Особенности адаптации дошкольников в разновозрастной группе детского сада

2
0
Материал опубликован 24 January 2017

Доклад на тему «Особенности адаптации дошкольников в разновозрастной группе детского сада».

Юдина Наталья Андреевна

II квал. категория, воспитатель

НОУ №64 ОАО «РЖД»

п. Васильево-Петровский

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, проблема адаптации детей.

Проблемы адаптации детей раскрываются в трудах А.А.Леонтьева,

С.Л. Рубинштейна, А.П.Усовой, Д. Б. Эльконина и д.р.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических особенностей ребенка, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния! Стресс это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.


 

Выделяется три особенности адаптации.


 

1 особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии срыва. Динамического стереотипа. В период адаптации эти стереотипы меняются.


 

2особннность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма.


 

3особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные механизмы ослабевают. И чаще всего, пребывая в ДОУ на 5-7 сутки ребенок заболевает.


 

Адаптационный период можно разделить на несколько этапов.


 

1этап подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад.

Задачи этого этапа- сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, приучать есть всевозможные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и многое другое. Необходимо обратить внимание на режим дня ребенка. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена - это, безусловно, дополнительный стресс. Родителям советуем заранее узнать режим детского сада и начинать его постепенно вводить дома, адаптировать к нему ребенка. Так же необходимо обратить внимание на навыки самообслуживания и самостоятельности. Ребенок умеющий есть, раздеваться. одеваться не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых.

Так же стоит выяснить у родителей, каков способ кормление и засыпания ребенка.


 

2этап – основной. Главная задача данного этапа- создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и постараться установить с воспитателями доброжелательные отношения. Следует открыто и подробно рассказать воспитателю об особенностях ребенка: что он любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома.

Важно отметить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребность общения со сверстниками, она пока не сформировалось. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Попадая в разновозрастную группу, ребенок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети выполняют поручения воспитателя, занимаются, играют - то значит, и он сам может этого достичь сейчас, или когда чуть- чуть подрастет. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие – например: интересуется более сложными вопросами.

Мария Монтессори пишет: «Занятия старшего близки возможностям младшего, что усиливает его интерес». Старшие, объясняя что-то младшим, иногда и сами лучше поймут суть излагаемого, а кроме того, потренируются доносить свои мысли, развивая при этом речь, терпение, умение объяснять.

Так же необходимо отметить, что в разновозрастной группе легче проходит адаптация детей к детскому саду. Ребенок не попадает в общество рыдающих детей, каждый из которых хочет домой к маме. Напротив, он видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке. Постоянные контакты ребенка с разновозрастными партнерами полезны для формирования полноценного опыта общения, открывают дополнительные возможности его развития путем взаимообучения при взаимодействии старших детей с младшими.

Такая форма организации детского коллектива: разновозрастной группы в повседневной жизни, гомогенные группы на занятиях, весь детский коллектив на прогулках и праздниках- является хорошей социальной школой.

В разновозрастной группе детского сада особую роль играет принцип ролевого участия. Так как старшие дети снимают с воспитателя различные функции с успехом выполняют. При этом достигаются многие цели воспитания и развития: ребенок становиться субъектом своей деятельности, и не только объектом воздействия взрослого, так как он сам в границах своих полномочий определить цели и способы осуществления своих обязанностей.

Исполнение ролевых обязанностей требуется ответственности и одновременно формирует эту ответственность. Важнейшей задачей воспитания ребенка в ДОУ является формирование у него ответственности как качество личности.

 

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.


 

Легкая степень адаптации: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов с детьми и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не больше одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнении. Вес без изменений.


 

Средняя степень адаптации: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно- психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.


 

Тяжелая степень адаптации: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показывают, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. У нас таких случаев с тяжелой адаптации не наблюдалось. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Как будет протекать период адаптации ребенка, во многом зависит от того, сумеет ли воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжения, согласовать методику проведения режимного процесса с семьей. Для оптимизации процесса адаптации мы используем следующее:

- взаимодействие с родителями; на основании пункта 4.5 договора между НОУ и родителями воспитанника, родитель имеет право находиться с ребенком в группе детского сада в период адаптации. В зависимости от степени адаптации ребенка этот период может длиться от 1до 10 дней. Родители находятся в группе и взаимодействуют с детьми и воспитателем для того чтобы реально оценить достижения и умения своего ребенка тем возрастным критериям которые требуют программа развития. И в зависимости от результата формируется индивидуальный план работы с семьей, для успешной адаптации ребенка в группе детского сада. Упор уделяется на проблемные вопросы например ( режим, питание, сон, разлука с мамой, общение со сверстниками).

- анкетирование: например, с целью лучше узнать особенности и желания вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.

-наблюдение за ребенком; в период адаптации, воспитатель при приеме ребенка обращает внимание на его настроение. В процессе утренней гимнастики смотрит на реакцию ребенка, сформированные навыки (повторение движений за воспитателем). Во время приема пищи обращает на сформировавшиеся навыки (умение самостоятельно держать ложку, кружку, аккуратности за столом и культуре)

В самостоятельной деятельности: как умеет ребенок играть, находить общий контакт с другими детьми, умение самостоятельно организовать свой досуг. Анализируя полученные результаты наблюдения воспитатель устанавливает индивидуальный план работы с конкретным ребенком, для успешного адаптационного процесса.

-развивающие игры:

-развивают зрительное и слуховое внимание, например:

игра «Дотронься до носа» дает представление строения своего тела; ребенок приобретает навыки слухового восприятия.

Игра «Покажи у зайки» зрительное восприятия. Ребенок узнает изображение частей тела на картинке;

-игры, развивающие речевую активность ребенка.

Игра «Кто за дверью?» развивает воображение; ребенок приобретает навыки активной речи.

В процессе адаптации ребенка в нашем дошкольном учреждении, воспитатель использует элементы телесной терапии (берет ребенка на руки, обнимает его, поглаживает.)

-предлагает ребенку засыпать с его любимой игрушкой;

-рассказывает сказки, поет колыбельные перед сном;

После дневного сна ребенка в период адаптации с целью создания условий успешного пробуждения и бодрствования, воспитатель использует потешки. Например: котик серенький присел

На печурочке

И тихонечко запел

Песенку Юрочке:

-Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

Свои слова воспитатель сопровождает действиями и обыгрыванием игрушкой. Ребенок чувствует внимание, заботу воспитателя идет на контакт и вливается в детский коллектив после пробуждения.

-использует игровые методы взаимодействия с ребенком.

Например: игра «Ляля»-ребенок учится различать детали; узнавать изображение на картинке.

игра «Умывай-ка» - ребенок узнает части тела на предметной картинке; соотносит их с частями собственного тела.

игра «Кто там за дверью»-развивает воображение ребенка; ребенок приобретает навыки активной речи.

игра «Ложки разговаривают» пробуждается интерес к творческому началу; развивает воображение; ребенок приобретает навыки активной речи.

Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением ребенка в листе адаптации до тех пор, пока не нормализуется его поведение. Если ребенок заболевает, это тоже отмечается в листе адаптации, и по возвращении ребенка в дошкольное учреждение воспитатель проводит наблюдения за его поведением в течение трех дней. Важно провести анализ течения процесса адаптации в группе. Для этой цели надо проанализировать, какова была готовность ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждения и как протекало привыкание под наблюдением воспитателей и мед. сестры.

Так же, питанию детей уделяется большое внимание. В нашем дошкольном учреждении функционирует одна разновозрастная группа: дети посещают от 1до 7 лет ( на данный момент в группе )

от1года до 2 лет-1ребенок

от 2лет до 3лет- 2ребенка

от3лет до 4 лет- 3ребенка

от4лет до 5лет- 3ребенка

от 5лет до 6 лет- 4 ребенка

от 6лет до 7лет – 3 ребенка

Медицинский работник разрабатывает меню так, чтобы оно было рациональным, универсальным для всех возрастов. Безусловно, дети раннего возраста в первые дни адаптации находятся в стрессовом состоянии, следствие чего частые заболевания, в том числе простудные. Поэтому мед. сестра ведет консультирует родителей о профилактике заболеваний и стрессовой устойчивости всей семьи.

Но самое главное условие успешной адаптации, не сколько ребенка, сколько всей семьи- это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад. Важная форма адаптации семьи - экскурсия по детскому саду: знакомство родителей с персоналом ДОУ, с детьми группы, в которую пойдет их малыш. Экскурсовод заместитель директора по учебно- воспитательной работы расскажет о режиме дня и правилах поведения в детском дошкольном учреждении. Ответит на все вопросы родителей.

Экскурсия проходит по всем основным помещениям и в том числе крыле начальной школы, чтобы создать целостное впечатление не только о дошкольном блоке, но и дальнейшем пребывании их ребенка в начальной школе. Многие мероприятия в нашем учреждении проводятся совместно – дошкольники и учащиеся начальных классов. Так же родители знакомятся с другими педагогами, которые будут обучать их ребенка - с социальным педагогом, музыкальным руководителем, учителем английского языка; и другими причастными сотрудниками – поваром, мед. сестрой. В группе родители знакомятся с воспитателем и его помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребенок, туалет, приемную. Это важный момент в работе с семьей. Мама сможет сама убедиться в том, что малышу будет комфортно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и весело в детском саду. Хорошо, если удастся привлечь маму к работе с детьми: она может помочь одеть их на прогулку, поиграть с ними, прибрать вместе с ними игрушки и т.п. Такая деятельность сближает маму с воспитателем, помогает понять его должностные обязанности, ближе познакомить с детьми. На прогулке продолжается адаптация ребенка и мамы. Прогулка обычно не вызывает у ребенка тревоги ( у него уже есть опыт игры с детьми во дворе), поэтому он с удовольствием общается с детьми. Мама в этот момент не должна безучастно наблюдать за группой; можно научить ее нескольким подвижным играм, обратить внимание на то, как строит ребенок свои отношения с другими детьми.

Адаптация ребенка к детскому саду- это адаптация в первую очередь семьи. Если родители будут доверять работникам детского сада, адаптация ребенка пройдет быстрее и легче.

Опыт работы подсказывает, что такая организация адаптационного периода позволяет дошкольникам быстрее привыкнуть к условиям дошкольного учреждения, наладить положительные взаимоотношения с воспитателями и сверстниками, создает благоприятные условия для развития и воспитания дошкольников.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации