Устный журнал для учащихся 5–6 классов «Охранять природу — значит охранять Родину»
«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ — ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ»
Форма: Устный журнал для учащихся V - VI классов.
Цель: Развивать уважительное отношение учащихся к природе;
способствовать развитию любознательности, интереса, поиска решений;
способствовать формированию научного мировоззрения,
активизировать познавательную деятельность школьников.
Оформление: Книга-раскладушка, сделанная из больших листов ватмана, состоящая из страниц, каждая из которых имеет свое название. На больших лентах пословицы:
«Лето — припасиха, зима — прибериха».
«Много снега — много хлеба».
«Много воды — много травы».
«Весна красна цветами, а осень — снопами».
Содержание
Название страниц журнала:
«Роль природы в жизни человека»
«Из чего это сделано»
«Жизнь растений»
«Жизнь животных»
«Люби и знай природу»
1 страница «Роль природы в жизни человека»
— Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Человек не может жить без воздуха и воды, а ведь воздух и вода — часть природы? Вся наша жизнь связана с природой. Дышим мы воздухом, утоляем жажду водой. Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Человек не может жить без пищи, а пищу дают нам растения и животные. Люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для изготовления их получают в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, пушнину, грибы, ягоды.
— Почему мы часто говорим, что солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья? (Дети рассказывают о закаливании, играх на свежем воздухе, отдыхе у реки, в лесу).
— Давайте представим мир без деревьев, цветов, птиц, бабочек (детские словесные картины). Люди не будут чувствовать себя счастливыми, если не смогут любоваться красотой природы.
— А будут ли они счастливы без своих четвероногих друзей? Природа воспитывает в людях замечательное качество — доброту. Природа еще дорога людям потому, что в ней мы находим много интересного (все: от маленького жучка до Солнца) (Зачитать короткие выдержки из книг, доказывающие, как удивительна природа).
Штейнбах М. Птицы рассказывают о себе: Фотокнижка. М.: Дет. лит., 1980.
Александрова М. Самый-самый: О морских животных. М., 1976.
Снегирев Г. Край чудесный: Фотокнижка о Дальнем Востоке. М.: Дет. лит., 1978.
Граубин Г. Почему осенью листопад? М., 1985.
(Порекомендовать детям эти книги).
Охрана природы — одна из основных наших обязанностей. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушает пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и величественной громадой гор!
(Грамзапись «Голоса птиц»)
Природа богата, но ее богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими, как разумный и заботливый хозяин. (Примеры отрицательного отношения к природе: дым из трубы фабрики; загрязнение местной реки; неубранные помойные ямы).
В нашей стране принят государственный закон об охране природы. Этот закон обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботиться, чтобы природа не истощалась и еще долго служила людям, украшала им жизнь.
Ученики читают стихи:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, снежинки с небосвода.
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это.
Давайте же любить ее всегда!
2-я страница « Из чего это сделано»
Учитель демонстрирует различные предметы, сделанные из дерева (карандаш, линейка, бумага, альбом); металла (ножницы, ложка); глины (цветочный горшок, посуда); шерсти (шапочка, носки, шарф), а также продукты питания.
Учитель: Все эти предметы хорошо известны вам. Объясните, для чего они служат? Что общего у всех этих предметов? (Они сделаны руками человека).
Для изготовления этих предметов потребовался большой труд людей разных профессий, большие знания.
Из чего же изготовлены эти вещи?
(На столе лежит гербарий пшеницы и ржи, образец железной руды, сухая и влажная глина. Подобраны соответствующие иллюстрации).
Учащиеся выбирают то, из чего изготовлен показанный предмет, рассказывают о труде сталевара, хлебороба, животновода.
Учитель: Человеку нужны продукты питания, одежда, мебель, посуда. Все необходимое для изготовления дает природа. В каждую вещь вложены знания и труд людей, все это необходимо беречь.
3-я страница «Жизнь растений»
Цели: формировать представление о жизни растений, их разнообразии, об условиях, необходимых для их жизни, развивать умение ухаживать за комнатными растениями.
Учитель: Назовите растения, которые вы знаете.
(Из иллюстраций, которые надо закрепить на магнитной доске, выбирают изображение деревьев, кустарников, трав). Одни растения люди выращивают в поле, огороде, саду, цветнике, комнате. Другие — растут сами по себе в лесу, на лугу.
Учитель называет растения, бросает ученику мяч. Ученик, поймавший мяч, говорит, где растет названное растение: в лесу, в поле, на лугу и т. д.
— Посмотрите на растения, которые окружают нас. Для чего люди их выращивают? ( Дети называют известные им растения).
Учитель предлагает рассмотреть два новых растения, сообщает их названия.
Учитель: Сравните состояния комнатных растений зимой и в это время года.
— Что необходимо растениям для жизни? (Тепло).
— Деревья и кустарники зимой не погибают, а как бы засыпают. А что необходимо всем растениям? (Воздух и вода).
— Почему большинство комнатных растений мы ставим к окну? (Растениям нужен свет).
— Итак, растениям нужны воздух, тепло, свет и вода. Вот почему очень важно ухаживать за растениями, за нашими зелеными друзьями. Зимой, проветривая помещения, надо следить, чтобы холодный воздух не попадал на растения. Протирая пыль с листьев, мы помогаем им дышать. Поливая растения, обеспечиваем их водой. По-настоящему любит растения тот, кто о них заботится.
4-я страница «Жизнь животных»
Цели: формирование представления о разнообразии животного мира, об условиях, необходимых для их жизни; развитие умений ухаживать за животными.
Учитель показывает изображение животного и просит рассказать, кто это: зверь, птица, рыба, насекомое?
—Какие условия необходимы для жизни растений? Нужны ли эти условия животным? (Тепло, вода, воздух).
—Свет нужен не всем животным. Например, крот, дождевые черви всю жизнь проводят в почве, там темно, свет им не нужен. Зато всем животным необходима пища.
—Чем же питаются животные?
Одни — различными частями растений; другие — насекомыми; третьи нападают на довольно больших животных (хищники). Например, лиса ловит мышей и зайцев. Волк может напасть даже на кабана, лося.
Для домашних животных, обитателей живого уголка в любое время года человек создает необходимые условия. Если в школе имеется живой уголок, учитель знакомит детей с двумя, тремя животными, показывает простейшие приемы ухаживания за ними.
Если живого уголка нет, можно провести беседу об уходе за собакой, кошкой, другими домашними животными.
Учитель: Животные радуют людей красотой, интересами, повадками, а нередко и настоящей дружбой с человеком.
5-я страница «Люби и знай природу»
Люди обращают серьезное внимание на сохранение животных и растений в нашей стране, на правильное использование богатств природы.
Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом за тепло, любовью за любовь.
Многие поэты и писатели посвящают свои произведения природе.
Послушайте, о чем пишет поэт С. Викулов в своем стихотворении.
Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода,
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна, по имени — природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты —
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух — три ее основы.
Какая бы не грянула беда —
Все возродится снова.
Но если...
Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем, Что это «если» значит.
О, человек!
Природа-мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, ни голубых озер...
Цени ее доверие, природы!
Не обмани его! И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.
— Ребята, в нашей стране были приняты законы об охране природы, животных и воздуха. (Дети читают стихи).
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Сидит на ромашке смешная букашка,
Сидит и вздыхает она от тоски,
Никак, ну никак она не сосчитает
Ромашки беленькой лепестки.
Весь день сосчитать их бедняга не может,
Ну кто же, ну кто же бедняжке поможет?
Всем известно, что жуки
Жужжат с досады и тоски.
Но в кругу друзей жуки — чудаки и добряки.
Я дружу с одним жуком,
Я с ним третий год знаком.
Это счастье, если жук
У тебя не враг, а друг.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой...
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их, не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.
Песня: «Не дразните собак»
Учитель: Все ли знают, как называются эти растения? (кувшинка, ландыш, колокольчик).
— Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь. Мять, топтать, рвать для букетов их нельзя. Все они занесены в Красную книгу.
— И зеленый лес-великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашей помощи, в нашем внимании, в нашей заботе. Но не все, к сожалению, любят и берегут природные сокровища — лес, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей.
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла Негромкая..,
Но мы любим ее, дети,
Она ведь первою для нас была и, значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам и ржавь, и слизь зеленая,
Хвоща ростки едва пробились,
Как будто люди целью задались убить ее —
И своего добились.
- А поэту Глебу Горбовскому пришлось свое стихотворение назвать «Мертвый лес».
Пожар отклокотал и умер,
И умер лес, отзеленел...
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта — иссякла сила.
И что ни лиственница — крест.
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек, злодей! Злодей!
А ведь лесу человек обязан многим. Чем же дорог нам лес?..
Школьники читают по картинкам:
Лес — наше богатство!
Лес — воздух, влага и тень.
Лес — дом для зверей и птиц.
Лес помогает выращивать хороший урожай.
Лес — кладовая ягод, грибов и орехов.
Лес — зеленый наряд планеты.
Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.
Знаете ли вы, что...
Каждая сова уничтожает за год 100 грызунов.
Каждая мышка съедает за год 1 кг зерна, а значит, одна сова спасает за год 100 кг хлеба.
Кукушка за час съедает 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется очень много вредителей, кукушка расправляется с ними за несколько дней.
Летучие мыши очищают местность от комаров. За час съедают 160 - 170 комаров.
Долг каждого школьника — следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, чтобы не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнем в лесу.
Пусть в наших садах и лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и реках будет много рыбы. Все это наше с вами богатство!
Дети читают стихи:
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она.
Исполняют песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка».
Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса и горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина.
И охранять природу — значит охранять Родину.