хотелось бы, чтобы зелёных страниц в этой Красной книге было как можно больше.
4. Животные Красной книги.
Учитель: Ребята, дома вы приготовили сообщения о животных, которые нуждаются в охране. Давайте послушаем.
(Ученики рассказывают о соболе, выхухоле, фламинго, журавле и показывают этих животных в Красной книге.)
Учитель: Молодцы ребята, ваши рассказы были очень интересные. Я тоже для вас приготовила несколько сообщений.
(Учитель рассказывает детям о белом медведе, тигре, лебеде.)
Белый медведь
Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго, почти сорок лет. У него нет постоянного дома.
Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами.
Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Этих животных взяли под охрану.
Тигр
Тигр – крупный хищный зверь. Тело его длиной до 4 метров, а весит тигр около 390 кг. Питается в основном крупнокопытными животными.
Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывают шерсть. Живут тигры 25-30 лет. Из-за неумеренной охоты их количество резко сократилось. Знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости и слабости.
Охота на полосатого красавца запрещена.
Лебеди
Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.
Огромные белые птицы на синем небе – это незабываемое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу, когда он легко и бесшумно скользит по воде. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.
Учитель: Эти и многие другие виды сейчас в опасности. Они занесены в Красную книгу России.
Учитель: Из прослушанных сообщений, из моего рассказа, из вашего пусть небольшого, но всё-таки жизненного опыта подведём итог: почему многие виды диких животных становятся редкими?
(Вырубка леса, загрязнение воды, неумеренная охота.)
Учитель: Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.
Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные. Люди обязаны их спасти. Ребята, как вы считаете, для спасения животных достаточно ли только внести их в Красную книгу?
(Люди должны их беречь и охранять)
Учитель: Ребята, а что делают люди для охраны животных?
(Заповедники, национальные парки, зоопарки).
Учитель: В нашей стране многое делается по охране животных. Под особой охраной находятся животные в заповедниках, создаются национальные парки. Помогают спасению редких животных и зоопарки.
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
5. Игра «РАЗНОЦВЕТНАЯ РЕКА».
Ребята приготовили небольшую сценку. Вы посмотрите ее внимательно, а потом мы посмотрим, о чем она.
1 ведущий: Среди полей и лесов, окруженная травами да
кустарниками, текла река – чистая и прозрачная.
2 ведущий: Бежит она, струится,
Сверкает и журчит…
Зарю встречают птицы,
Кружатся у ракит.
Щебечут над волною:
- Ой, небо голубое!
Ой, реченька - река!
1 ведущий: К реке спешили все: животные – чтобы напиться, дети –чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной.
2 ведущий: Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
1 ведущий: Собрались вместе обитатели реки…
2 ведущий: А узнать друг друга не могут…
Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты, почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы! Пожелтела наша заводь. А ты, подружка, почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне груз лежал. Банки, брёвна, даже колёса! От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела. Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора!
Красная рыбка: Ой, смотрите, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела!
Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки: я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду. Стало нечем дышать, нечего есть.
Жёлтая рыбка: Что же нам делать, как жить дальше?
Давайте поможем рыбкам.
6. Составление кластера.
Попробуем составить кластер по правилам, которые необходимо соблюдать, чтобы защитить животных и помогать им и в частности этим рыбкам.
По середине листа нарисуйте кружок и раскрасьте его в жёлтый цвет, в нем напишите «Охрана животных». А теперь давайте из него сделаем солнышко. Давайте составим правила, что бы наше солнышко стало светить ярче. Вы сначала на своих листах сами, а потом мы составим общий.
Создание благоприятных условий для жизни животных.
Подкармливать зимой птиц.
Весной делать для птиц кормушки.
Охрана животных
Не ловить и не убивать животных.
Не подходить близко к гнёздам животных.
Создание заповедников
Запрет на охоту на животных.
Вот посмотрите, сколько правил, мы составили и если каждый из нас будет их соблюдать, то животные будут в безопасности.
7. Экологические правила
Учитель: Посмотрите, ребята, нам в класс уже поступили жалобы от животных. От кого они? Жалоба 1.
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые, и в темноте плохо вижу. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
- Кто это. (Сова)
Учитель: Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2.
«Сама знаю, что не красавица. И глаза у меня большие, кожа голая. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
- А это кто? (Это жаба)
Учитель: Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Учитель: Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы помогаете другим. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Если ты бегаешь по лесу, шумишь – ты беспокоишь животных. Многие птицы из-за этого не могут построить гнезда или покидают гнездо, в котором уже отложили яйца.
Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут – окружающую их среду.
8. Работа над созданием плаката.
А, теперь опираясь на правила, попробуем их создать в виде плакатов. Возьмите лист бумаги и с помощью цветных карандашей и фломастеров нарисуйте и раскрасьте свой плакат.
(Учитель вывешивает плакаты на доску).
О чем говорят эти плакаты?
9. Итог урока.
Учитель: Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили.
Какую же роль в природе и в жизни человека играют животные?
(Они помогают растениям расселяться и размножаться. Людям дают продукты питания и ценные меха, и просто потому, что они очень интересны и красивы.)
Теперь давайте вернёмся к нашей табличке и запишем в третью графу, что нового вы сегодня узнали. Посмотрите, все ли что хотели знать вы узнали?
Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва...
Об этом же просит и поэт М.Дудин в стихотворении «Заклинание с полюса».
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите!
13. Домашнее задание.