12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кривоногова Анастасия Валентиновна175
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Конспект урока

Окружающий мир. УМК «Школа России». Автор – Плешаков А.А.

3 класс. ГОУ СОШ №119. Учитель – Кривоногова А.В.

Тема: «Охрана животных».

Цель: ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены.

Задачи:

. учить бережно, относиться к животным;

. рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;

. развивать критическое мышление;

. развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

. воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в природе.

Оборудование:

- стенд « Как прекрасен этот мир!»;

- иллюстрация Красной книги;

- выставка книг по изучаемой теме;

- кроссворд;

- кластер.

 

Ход урока.

1. Орг. момент.

Учитель: К нам сегодня на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

 

2. Сообщение темы и целей урока.

У нас с вами сегодня не обычный урок, а урок - путешествие. А вот куда мы поедем, узнаем из кроссворда.

Кто под ёлкой ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (муравей)

В подполье, в каморке,

Живёт она в норке,

Серая малышка,

Кто же это? (мышка)

Голубой аэропланчик

Сел на одуванчик. (стрекоза)

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это… (снегири)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её… (лиса)

Летом - серый,

А зимой - белый. (заяц)

 

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Быстро бегать всё равно не могут. (гусеница)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (ёжик)

Не подходите ко мне близко:

Лишь внешне я похож на киску! (тигр)

Длинноклювый, длиннокрылый,

Белый с чёрною каймой,

Встал на крыше он высокой,

Возвратясь к себе домой. (аист)

 

 

 

Б

Е

Л

К

А

 
 

М

У

Р

А

В

Е

Й

 

М

Ы

Ш

К

А

   
     

С

Т

Р

Е

К

О

З

А

С

Н

Е

Г

И

Р

И

 

Л

И

С

А

     
 

З

А

Я

Ц

 
     

К

У

З

Н

Е

Ч

И

К

Г

У

С

Е

Н

И

Ц

А

 
 

Ё

Ж

И

К

 

Т

И

Г

Р

 

А

И

С

Т

 

Какое словосочетание получилось? Верно.

Сегодня мы выясним, какую роль играют животные в природе и в жизни человека, как к ним относиться, чтобы их сохранить. Мы отправляемся по страницам Красной книги.

 

3. Введение в тему.

Возьмите табличку, которая лежит у вас на партах и впишите в первую графу, что по этой теме вы знаете, а во вторую, что хотели бы узнать.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали

     

Ребята посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, которые представлены на этих фотографиях и рисунках! Ими бы только восхищаться, какое чудо создала природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

Стало ясно, что необходимо принимать меры, чтобы спасти животный и растительный мир.

В 1948 году был основан Международный союз охраны природы. Специальная комиссия службы спасения составила мировой список. В него вошли животные и растения, которые находились на грани исчезновения. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Учитель: Для чего нужна Красная книга?

(Эта книга предупреждает, что то или иное животное или растение в беде. Его надо охранять.)

Учитель: Да, ребята, Красная книга – не закон об охране природы, это лишь информация, которую собрали ученые о растениях и животных.

Учитель: Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?

(Красная книга – это сигнал опасности. Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)

Учитель: Это не единственная Красная книга. Есть ещё Красная книга России, в которой есть красные, жёлтые и зеленые страницы. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. На жёлтых страницах те животные, количество которых быстро снижается. На зелёных страницах животные, которых удалось спасти.

Вот, например, я вам загадаю загадку о животном, которое занесено на зелёную страницу. О ком идёт речь?

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(Бобры)

Хотелось бы, чтобы зелёных страниц в этой Красной книге было как можно больше.

 

4. Животные Красной книги.

Учитель: Ребята, дома вы приготовили сообщения о животных, которые нуждаются в охране. Давайте послушаем.

(Ученики рассказывают о соболе, выхухоле, фламинго, журавле и показывают этих животных в Красной книге.)

Учитель: Молодцы ребята, ваши рассказы были очень интересные. Я тоже для вас приготовила несколько сообщений.

(Учитель рассказывает детям о белом медведе, тигре, лебеде.)

Белый медведь

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живет он долго, почти сорок лет. У него нет постоянного дома.

Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами.

Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Этих животных взяли под охрану.

Тигр

Тигр – крупный хищный зверь. Тело его длиной до 4 метров, а весит тигр около 390 кг. Питается в основном крупнокопытными животными.

Тигры очень чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывают шерсть. Живут тигры 25-30 лет. Из-за неумеренной охоты их количество резко сократилось. Знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости и слабости.

Охота на полосатого красавца запрещена.

Лебеди

Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.

Огромные белые птицы на синем небе – это незабываемое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу, когда он легко и бесшумно скользит по воде. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.

Учитель: Эти и многие другие виды сейчас в опасности. Они занесены в Красную книгу России.

Учитель: Из прослушанных сообщений, из моего рассказа, из вашего пусть небольшого, но всё-таки жизненного опыта подведём итог: почему многие виды диких животных становятся редкими?

(Вырубка леса, загрязнение воды, неумеренная охота.)

Учитель: Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.

Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные. Люди обязаны их спасти. Ребята, как вы считаете, для спасения животных достаточно ли только внести их в Красную книгу?

(Люди должны их беречь и охранять)

Учитель: Ребята, а что делают люди для охраны животных?

(Заповедники, национальные парки, зоопарки).

Учитель: В нашей стране многое делается по охране животных. Под особой охраной находятся животные в заповедниках, создаются национальные парки. Помогают спасению редких животных и зоопарки.

 

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

 

5. Игра «РАЗНОЦВЕТНАЯ РЕКА».

Ребята приготовили небольшую сценку. Вы посмотрите ее внимательно, а потом мы посмотрим, о чем она.

1 ведущий: Среди полей и лесов, окруженная травами да

кустарниками, текла река – чистая и прозрачная.

2 ведущий: Бежит она, струится,

Сверкает и журчит…

Зарю встречают птицы,

Кружатся у ракит.

Щебечут над волною:

- Ой, небо голубое!

Ой, реченька - река!

1 ведущий: К реке спешили все: животные – чтобы напиться, дети –чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной.

2 ведущий: Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой,

Обмелела на глазах.

1 ведущий: Собрались вместе обитатели реки…

2 ведущий: А узнать друг друга не могут…

Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты, почему жёлтая, как лимон?

Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы! Пожелтела наша заводь. А ты, подружка, почему такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне груз лежал. Банки, брёвна, даже колёса! От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела. Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора!

Красная рыбка: Ой, смотрите, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела!

Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки: я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду. Стало нечем дышать, нечего есть.

Жёлтая рыбка: Что же нам делать, как жить дальше?

Давайте поможем рыбкам.

 

6. Составление кластера.

Попробуем составить кластер по правилам, которые необходимо соблюдать, чтобы защитить животных и помогать им и в частности этим рыбкам.

По середине листа нарисуйте кружок и раскрасьте его в жёлтый цвет, в нем напишите «Охрана животных». А теперь давайте из него сделаем солнышко. Давайте составим правила, что бы наше солнышко стало светить ярче. Вы сначала на своих листах сами, а потом мы составим общий.

Создание благоприятных условий для жизни животных.

Подкармливать зимой птиц.

Весной делать для птиц кормушки.

 

Охрана животных

Не ловить и не убивать животных.

Не подходить близко к гнёздам животных.

Создание заповедников

Запрет на охоту на животных.

Вот посмотрите, сколько правил, мы составили и если каждый из нас будет их соблюдать, то животные будут в безопасности.

 

7. Экологические правила

Учитель: Посмотрите, ребята, нам в класс уже поступили жалобы от животных. От кого они? Жалоба 1.

«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые, и в темноте плохо вижу. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

- Кто это. (Сова)

Учитель: Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 2.

«Сама знаю, что не красавица. И глаза у меня большие, кожа голая. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

- А это кто? (Это жаба)

Учитель: Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Учитель: Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы помогаете другим. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

Если ты бегаешь по лесу, шумишь – ты беспокоишь животных. Многие птицы из-за этого не могут построить гнезда или покидают гнездо, в котором уже отложили яйца.

Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут – окружающую их среду.

 

8. Работа над созданием плаката.

А, теперь опираясь на правила, попробуем их создать в виде плакатов. Возьмите лист бумаги и с помощью цветных карандашей и фломастеров нарисуйте и раскрасьте свой плакат.

(Учитель вывешивает плакаты на доску).

О чем говорят эти плакаты?

 

9. Итог урока.

Учитель: Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили.

Какую же роль в природе и в жизни человека играют животные?

(Они помогают растениям расселяться и размножаться. Людям дают продукты питания и ценные меха, и просто потому, что они очень интересны и красивы.)

Теперь давайте вернёмся к нашей табличке и запишем в третью графу, что нового вы сегодня узнали. Посмотрите, все ли что хотели знать вы узнали?

Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва...

Об этом же просит и поэт М.Дудин в стихотворении «Заклинание с полюса».

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите!

 

13. Домашнее задание.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.