Творческая работа «Песни поём на разных языках,а Родина у нас одна-Россия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, село Арзгир, Арзгирского района
Творческая работа
«Песни поём на разных языках,а Родина у нас одна-Россия».
Выполнил: ученик 9А класса
Козицкий Данил
Педагог-руководитель:
учитель русского языка и литературы
Малько Надежда Николаевна
2015 год
План.
1. Вводная часть «Страна рабов, страна господ» в лирике поэтов 19 в. М.Ю. Лермонтова и Т.Г. Шевченко
2.Основная часть. «Песни поём на разных языках, а Родина у нас одна -Россия».
2.1. «Мы храним тебя, Россия!».
а) народность поэзии аварца Расула Гамзатова и стихи дагестанской поэтессы Фазу Алиевой о трагических событиях на Кавказе;
б) стихи брянского самодеятельного поэта Владимира Алексеева о подвиге
шестой роты в феврале 2000 г. в Аргунском ущелье Чечни.
2.2.«Мы славим тебя, мы любим тебя, мы верим в тебя, Россия!»
а) поэзия члена Союза журналистов России, редактора патриотической газеты «Родина» Константина Ходункова о любови к Отечеству, вере в его будущее: сборники стихов: «Низкие домики», «Очнитесь, люди», «О, Россия моя», «На изломе».
б) стихи Садыкова А.М., председателя СПК» Юлдуз», самодеятельного поэта села Арзгир о переживаниях за судьбу российских сел.
2.3. «Земля родная, помни нас и всех, и каждого отдельно!»
а) очерк в стихах и прозе ставропольского поэта, члена Союза писателей и журналистов России И.А.Пасько об А.Б. Оджаеве, выпускнике Арзгирской средней школы №1, депутата Государственной Думы Ставропольского края 1 созыва.
3.Выводы.
Родину не выбирают. Она - священна. В этом я, девятиклассник, уверен. А всегда ли народы нашей России жили дружно? Изучая историю страны узнаю: на Кавказе много было войн. Не хотели некоторые полководцы этой крови. Не хотели. Но приказ монарха выше простого людского хотения. Вот по приказу на Кавказе оказался и поэт Лермонтов. Ещё в начале 19 века о своей любви к России говорил этот мятежный русский поэт, отмечая её атмосферу и обычаи. Он необычайно нежно отзывался о русской природе, традициях и о простом русском народе. В то же время он питал глубокую неприязнь к светскому обществу, его притворству и фальши, мечтал увидеть страну свободной и цветущей, без произвола и беззакония. А народ - сильным и могучим. Этим объясняется некая двоякость его стихотворений, посвящённых Отчизне. Во многих стихотворениях он критикует действительность и эту «страну рабов, страну господ», в них звучит ненависть, сатирическое обличение господствующих классов, а ещё он не может смириться с безропотной и покорной Россией.
Совсем недавно с удовольствием мы смотрели на уроке фильм «Лермонтов» Николая Бурляева. Эпизод, когда молодой русский офицер Лермонтов опускает руки в кровавую воду реки Валерик в горах Кавказа и вопрошает неистово, слушали, затаив дыхание:
«Шестой час рубимся и конца всё не видно. Зачем? Зачем? Зачем? Жалкий человек. Чего он хочет? Небо ясно. Под небом места много всем, но непрестанно и напрасно один враждует он! Зачем? Зачем? Зачем?» Эта жуткая сцена и крик души поэта стоят у меня перед глазами и сейчас. И самому хочется задать этот же вопрос: «Зачем на нашей земле было столько крови?» Льётся она и сейчас.
А вершиной творчества другого поэта, украинского «кобзаря» Т.Г.Шевченко, который большую часть своей жизни провел в России, можно считать свободолюбивые строки из стихотворения «Чтоб палачи их покарали», где он в форме горького афоризма в который раз отчеканивает свою заветную мысль «...где воли нет для человека, не будет там добра вовеки...». Они, эти строки, о России начала 19 века. Как же она представлена в лирике современных поэтов?
В год 70-летия Великой Победы нельзя не сказать о том, что она, эта Победа” со слезами на глазах” ковалась всеми нациями и народностями, проживающими тогда в Советском Союзе. А кто может в нашей стране без слёз слышать строки из песни “ Журавли”?
Летит, летит по небу клин усталый, И в том строю есть промежуток малый
Летит в тумане на исходе дня. Быть может, это место для меня...
Спроси любого, скажут, что они народные. Правильно, они стали народными. Нет предела любви людской к стихам великого поэта Дагестана Расула Гамзатова. Они никого не могут оставить равнодушным.
Поэтическую эстафету ещё в 70-е годы прошлого века из уст Гамзатова подхватила Фазу Алиева, тоже аварка. Она родилась в далеком ауле Дагестана, но когда стихи ее читаешь, то чувствуешь: она вместила в себя всех нас. Настолько они жизненные и без подвохов, открытые и честные. В стихотворении «Провожая сына в армию» она пишет:
Счастливый путь! Гордись высоким правом, Превыше жизни Родину любя
Хранить страны святые рубежи. Счастливый путь!
По любящей груди родной Державы И с этими словами
Тропинку верности ты проложи. Я провожаю в Армию тебя.
Стань зорким, чистым, как живое пламя.
В этих строках выражена яркая гражданская позиция поэтессы, матери по отношению к своей стране и долгу перед ней. Высокое понятие Родины для лирической героини Фазу Алиевой связано с родным краем. Но «малая» Родина становится символом Родины «большой» – России. Немало у неё стихотворений, полных благодарности, любви, восторга и признательности. В последние годы в стихах поэтессы о Родине преобладают иные настроения. Восторженное воспевание Родины сменяется болью и смятением, растерянностью и непониманием, ощущением безысходного отчаяния при мысли о настоящем и будущем родной Отчизны. Её самая трагическая книга «Излом» посвящена сыну Али. Он вернулся невредимым из Афганистана, но вскоре погиб в родных горах Дагестана. Предчувствие беды оказалось пророческим. Гроза разразилась: это война в Дагестане, на Северном Кавказе она продолжается и сейчас в виде многочисленных терактов.
Пишу эти строки в канун Дня героев Отечества и с гордостью произношу: «Это они хранят Россию!». Стихи самодеятельного поэта Владимира Алексеева из Брянска, являются ярчайшей оценкой подвига совершённого десантниками шестой роты в феврале 2000 г. в Аргунском ущелье Чечни.
Ваш подвиг в памяти народа. И кровью русской, кровью алой
Он воссияет на века. Был в землю впитан этот бой
Прощай, прощай шестая рота Когда шестая мир спасала
Из сто четвёртого полка! Бесстрашно жертвуя собой!
В творчестве ставропольского поэта и прозаика Константина Ходункова тяжело и болезненно переносилось крушение великой страны в 90-е годы:
Ой ты, Русь моя, Где ты с поступи, с ритма сбилася?
Русь бескрайняя Из конца в конец люди мечутся
Вся душа твоя поизранена... При Отечестве, вне Отечества...
...Ой ты, Русь моя, как случилося,
Как и у Великой Фазу Алиевой, в его стихах тоже звучит слово «излом», в котором чувствуется что-то страшное, грозное, ненужное:
Мы живём на изломе эпохи, Но я знаю, я твёрдо знаю:
Когда попраны честь и стыд, Одолеет всю хворь страна,
Когда Русь на последнем вздохе Ведь душа у неё святая,
К краю бездны во тьме скользит. И она умереть не должна
Так же, как и большинству здравомыслящих людей Ставрополья, К. Ходункову было сложно согласиться с трагическими события на Кавказе в 1990-е - 2000-е годы:
Седой Кавказ, ты вновь в огне, Как льётся кровь в моей стране,
Вражда людская, как лавина, Как мать оплакивает сына,
Как ночь сползла в твои долины- Даргинца, русского, грузина, больно, больно видеть мне, В столь непонятной мне войне.
Никогда не мечтал поэт уехать за границу:
Мне в чужих хоромах места нет У меня один авторитет -
И, надеюсь, никогда не будет. Русь и не продавшиеся люди.
Но даже в самое смутное время в стране поэт не теряет надежды и веры в то, что Россия поднимется, расправит крылья:
Великая страна, что мы, Садам благоухать,
Как мать любили, Пшенице колоситься,
Воспрянет ото сна, И голубям порхать,
Расправит чудо-крылья. И солнышку искриться!
Самодеятельный поэт моего села, председатель СПК «Юлдуз», в своих стихотворениях, которые публикуются в районной газете «Заря», в сети Интернет говорит о судьбе российских сел, переживая за их будущее:
И нет у нас другой работы, Как землю - матушку пахать, Мы каждый год живём надеждой, Но лучшей доли не видать. |
А между тем село пустеет, Надежды таят на глазах, Как удержать в селе родимом Своих, талантливых ребят |
Но всё –таки, стихотворение заканчивается строчками, в которых есть надежда на будущее:
А там глядишь и степи наши Заполнят живности стада, И станем жить мы, как и прежде, Как в те, былые времена. |
Когда в глазах отцов и дедов Искрилась радости слеза, Когда пупком врастали в землю, Не уезжали - никуда. |
Обращаясь к своему Отечеству, поэт-песенник Игорь Шаферан просит: «Земля родная, помни нас, и всех, и каждого отдельно!». Глубоко проникают в душу эти слова, понимая их, не могу не сказать о том, как жизнь ставропольских туркмен и самого яркого, достойного сына их отражена в очерке в стихах и прозе «Я вновь и вновь иду в сраженье...» Ивана Андреевича Пасько, члена Союза писателей и журналистов России, лауреата престижного краевого конкурса имени Г. Лопатина. Помнят во многих районах Ставропольского края добрые дела нашего выпускника, Депутата Гос. Думы Ставропольского края I-го созыва Анатолия Бегимовича Оджаева, чья жизнь оборвалась трагически. В очерке рисуются картины повседневной жизни маленького туркменского аула Башанта в разные периоды его развития: «Здесь люд простой живет веками. И памятью не обделен, он горд своими земляками, Известными на весь район». В очерке есть воспоминания друзей, товарищей, родных о характере Анатолия Бегимовича, говорится о нем, как о компетентном, напористом, энергичном, неординарном руководителе. Отдельная глава посвящена селу Серафимовское, насколько оно похорошело за годы его руководства хозяйством:
Село заметно оживало, И оттого казалось стала
Светлели взоры у людей. Вся Серафимовка светлей.
Но не судьба, видно, довести до конца все начатые дела депутатом Оджаевым. Раздался подлый выстрел в спину... Заканчивается очерк такими грустными словами:
...И снова в степь явилась осень. Молчат Арзгирские просторы.
Все так же догорел закат, Спит Башанта спокойным сном.
Как было и пятьдесят восемь, И свет не меркнет в звёздном хоре
И больше лет тому назад. В знак вечной памяти о Нём.
Уважаемые поэты, журналисты, самодеятельные поэты моей России! Мы, школьники, жадно внемлем вашим словам, чтобы запомнить, как сформулировали вы самое высшее и самое благородное проявление любви – любви к Отчизне.