12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72113
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Оричевская средняя общеобразовательная школа

пгт Оричи

Природоохранный практический проект

«Парад цветов»

( Долгосрочный не реализованный)

Выполнила: Попцова Юля

ученица 7б класс:

Руководители : Сергеева В.А.

Панагушина Е.А.

Попцова Т.Л..

2014 год.

Содержание

Введение.

.

Целесообразность проекта

Методики по выполнению проекта

Действия по реализации проекта

Технические и финансовые резервы

Перспективы.

Социологический опрос

Литература

Приложения

1. Выбор оформления цветочных клумб

2. Особенности выращивания  цветочных      растений .

3. Список выращиваемых растений

4. Исследование « Определение структуры и состава почвы»

5. Влияние сочетания цветовой гаммы на человека

6. Эскиз предполагаемой клумбы

 

Введение.

«Если бы каждый человек

на клочке земли сделал всё,

что он может, как прекрасна

была бы Земля наша»

А.П.Чехов.


Родители приводят своих детей в школу, большое значение имеет внешний вид образовательного учреждения, и окружающая его территория, поэтому она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий

Экологическая обстановка влияет на здоровье учащихся и организм в целом. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет огромное значение вопросах экологического воспитания школьников.

 

Цель. Создание клумбы непрерывного цветения на территории пришкольного участка.
 

Задачи проекта:

1.Изучить состояние пришкольной территории

2.Изучить литературу по созданию пришкольного участка

3.Подобрать цветы в соответствии с освещённостью и периодом цветения

4.Исследовать состав почвы

5.Разработать анкеты, провести опрос по проблеме.

6.Разработать ландшафтный дизайн участка с привлечением учителей и родителей.

7. Определить пути решения проблемы

8.Объявить «Акцию добровольцев» по подготовки площадок для озеленения и посадки цветов на пришкольной территории.

9.Создать рабочие группы:

(Кто чем будет заниматься)

5-7классы- подготовка клумб для посадки,

8-9классы-выращивание рассады

10-11класс- высаживание рассады на клумбы

Администрация- обеспечение семенами и инвентарём

Педагоги- организация и контроль выполнения работы

Родители- оказание помощи посадочным материалом

10.Вырастить посадочный материал

11. Организовать работу групп.

12. Проанализировать результаты реализации проекта, подвести итоги.

Сроки реализации проекта.

Проект долгосрочный

Сентябрь 2013—сентябрь 2015 года.

 Целесообразность проекта

Основными параметрами осуществления данного проекта являются:

Целесообразность с экологической точки зрения;

Исполнение с привлечением родителей.

Материальные затраты

Эстетичность исполнения

Воспитательная ценность: нравственное, эстетическое, трудовое воспитанию школьников.

Получение опыта эмоционального чувства переживания школьников от непосредственного взаимодействия с природой,

личной ответственности за состояний окружающей среды.

Развитие творческих способностей школьников через реализацию социально значимой деятельности - благоустройство пришкольной территории

Проблема: создать клумбу непрерывного цветения с учётом особенностей освещения территории, характера состава почвы и в благоприятной цветовой гамме для восприятия

Гипотеза.

Если правильно подобрать растения с учетом биотических и абиотических факторов, то участок будет цвести непрерывно и красиво выглядеть весь вегетационный период.

Объект исследования – клумба пришкольного участка.

Предмет исследования – состав почвы и виды цветов, которые планируем выращивать на клумбе

Методики.

Изучение цветковых растений

Подборка цветовой гаммы различных видов цветов

Определения структуры и состава почв

Составление схемы клумбы

 Основные этапы проекта

            1. Разработка природоохранного проекта

(подготовительный сентябрь-декабрь 2013 г.)

            1. Практическая реализация

(организационный этап - март- 2014 г.-сентябрь2015г.)

            1. Подведение итогов работы

(контрольно-оценочный этап –октябрь- декабрь 2015 г.)

План основных мероприятий проекта

Создание клумбы непрерывного цветения «Парад цветов»

на пришкольной территории

Этапы работы

1.Подготовительный этап

1. Сбор и обработка информации (определение размера участка под клумбу, выбор конкретных растений для клумбы)

2.Определение цели и задач проекта

3.Организация творческих групп, работающих по теме проекта

4. Подготовка территории к благоустройству и озеленению.

5. Составление эскиза клумбы с учётом цветовой гаммы.

6. Составление сметы расходов на выполнение работ по реализации проекта.

7. Организация работы экологического отряда.

8.Проведение конкурса эскизов на лучшую клумбу школы.

9.Проведение социологического опроса (март-апрель)

10. Определение структуры и состава почвы.


2.Практический этап

1.Выращивание рассады.

2.Весенняя обработка почвы (апрель)

3.Оформление клумбы и посадка растений.

4.Уход за растениями.

5.Сбор семян.

6.Осенняя обработка почвы (октябрь)


3.Подведение итогов.

1.Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2.Оформление отчета по проведенному проекту (сентябрь – октябрь)

3.Подведение итогов.


 

Действия по реализации проекта

Название этапа и сроки выполнения

Вид деятельности

Участники и исполнители

Подготовительный этап

Разработка природоохранного проекта.

Сентябрь 2013г.

Изучение литературы по созданию клумб непрерывного цветения.

Приложение №1

Заготовка почвогрунта для рассады.

Учителя: Сергеева В.А.

Попцова Т.Л.

Октябрь 2013г.

Изучение видового разнообразия цветов и особенности растений для произрастания на клумбе с солнечной стороны здания.

Учитель ПопцоваТ.Л.

Учащиеся 7 класса.

Составление перечня необходимых видов цветочных растений.

Приложение№3

Учителя: Сергеева В.А.

Попцова Т.Л.

Инвентаризация растений, произрастающих на клумбе в данное время.

Чистка парников и рассадников.

Подготовка многолетних цветочных растений к зимовке.

Исследование « Определение структуры и состава почвы »

Приложение №4

Учителя: Сергеева В.А.

Попцова Т.Л.

Учащиеся 6-7 классов.

Учащиеся 8 класса

Учитель химии Володина Т.В.

Ноябрь-декабрь 2013г.

Создание информационной базы проекта. ?

Учителя: Сергеева В.А.

Попцова Т.Л. Учащиеся 9 класса.

Социологический опрос учащихся и учителей.

Учитель Сергеева В.А.

Учащиеся 8 класса.

Организационный этап

Практическая реализация проекта.

Январь

Написание сметы расходов

Учителя: Сергеева В.А.

Попцова Т.Л.

Февраль

Влияние сочетания цветовой гаммы на человека

Создание цветовой схемы клумб

Приложение №5 табл. №6,7

Учителя: Сергеева В.А.

Попцова Т.Л.

Сбоева Е.С. учащиеся

Март

Инвентаризация:

-оборудования: ящики, грабли, лопаты, носилки.

-посадочных семян цветочных растений

Учителя: Сергеева В.А.

Подготовка ящиков под рассаду (заполнение почвенным грунтом, прогревание)

Учитель Сергеева В.А.

Учащиеся 8-9 класса.

Апрель

Посев семян

Уход за всходами.

Учитель: Сергеева В.А учащиеся 6-8 классов

Май

Подготовка клумб к высадке рассады.(сбор мусора, накопившегося за зиму, перекопка, выравнивание, удаление сорняков)

Учащиеся 5-10классов

Классные руководители

Уход за первоцветами (подснежники)

 

Июнь ?

Высаживание рассады.

7-8 класс. учителя

Уход за многолетниками

Учителя и учащиеся 5-10 классов

Полив и прополка растений.

Подсаживание погибших растений.

Учащиеся 5-10 класс учителя

Июль-август?

Уход за растениями

Учащиеся 5-10 класс

Сентябрь?

Анализ выполненной работы.

Подсаживание многолетников.

Создание схемы клумбы на перспективу.

Учителя: Сергеева В.А.

Попцова Т.Л.

Выкапывание многолетних георгинов.

Учителя: Сергеева В.А.

Попцова Т.Л.

Перекопка клумбы. Удаление отцветших растений и сорняков.

Учащиеся 7-8 классов

Анализ выполненной работы по реализации проекта.

Составление перспективных планов на 2014-15 год.

Учителя: Сергеева В.А.

Попцова Т.Л.

Контрольно-оценочный этап

Подведение итогов работы

Октябрь-декабрь ?

Проведение социологического опроса среди школьников и учителей по обновлению клумбы на пришкольной территории

Учителя: Сергеева В.А.

Попцова Т.Л.

Учащиеся 9 класса

Планирование вариантов:

-посадка только многолетними цветочными растениями

- посадка многолетними и однолетние цветочные культуры

Учителя: Сергеева В.А.

Попцова Т.Л.

Награждение активных участников проекта

 

Ожидаемый результат:

1. повышение экологической культуры и заинтересованности учащихся в защите и сохранении природной среды;

2. создание благоприятных условий для укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;

3. расширение видового разнообразия растений на территории школьного двора для расширения социально-образовательной среды школы;

4. использование видового многообразия растений пришкольного участка на уроках технологии, окружающего мира, биологии, экологии и т.д.

Исполнители проекта:

Выполнение работ по озеленению пришкольной территории предполагается силами учащихся (5- 10 классов), родителей, учителей, занятых в период летней трудовой четверти (в первый год действия проекта).

Данный проект позволит обеспечить летнюю занятость детей, воспитания ЗОЖ и экологической грамотности


4.Технические и финансовые резервы

Средства школы, выделяемые на озеленение пришкольной территории

Сдерживающие факторы (риск проекта): ограниченность финансовых средств на приобретение семян однолетних цветов и посадочного материала декоративных многолетников, неблагоприятные погодные условия. Для локализации этих рисков возможно обращение за помощью к частным предпринимателям, администрации школы, родителям, учителям.


 

Чтобы воплотить проект необходимо составить смету.

Смета.

расходов на реализацию проекта: «Создание клумбы непрерывного цветения на пришкольном участке»

Необходимые материалы

Стоимость

1

2

3

4

5

6

 

Грабли

Лопаты штыковые (5 шт.)

Носилки (3шт.)

Лейки (4 шт.)

Земляная смесь

Семена цветов

500 руб (Силами учреждения)

200 руб (Силами учреждения)

1500 руб. (Силами учреждения)

200 руб (Силами учреждения)

156 руб (Силами учреждения)

 

Итого

руб.


 

Расчёт необходимого количества семян для посадки.

На участке клумба общей площадью 90 м. Среднее количество семян, необходимое для высадки примерно 1200 штук. Средняя стоимость 1 пакетика семян – 12 рублей. 1 пакетик в среднем содержит 0,3 г семян, это 90 шт.

1200 семян / 90 семян = 13 пакетиков;

13пакетиков * 12 рублей = 156 рублей.

При необходимости будут использованы семена, собранные на пришкольных цветниках силами учащихся.

Наши перспективы:

С учётом современных требований к образовательному и воспитательному процессу необходимо формировать творческую активность учащихся в ходе внеурочной деятельности, которая базируется на проектной и исследовательской деятельности

Результатом успешной работы должны стать: создание экологического паспорта школьного двора, исследование и паспортизация растений школьного двора.

В ближайшей перспективе цветущие, ухоженные, красивые клумбы в течение всего весенне-осеннего периода

В дальнейшей перспективе планируется создание клумб на пришкольном участке с увеличением числа многолетников, с учётом освещённости, сторон горизонта и близости транспортной магистрали.

Переделать!

 Социологические опросы среди учащихся. (5-11 классы)

1.Вам нравятся клумбы на пришкольной территории?

2. Какие цветы на них растут? 

3.Каково значение названия цветов?

4.Какую практическую помощь вы можете оказать?

5.Что вы хотите изменить в дизайне клумб?

Было опрошено 100 обучающихся 5-11 классов.

1.Вам нравятся клумбы на пришкольной территории?

На данный вопрос 75% учащихся всех классов ответили -да

25% ответили- не очень.

2.Какие цветы на них растут? 

32% назвали 5 видов цветов

25% назвали 4 вида цветка

28% назвали 3 цветка

25% назвали 2 цветка

3.Каково значение названия цветов?

По данным социологического опроса, проведённым среди школьников 5-11 классов, выяснили, что никто не знает, о чём говорят названия растений?

4.Какую практическую помощь вы можете оказать?

5 класс- все опрошенные ответили -полить цветы летом.

6 класс - 60% ответили -поливать растения

20% ответили- ухаживать за растениями

20% ответили- никакую

7 класс- 65% ответили - поливать

25% высаживать цветы

10% нарисовать клумбу

8 класс- 54% участвовать в разработке дизайна

25% Поливать растения

21%-полоть и ухаживать за растениями

9 класс - 90% - перекопать клумбу

8% -высаживать растения

2%- будут наблюдать

10 класс- 100% учащихся хотели бы участвовать в создании клумбы, а именно перекопке почвы, высаживании и уходе за растениями.

11 класс - 42% - уход за рассадой

32%- высаживание рассады

26%- полив растений

5. Что вы хотите изменить в дизайне клумб образовательного учреждения?

 

 

Литература

1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М.: АГАР, 2000.- 385с.

2. Бутусов Х.А. Элементы благоустройства сельских населенных мест. – М.:Россельхозиздат, 1981.- 290с.

3. Быховец А.И. Энциклопедия «Цветы».- Минск: Харвест, 2002.- 504 с.

4. Вакуленко В.В. Декоративное цветоводство. - М.: Просв. ,1982.- 340 с.

5. Вихрова Л.Т. Озеленение участка детского сада. - М.:
Просвещение,1972. – 186с.

6. Жирнов А.Д. Искусство паркостроения. – Л.: Высшая школа,1977.- 365с.

Х.Карл-Хайку Благоустройство сада. - М.: Внешсигма ,1999. - 233 с.

8.Чернышева А.П. Практикум по лесоводству и защитному
лесоразведению. - М.: Лесная промышленность,1972. - 164 с.

9.Чувикова А. А. Учебная книга цветовода. - М.:Колос,1974. - 275 с.

Приложение №1

Цветники

   Планировка цветников может быть: регулярной и ландшафтной.

   К цветникам регулярной композиции относят клумбы, рабатки, бордюры, солитёры.

   Ландшафтные композиции – это миксбордеры, группы, массивы, каменистые участки.

   Поверхность клумбы –  плоская  

  

Выбор оформления цветочных клумб

        Прежде чем приступить к работе по оформлению клумбы провели небольшое исследование - изучили литературу по данной теме, узнали виды оформления клумб, используемые цветы, способы цветового оформления, изучили структуру и состав почв.

Цветочные клумбы. В зависимости от формы бывают клумбы овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, ромбические, треугольные и т. д. Различаются они и по размеру—от 1 до 8—10 м и более в диаметре.

        Клумбы засаживают одним или несколькими видами цветочных растений.

Внутренний рисунок клумбы может быть весьма разнообразен.

Клумбы могут быть низкие или возвышенные (выступающие над поверхностью), в зависимости ассортимента растений.

Очень красивы клумбы из петуний, однолетних астр, бархатцев и др.

По ассортименту растений, высаживаемых на клумбы, различают ковровые клумбы,

состоящие из одних рослых коврово-лиственных растений, коврово-цветущие клумбы и клумбы, состоящие из одних цветущих растений и т.д. Создание составных клумб из нескольких видов цветочных растений требует от озеленителя большого умения, навыка и вкуса.

В современном озеленении клумбы делают невысокими, вровень с газоном и лишь в особых случаях насыпными, но не выше чем на 5—8 см. Размер клумбы зависит от величины цветника. При оформлении необходимо учитывать продолжительность цветения высаженных растений.

Художественная декоративная ценность цветника зависит от подбора растений в комбинации окрасок лиственных и цветочных растений, соразмерности отдельных частей цветника, четкости и ясности рисунка, содержания рисунка, наличия хорошего фона газона, обеспеченности уходом. Удачный подбор растений по окраске листьев или цветов имеет существенное значение: В этом случае значительную помощь оказывают правила гармонических сочетания колеров (окрасок) между собой. Основными или главными окрасками считаются желтая, красная и синяя. Производными колерами будут зеленый, который получается от смешения желтого с синим, оранжевый — от желтого с красным, фиолетовый от синего с красным. Более яркие окраски желтая, оранжевая и красная называются активными и менее яркие — фиолетовая, зеленая и синяя пассивными. Приятное впечатление производит такое сочетание, когда главная окраска располагается рядом с такой производной, в которой отсутствует этот главный колер. Растения одной и той же культуры сочетаются между собой по окраске, особенно при наличии сортов

Части цветника должны быть гармоничными, приятными для глаза. Решить это помогают правила пропорции.

В основном для оформления цветочных клумб используются однолетние растения. И выбирают в основном летники, продолжительно и обильно цветущие, отличающиеся декоративностью листьев. Широко их применение на клумбах, рабатках и партерах летнего цветения.

  

Приложение № 2

Таблица №1

Особенности выращивания  цветочных      растений по месяцам

Название

растения

Май

 Июнь          

Июль

Август

Сентябрь

Тюльпаны

         

Агератум

 

   

     

Бархатцы

         

Петунья

         

Лилия

         

Астра

         

Циния

         

Георгины однолетние

         

Георгины многолетние

         

Пионы

         

Нарциссы

         

Кохия

         

Таблица № 2

Высота растений

Название растения

Высота (в см)

Агератум

15 - 25

Бархатцы

15, 25, 35

Петунья

30

Астры

35

Циния

40

Георгины (одн.)

45

Тюльпаны

20

Георгины (мног.)

50-60

Пионы

70

Кохия

50-60

Лилия

50

Нарциссы

20-25

Таблица № 3

Особенности посева цветочных растений

Растение

Срок посева

Расстояние при посадке, см

Преобладающая окраска цветов

На рассаду

В открытый грунт

Агератум

2, апрель

-

15-20

Сиреневая, голубая

Астра

1-3, апрель

2-3, май

20

Белая, розовая

Бархатцы

3, апрель-1, май

-

15-30

Желтая, оранжевая, коричневая

Кохия

3, апрель

-

60-100

Зелёная и бардовая

Петуния

2-3, апрель

-

20-30

Белая, розовая, фиолетовая

Приложение № 3

Список растений

Для создания своих клумб будем использовать следующие цветы: бархатцы, петунья, агератум, астра, цинния, георгины однолетние и многолетние, кохия, пионы, лилии, тюльпаны, мускарии.

Устойчивые к загрязнению воздуха растения

Петуния гибридная

Агератум мексиканский

Бархатцы

Светолюбивые и засухоустойчивые растения

Астра

Бархатцы

Тюльпан

Мускария

Нарцисс

Петуния

Георгин

Холодоустойчивые растения

Астра

Бархатцы

Мускария

Приложение № 4

Исследование « Определение структуры и состава почвы»

Кислотность характерное свойство почвы, которое влияет на рост и развитие растений.

Кислотность может быть:

1.Актуальной- кислотность почвенного раствора

2.Потенциальной –наличие поглощающих ионов водорода в почвенном поглощающем слое.

Так как предмет химию в школе начинают преподавать с 8 класса, то я вместе с учителем химии Володиной Т.В. использовала наиболее простой способ определения солёности (кислотности) почвы, а именно актуальную солёность. Актуальную солёность определять в водной почвенной вытяжке. В колбу поместили 2г. Почвы и 10 мл. дистиллированной воды. Встряхнули и дали отстояться осадку. В надосадочную жидкость внесли полоску индикаторной бумаги, сравнили с таблицей, приведённой в приложении. Окраска полоски –жёлто -зелёная. Значит: рН почвы 7. Почва нейтральная.

Необходимые материалы:

Колбы

Стеклянная палочка

Воронка

Фильтровальная бумага

Индикаторная бумага

Методики по определению кислотности почв

Таблица №4

Шкала окраски индикатора.

pH раствора

Окраска индикатора

3,0

Оранжевая

4,0

Желто-оранжевая

5,0

Желтая

6,0

Зеленовато-желтая

7,0

Желто-зеленая

8,0

Зеленая

9,0

Сине-зеленая

10,0

Синяя

Таблица №5

Определение кислотности почвы.

pH

Степень кислотности почв

<4,5

Сильнокислые почвы

4,5-5,0

Среднекислые почвы

5,1-5,5

Слабокислые почвы

5,6-6,0

Близкие к нейтральным

6,1-7,0

Нейтральные почвы

>7,1

Щелочные почвы

Для определения типа почвы небольшое количество земли смешала с водой, скатала шарик. При сдавливании шарик сминается с разрывами. При скатывании почвы в кольцо разрывается на кусочки с рваными краями, значит, почва суглинистая, легкая.

Результат исследования почвы на пришкольном участке .

Площадь участка 90 кв. м.

В результате исследования выяснила, что почвы на клумбах суглинистые (см. методику прил.). Слой плодородной почвы на клумбах в среднем 10-15 см. Здесь могут расти только неприхотливые растения.

Кислотность почвы составляет 7.0 рН, нейтральная.

на почве выбранного участка возможно выращивание растений, не нуждающихся в особых показателях почвы. На основании исследования состава почвы…… мы пришли к заключению ,что для клумб больше всего подойдут растения желтого, голубого, светло-розового, зеленого, оранжевого цветов. Эти тона не раздражают и не отвлекают.

Выводы

Таким образом:

1.Участок находиться на открытом, солнечном месте, поэтому в выходные дни бывают случаи пересушивания почвы, поэтому могут расти растения светолюбивые и засухоустойчивые (см. прил. ).

Почвы на участке привозные, толщина почвенного слоя до 10 до 15 см, поэтому растения не должны иметь длинной корневой системы.

Территория не защищена от ветра, в зимнее время толщина снежного покрова составляет 54-63 см, поэтому возможны вымерзания корневой системы растений. Следовательно, растения должны быть морозостойкие (тюльпаны, нарциссы, мускарии, крокусы).

Таким образом, при подборе растений нужно учесть следующее:

Растения должны быть:

Светолюбивыми, не требовательными к влаге, с короткой корневой системой,

Способными расти на привозных маломощных почвах.

2. Клумба на площади с постоянной конфигурацией, просматриваемая с трёх сторон, это необходимо учесть при высадке растений.

Приложение 5

Таблица №6

Влияние сочетания цвета гаммы на человека

Цвет

Локализация

 

Вверху

Боковые поверхности

Внизу

Красный

Возбуждает, оказывает эротогенное воздействие

Возбуждает

Воспринимается неестественно, может "обжигать"

Розовый

Ощущение легкости, счастья

Чувство нежности, счастья

Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

Оранжевый

Способствует концентрации внимания

Ощущение тепла, способствует релаксации

Эффект "принадлежности" и тепла, иногда воспринимается неестественно

Желтый

Вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способствует релаксации

Возбуждает, может вызвать неприятные ощущения

Эффект "приподнятости", иногда парения

Зеленый

Воспринимается неестественно

Успокаивает

Успокаивает, "охлаждает", может оказывать снотворное воздействие

Голубой

Ощущение легкости, способствует релаксации

"Охлаждает", вызывает отчуждение

"Охлаждает" (более выраженно чем зеленый)

Коричневый

Чувство тяжести, давления (для усиления чувства тяжести использовать не рекомендуется)

Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность

Ощущение уверенности, твердости

Синий

Вызывает тревожность, беспокойство

Отчуждение в группе, в отношениях с психологом

Тревога, холод, ощущение "бездны"

Таблица№7

Схема цветовой гаммы клумбы

лилии

пионы

кохия

тюльпаны

георгины многолетние

георгины однолетние

цинния

 

астры

бархатцы

петунья

агератум

мускарии

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (1)

Фарион Екатерина Михайловна, 17.03.18 в 15:49 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за очень познавательный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.