Доклад «Одна у нас матушка, одна у нас Родина»
Демянчук Алла Нургаяновна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Г.Норильск Гимназия № 7
Одна у нас матушка, одна у нас Родина
Одним из важнейших направлений современной педагогики является формирование патриотической личности, любви к Родине, привязанности к своей стране. Патриотизм не всегда означает героизм, и для того, чтобы быть патриотом, не обязательно держать оружие в руках. Патриот — это человек, проникнутый любовью к народу и к Родине в целом, испытывающий гордость за страну и собственную к ней принадлежность.
Воспитание патриота в начальной школе эффективно в силу возрастных особенностей ребёнка. Учащиеся начальных классов пока ещё открыты для работы по нравственно-этическому развитию личности. Младшие школьники воспринимают окружающий мир непредвзято и доверяют значимым для них взрослым. Это время благоприятно для формирования нравственности, духовности, чувства единства с Родиной.
Патриот не просто любит свою страну, он рад быть гражданином, не стыдится прошлого и настоящего своего Отечества. От детей зависит будущее страны, поэтому необходимы систематические занятия по воспитанию патриотизма в школьниках, внеклассная работа и целенаправленные уроки. Воспитательный блок может быть как отдельным, так и составляющим при изучении других предметов.
Социальное чувство, которым является патриотизм, предусматривает приоритет государственных интересов над частными, и осознание этого должно начинаться в школе. Можно выделить задачи, требующие решения при патриотическом воспитании:
понимание культурного и исторического наследия страны;
воспитание уважения к законам и конституционным правам;
привитие патриотических ценностей, знание символики;
желание участвовать в социальной, экономической и других сферах жизни;
формирование чувства толерантности, уважения к другим нациям.
Для того чтобы образовательная работа в патриотическом ключе приносила результаты, необходимо активное участие всех сторон воспитательного процесса: ученика, родителей и педагога. Желательно проведение встреч с представителями общественных организаций, участие в мероприятиях различного масштаба. Взаимодействие со взрослыми — это важная часть процесса, помогающая приобщить детей к национальной культуре.
Ученик младшего школьного возраста формируется под влиянием окружающей его действительности. Воспитание любви к Родине не может происходить автономно, для ребёнка важно чувствовать привязанность к близким людям, родственникам, ближайшему семейному окружению. Постепенно тёплые чувства расширяются и переносятся с людей на дом, в котором человек вырос, родную улицу и город, малую и большую родину.
В начальной школе закладываются основы патриотического становления личности детей. Для гармоничного духовно-нравственного развития необходимо соблюдать такие принципы, как:
Историзм, заключающийся в последовательном знакомстве с событиями прошлого и настоящего.
Гуманизация, ориентированная на понимание мировосприятия ребёнка, разделение его точки зрения, отношения партнёрства.
Дифференциация, позволяющая реализовать подходящие условия для развития каждого ребёнка с учётом возраста, опыта, характера.
Интеграция различных сфер в общую систему и сотрудничество с библиотеками, музеями, общественными организациями.
Формирование у младших школьников чувства патриотического самосознания должно происходить гармонично в процессе развития других важных качеств личности, таких как нравственность, духовность, сострадание. Кроме того, в этом возрасте происходит закладывание основ системы общественного устройства, процессов социализации и коммуникации. Дети начинают более осознанно воспринимать мир, видеть идущие в нём движения.
Педагог начальных классов имеет возможность организовать работу по патриотическому воспитанию ненавязчиво и систематично, органично затрагивая данную тему применительно ко многим предметам. Абстрактное знание о необходимости любить Отечество не принесёт человеку пользы. Сущность истинного патриота заключается в понимании ценности родной земли, важности существования и развития родного края, желании видеть Родину цветущей, сильной и свободной.