Урок обществознания в 7 классе на тему «Охранять природу — значит охранять жизнь»
Тема урока: Охранять природу – значит охранять жизнь
Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №11» Губачева С.Н.
Класс: 7б
Цели урока: формирование основ экологической этики, пробуждение чувства личной ответственности перед природой за своё поведение; формировать умение работать с книгой, отвечать на вопросы, делать несложные выводы, отбирать и анализировать необходимую информацию; воспитывать интерес к предмету; коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, установлении логических связей.
Планируемые результаты:
предметные: научиться объяснять значение понятия экологическая мораль; осмысливать необходимость бережного отношения к природной среде; объяснять модели нравственного и безнравственного взаимодействия с природой;
метапредметные:
коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: умение анализировать свои поступки с точки зрения экологической морали; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Основные понятия и термины: Экосистема, экологический кризис, утилизация, экологическая мораль.
Оборудование: Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2016.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Формы: индивидуальная, фронтальная
План урока
1.Что значит относиться к природе по-человечески?
2.Тяжелые последствия безответственности.
3.Экологическая мораль
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Послушайте стихотворение Александра Городницкого.
Редеют неизменно год из года
Лесов и рощ зеленые ряды.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Природе двадцать первого столетья
Не исцелить своих смертельных ран.
Опутанный мазутовою сетью,
Бунтует, задыхаясь, океан.
За дымом не увидишь небосвода,
Из черных рек не зачерпнешь воды.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Нам никогда обратно не пробиться
Из окруженья. В поздний этот час
Мы спим беспечно, как самоубийца,
На пыльной кухне отворивший газ.
Вопросы к классу
— О чем это стихотворение?
Какие уроки из него можно извлечь?
(Ответы учеников.)
Мы, люди начала XXI в., почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Мы не задумываемся, чем они могут обернуться для последующих поколений.
Актуализация знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.
1. Установите соответствие между понятием и его определением.
Определение |
Понятие |
1. Биосфера 2. Невосполнимые ресурсы, т. е. те, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца 3. Городской воздух, загрязненный промышленными и бытовыми отходами 4. Нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать 5. Ресурсы, которые со временем восстанавливаются |
A. Великое экологическое правило Б. Исчерпаемые ресурсы B. Живая оболочка Земли Г. Неисчерпаемые ресурсы Д. Смог |
Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
4 |
2 |
1 |
5 |
3 |
2. Подберите три-четыре однокоренных слова к существительному «природа». Попытайтесь объяснить, какой смысл объединяет все эти слова.
3. Среднестатистический москвич в 1890 г. расходовал в сутки 11л воды, в 1914 г. — 66 л, в 1959 г. — 500 л, в 1995 г. — более 650 л. В настоящее время жителю столицы требуется около 250 л воды в день. Жители Лондона и Парижа расходуют от 100 до 150 л воды в день.
— Почему потребление воды жителями столицы так изменилось?
— Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
4. Загрязнения, появившиеся в результате деятельности человека:
а) облако вулканического пепла;
б) свалка промышленных отходов;
в) упавший на землю фрагмент метеорита;
г) смог в центре населенного пункта;
д) нефтяное пятно в Средиземном море.
5. Предположите, почему книга исчезающих видов растений и животных называется Красной. Свой ответ обоснуйте.
6. Объясните смысл высказывания известного индийского мыслителя и общественного деятеля Махатмы Ганди: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».
(Проверка выполнения заданий.)
Тема урока: «Охранять природу — значит охранять жизнь».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)
Изучение нового материала
Мне хотелось бы начать свой урок с небольшого вступления.
-Наша планета – третья планета Солнечной системы, такая маленькая если смотреть на нее с космоса, и в то же время такая большая.
Если объехать кругом земной шар, нужно будет проделать путь в 40 тыс. км, а если идти пешком со скоростью 30 км/день, путь займет 4 года.
Девизом нашего урока я взял следующие слова: «Пора бы человечеству понять, богатства у природы отбирая, что Землю тоже нужно охранять, она такая же как мы, живая»
-Человечество прошло длинный путь, и изначально человек был частью природы, но, по мере развития, человечество выделилось из природы, создав искусственную среду обитания, но при этом сохранив с ней тесную связь!
-Ребята, какие ассоциации у вас вызывает понятие «природа»?
-Отлично, давайте составим небольшой наглядный кластер – (ученики работают в рабочих листах)
На интерактивной доске –по центру – ПРИРОДА.
Выходят ученики и дописывают, что такое природа.
После того, как ученики написали слова, вкладываемые в понятие «природа», я располагаю рядом – В СТОРОНЕ И ЧУТЬ ВЫШЕ ПЛАНЕТЫ – фигурку человека.
И вопрос классу – РЕБЯТА, ВЫ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕКА Я РАСПОЛОЖИЛА В СТОРОНЕ ОТ ПРИРОДЫ?
- Как вы думаете, почему ?
-Давайте вспомним определение общества.
- Почему человек не разорвал полностью связь с природой? Приведите примеры.
-Итак, мы с вами пришли к выводу, что природа и человек – единое целое, природа дает человеку все необходимое для существования.
Есть такая наука – экология, в переводе с греческого – наука о доме.
ВОЗВРАЩАЕМСЯ К КЛАСТЕРУ – РИСУЕМ красную СТРЕЛКУ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ПРИРОДОЙ. – таким образом, ребята, человек СОЗДАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ!!!
-А КАКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВАМ ИЗВЕСТНЫ?
- Я предлагаю вам вспомнить материал прошлого урока.
Задание 1. Определите способ загрязнения природы.
Оболочка Земли
Способ загрязнения
АТМОСФЕРА
ГИДРОСФЕРА
ЛИТОСФЕРА
БИОСФЕРА
Естественное Загрязнение Бытовые отходы Отходы промышленности
Деятельность человека
-ХОРОШО, РЕБЯТА, РАЗ ВЫ ЗНАЕТЕ ПРОБЛЕМЫ, ТО ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ?
В мире природы, где все взаимосвязано, исчезновение любого вида равнозначно смерти нескольких других. Разрыв единой биологической цепи в конечном итоге неизбежно отразится и на человеке.
ЭКОСИСТЕМА — это функциональное единство живых организмов и среды их обитания.
Задание 1. Опираясь на свои знания и наблюдения, составь свою логическую схему, показывающую последствия уничтожения одного конкретного вида растений или животных.
Задание 2. На основе составленной схемы объясни смысл названия темы.
Отметь знаком «+» те положения, которые раскрывают её смысл:
а) человек абсолютно зависим от природы;
б) человек является биологическим, т. е. природным, организмом;
в) созданная человеком искусственная среда никогда не заменит природу;
г) именно в природе человек черпает пищу, воду, тепло, свет, необходимые для выживания;
д) природа живая, она развивается, а человек легко может ее уничтожить.
Работа с учебником.
Обсуждение рассказа о жизни семьи учёных-биологов Пажитновых по вопросам.
ВОПРОСЫ:
Семья Пажитновых. Кто они такие?
Где живёт семья Пажитновых?
Как ведут себя на природе?
Где работают Пажитновы?
Чем занимаются Пажитновы?
Почему Пажитновы ведут такой образ жизни?
Постарайтесь объяснить, что же побуждает учёных вести столь непростой образ жизни.
В ходе поиска наиболее точного ответа учитель помогает учащимся подойти к мысли о том, что учёные руководствуются тем глубоким внутренним, моральным чувством, которое называется ответственностью.
Ответственность – это обязанность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.
Учащиеся записывают определение термина в тетрадь.
Задание 3. Прочитайте материал учебника на стр. 133 и попробуйте нарисовать словесный портрет ответственного человека.
Для закрепления материала можно спросить у учеников, видят ли они проявление названных черт в деятельности учёных Пажитновых.
Что значит относиться к природе по-человечески?
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ к природе – это ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ!
2. К чему приводит безответственность.
Просмотр мультфильма «Человек и природа».
Можно ли назвать данное отношение к природе «человеческим»?
Задание 4. Из предложенного списка человеческих качеств выбери те, которые свойственны человеку безответственному:
а) честность;
б) любовь ко всему красивому;
в) бездумье;
г) бездушие;
д) щедрость;
е) предательство;
ж) доброта;
з) общительность;
и) трудолюбие;
к) надежность;
л) безжалостность.
-Все названные учениками черты также фиксируются на доске, а затем для сравнения вслух зачитывается фрагмент параграфа, в котором даётся портрет безответственного человека. Неважно, если прямого совпадения не будет. Учитель отметит, что тексты дополняют друг друга и делают портрет точнее и ярче.
К чему может привести безответственное поведение?
2.Тяжелые последствия безответственности:
Человечество – это своеобразная болезнь планеты, вызывающая появление на теле земли глубоких язв и разных наростов. Это слова Владимира Солоухина. Прав ли он? Давайте посмотрим несколько слайдов и сделаем вывод.
Авария на Чернобыльской АЭС. В результате катастрофы был нанесен огромный вред окружающей среде – территория на десятки лет превратилась в мертвую зону. Последствия этой аварии до сих пор дают о себе знать.
Знаменитое Сакское озеро, из глубин которого добывают уникальную грязь, способную поставить на ноги тысячи больных людей, в 1893 году разделили дамбами и перемычками на две части: одна «лечила» людей, другая – «производила» соду. Разделение озера привело к образованию в нем нескольких изолированных водоемов, нарушив естественные условия его существования.
За год в атмосферу Земли выбрасывается около 5 млрд т углекислого газа. В результате появляются озоновые дыры – над Антарктидой, Арктикой, Европой. Кислорода становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, выбрасываемых предприятиями черной металлургии и химической промышленности все больше.
Каждый год в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека во многих реках купаться нельзя.
Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее существование человечества. Для животных лес – родной дом. А значит, из-за вырубки лесов животные обречены на гибель.
Ребята, мы с вами выяснили, что человек ОКАЗЫВАЯ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ – СОЗДАЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, ИМЕННО ОТ НЕГО, Т.Е. ОТ ЧЕЛОВЕКА, ЗАВИСИТ БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ, ПОТОМУ ЧТО В ЕГО РУКАХ РАЗРЕШЕНИЕ ЭТИХ ПРОБЛЕМ.
Еще Петр первый обратил на это внимание.
А 2017год – год экологии в России.
Ребята, есть такое понятие «экологическая мораль».
Физкультминутка.
3. Экологическая мораль.
Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 136-137 и заполните схему.
Сущность: Как Вы думаете, каким должно быть отношение к природе?
Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 138 и запишите три главных правила экологической морали.
Ребята, мы продолжаем с вами обсуждать тему: «Охранять природу - значит охранять жизнь».
Работа в группах.
1 группа - Ролевая игра.
1) Представьте ситуацию: вы отдыхаете в лесу. Рядом с вами группа школьников собирает огромные букеты цветов, разбивает бутылки, оставляет за собой много мусора. Вам предлагается распределить роли между собой и обыграть сценку.
2) У вас было любимое место отдыха на речке, куда вы с семьей выезжали отдыхать. Долгое время вас не было там. Приехав туда, вы увидели мусор… Ваши действия.
3) Лес привлекает нас в разные времена года. Ежедневно туда отправляются тысячи людей, большинство из которых редко задумываются над тем, что приносит такое общение природе. Подумай, как отражается бездушное отношение отдыхающих на состоянии:
- почвы
- растений
- насекомых
-птиц
- животных.
Учитель: Какое отношение людей к природе вы знаете? Какое отношение детей к природе вы увидели в сценках? Опираясь на свой жизненный опыт, приведите примеры. Почему проблема защиты природы важна сегодня? Что означает охранять природу?
Ученик: Охранять природу - определенная деятельность людей, нацеленная на сохранение, разумное использование, воспроизводство природных ресурсов.
-Всегда ли граждане сознательны в вопросе охраны окружающей среды? Приведите примеры из своей жизни.
-Необходима ли государственная поддержка в этом?
2 группа - «Как закон защищает природу?».
-Какие законы защищают природу?
-Что является основным законом РФ?
-Когда была принята Конституция РФ?
-Какие обязанности имеют граждане России?
(Учитель организует работу группы с текстами раздаточного материала (См. Приложение I).
-Прочитайте фрагменты из Конституции РФ и закона «Об охране окружающей среды» и найдите ответы на вопросы:
-Какие права и обязанности граждан РФ зафиксированы в законодательстве?
- Какие наказания устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе?
-Что могут делать общественные организации и граждане для охраны природы?
Учитель: Статья 9. Почему в главном законе нашего государства – Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории? Докажите, что земля и другие природные ресурсы – основа жизни человека.
Статья 42. «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Статья 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Как ты понимаешь свою роль в выполнении этой обязанности?
3 группа - Какие объекты охраняются?
Организует работу с картой в учебнике на с. 144 – 145
-Какие объекты обозначены на карте?
-Какие виды заповедников существуют?
-В какой части территории РФ больше всего заповедников и национальных парков? Предположите, почему.
-Что такое национальные парки и заповедники? Для чего они созданы?
-Какие заповедники и национальные парки располагаются на территории нашей области?
-С какой целью они созданы?
-Дополним эти сведения с помощью Интернета.
Учитель организует поиск информации в Интернете (если такая форма работы невозможна, заменить её могут сообщения, проекты, презентации и пр., подготовленные детьми заранее, индивидуальные и групповые).
Отчет групп.
Учитель: Что же может сделать гражданин для защиты природы? (мини-выступление экологической агитбригады)
Ученик: Выполнять важнейшую обязанность гражданина - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Охранять природу - значит охранять Родину.
1-й ученик. Мы сумели подняться на целую ступень выше зверей и птиц. Мы воспитали в себе человеческие чувства: душевную отзывчивость, сознание своей ответственности перед другими, готовность прийти на выручку.
2-й ученик. Люди, берегите добро в своём сердце! Не дайте злу взять верх над добром, загубить его. Помните: от того, куда приведет эта борьба, зависит не только чья-то жизнь, но и ваша судьба.
3-й ученик. Мне кажется, если человек хоть раз от души сделал добро незнакомому человеку или животному, — это уже человек. «Доброта есть исполнение нравственной силы», — утверждал Л.Толстой. Значит, доброта — средство совершенствования человека, это оружие, страхующее нас от грядущих бед, гарантия процветания всей планеты.
4-й ученик. Человек берет уже два процента естественной биологической продукции планеты! Немного? Но как берет! Ведь при этом он подрывает воспроизводящие силы природы. Да, от нас с вами пока мало что зависит. Но ведь и мы порой решаем вопрос: пожалеть, к примеру, лягушку или, растоптав ее, спокойно пойти дальше? Лягушка мыслить не умеет... Что о ней беспокоиться!
5-й ученик. У каждого живого существа есть свое законное место в биосфере. Истребите ту же лягушку — и биосфера будет больна. Так же точно, как заболел бы каждый из нас, если бы у него в крови пропали какие-нибудь ферменты. С этой точки зрения вообще любая тварь ценна точно так же, как и человек. Такова жизнь, человек не может отменить ее законы — так он отменил бы самого себя...
6-й ученик. Смотрю на глобус- шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги.
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники
Ты береги нас, береги.
Закрепление изученного материала
Задание 1. Дайте определение понятиям.
1. Экосистема – это ____________________________________________________________________
2. Ответственность – это ________________________________________________________________
3. Ответственный человек – это __________________________________________________________
Итог урока.
-Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
-Мы ее достигли?
-Какие сложности вы испытывали на уроке?
Рефлексия
И в заключении я хочу, чтобы вы оценили свое участие на уроке
- кто считает, что был сегодня активным участником урока?
- а кто был простым слушателем?
- И В ЗАВЕРШЕНИЕ, я хотела бы привести слова философа Норберта Винера
«Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя»
Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
Домашнее задание.
Пар.16-17, вопросы
Придумай и нарисуй специальные знаки, которые помогли бы понять возможные тяжелые последствия легкомысленного поведения в лесу.