Организация и проведение проектной деятельности в разновозрастной группе детского сада
Организация и проведение проектной деятельности в разновозрастной группе детского сада.
Коваленко Надежда Павловна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области» (МБДОУ д/с «Ромашка»)
Воспитатель.
Организация и проведение проектной деятельности в разновозрастной группе детского сада.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Но самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.
Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательных и творческих способностей, является метод проектной деятельности. Основываясь на гуманистическом подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, помогает наиболее полно раскрыть и реализовать способности детей.
Способствует развитию самостоятельности мышления, помогает ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей.
Сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
Типы проектной деятельности.
Выделяют три основных вида деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную - каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Проектная деятельность может вестись по нескольким направлениям.
В форме непосредственной образовательной деятельности.
Во время занятий: внимательно выслушать ответы и предложения детей; если они не отвечают, то не настаивать. Дать детям возможность самим поиграть с персонажем из произведения, спросить, у кого получилось, похоже, и почему.
В форме игры.
Постоянное включение театрализованных игр в педагогический процесс.
Содержание и разнообразие тематики.
Сотрудничество детей и взрослых, как при организации игры, так и во время.
Все игры и упражнения должны быть подобраны в сочетании с движениями, речью и мимикой, пантомимой.
В форме педагогических ситуаций.
«Погружение в сказку».
Совместное чтение и анализ сказок.
Проигрывание отрывков из сказки.
Режиссёрская игра (со строительным и дидактическим материалом).
Рисование.
Словесные, настольные и подвижные игры.
Я хочу поделиться своим опытом использования проектной деятельности в работе разновозрастной группы детей от 3 до 5 лет. Работа педагога в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определённые требования. Самая главная особенность организации работы в разновозрастной группе – это приобретённая важность индивидуального подхода к каждому ребёнку. Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель решает много сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботиться о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. Однако, эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: малыши обучаются гораздо быстрее, подражая во всём старшим детям, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим.
Старшие дошкольники служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность, совершенствуются навыки коллективных взаимоотношений. Большие и маленькие не соперничают между собой.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. Я не удаляю детей из группы, при организации подгрупповых занятий. Во-первых: нет такой возможности. Во-вторых: дети, которые не участвуют в занятии, становятся более дисциплинированными, а также невольно заинтересованными в том, что делают старшие, они становятся слушателями и хоть что-то, но запомнят для себя.
При проведении таких занятий взрослому необходимо держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, а также уловить настроение каждого ребёнка и его заинтересованность в данном конкретном занятии, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Для 3-4 летних детей проводится занятие 15-20 минут. Чем занимаются в это время старшие дети? Если занятие подразумевает работу за столом (рисование, лепка, аппликация и т.д.), то для них организуется деятельность по выбору: рисование, самостоятельное конструирование из кубиков и т.д. Во время занятий, дети старшего возраста (4-5 лет) могут помочь младшим. И делают это с желанием.
После завершения работы с детьми младшего возраста, организуется перерыв для детей всей группы. После перерыва начинается занятие со старшими детьми. Теперь уже для детей младшего возраста организуется деятельность по выбору. Дети младшего возраста наблюдают за занятиями.
Для обеспечения активности и работоспособности всех детей стараюсь избегать длинных бесед, многословных объяснений, находить правильные темп и ритм любой деятельности. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.
Большое внимание на детей оказывает личный пример педагога. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта и мастерства, требует большого такта и мастерства, огромных знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Воспитатель должен понимать каждого ребенка, знать его интересы и потребности. Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не только по личностным качествам, но и, по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном, руководстве и участии взрослого. В условиях разновозрастной группы изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений с взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.
Реализуя взаимодействие детей, мы утвердили следующие правила:
Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе.
Младшие не мешают старшим работать и играть.
Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии, что они не мешают старшим детям.
Хотелось бы подробнее рассказать о долгосрочном исследовательско-творческом проекте «Времена года», первой частью проекта «Осень разноцветная». Срок реализации проекта: сентябрь-ноябрь.
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. Учитывая, что представления детей четвёртого-пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.
Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Осень разноцветная". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.
Цель проекта: дать детям представление об осени, о том, как звучит осень в музыке и как её изображают художники.
Задачи проекта:
- работать над формированием следующих понятий – ранняя осень, золотая, поздняя;
- учить детей видеть красоту природы;
- познакомить с картиной известного художника И.И. Левитана «Золотая осень»;
- познакомить с музыкальным произведением Вивальди «Времена года. Осень ;
- закреплять знания о признаках этого времени года;
- закреплять знания о деревьях, фруктах, овощах;
- познакомить с названием осенних месяцев;
- выучить стихи об осени;
- развивать любознательность, воображение, речь, чувство прекрасного.
Предполагаемый результат:
осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
совершенствование экологической среды группы;
вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
оформление картотеки наблюдений;
конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
праздник Осени;
ведение детьми дневника наблюдений.
План - схема осуществления проекта "Осень разноцветная"
(разновозрастная группа – 3-5 лет).
Образовательные области программы | Виды детской деятельности. |
Познание | Беседы об осени. Д\и «Мамы и детеныши», «Когда это бывает», Задания на сравнения. Описание природы в сентябре – октябре – ноябре. Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью». Составление альбома «Времена года». Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья», п\и «Тучи дождевые. |
Коммуникация | Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке». Рассматривание сюжетных картин. Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист». Игры «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно». Комплекс упражнений: «Деревья» Игра лабиринт «Куда упали листья». Беседа по вопросам о времени года - осень |
Чтение художественной литературы | Пословицы , загадки, поговорки, потешки. Чтение и заучивание стихотворений об осени. Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи». Чтение сказки «Осень на пороге» Н.Сладкова, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г.Снигерев. |
Художественное творчество | Рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая осень». Тематическое занятие «Дары осени». (С элементами лепки.) Рисование «Яблоки на яблоне» Лепка «Веточки рябины». Рисование «Золотая осень» Создание коллажа из осенних листьев. |
Социализация | Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Игры – драмматизации по произведениям «Репка». Игра «Что нам осень принесла». Д\и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты». П\и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок». |
Труд | «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке. |
Музыка | Слушание: Времена года в музыке. Вивальди «Осень» «Времена года». «Осень». Чайковского. Разучивание песен об осени. Интеграция образовательных областей «Прогулка в осенний лес» Развлечение «Осень разноцветная» НОД «Осенняя сказка» |
2 этап проекта «Времена года» - «Осень разноцветная». Практический этап - реализация комплексного проекта "Осень разноцветная" с участниками проекта. В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты, экологические задачи.
В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом. Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к кустику беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству сделать четыре дерева на разное время года. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.
3 этап проекта «Времена года» - «Осень разноцветная». Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкрето-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с растительным и животным миром, особенностями наступления осени. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.
Выводы:
Проект помог детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской деятельности и природоохранной активно – нравственной позиции.
Для развития познавательной активности детей использованы серия опытов и экспериментов для решения различных исследовательских задач. Все опыты, эксперименты и наблюдения зафиксированы в дневниках наблюдений.
Использование художественного творчества позволило приобщить к изобразительному искусству, музыке. Продуктивная, театральная деятельности, пение способствовали развитию у детей воображения, формированию творческого образного мышления, развитию мелкой моторики.
В процессе проекта формировались умения детей отвечать на вопросы, связанные с изменениями в природе.
Обобщающими мероприятиями по каждому блоку были: оформление выставки поделок из овощей «Дары Осени», фотовыставка «Как мы приметы осени искали».
осенний праздник для детей средней группы.
В конце проекта у детей появился интерес к явлениям, происходящим в природе, их взаимосвязи. Дети поняли, что природа это целостный организм, где с изменением одного компонента, происходят изменения и в других. Теперь они не просто выходили на улицу погулять, поиграть – каждый день они замечали какие – то новые изменения, происходящие на участке или по дороге в сад
Вся эта работа помогла нам разнообразить познавательный процесс с детьми. Различные задания доставили удовольствие не только детям, но и родителям. Что позволило ещё больше активизировать родителей к принятию участия в жизнедеятельности группы, сблизить родителей с педагогами дошкольного учреждения. Чаще принимать участие в творческой деятельности детей в домашней обстановке. Вследствие этой работы, считаем все поставленные задачи выполненными.
Нами принято решение продолжать работу в этом направлении. В дальнейшем мы намерены разработать проекты по всем временам года, с привлечением родителей.
В настоящее время проектная деятельность является одной из эффективных форм воспитательно – образовательной работы с детьми в ДОУ. Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.