12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Прокина589
работаю преподавателем с 2004 года.
Россия, Волгоградская обл., Михайловка

Руководитель Прокина Елена Александровна

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ "Себряковский технологический техникум"

г. Михайловка

"Родина есть нечто от духа и для духа", - писал выдающийся русский философ и мыслитель И.А. Ильин. Он отмечал, что у каждого человека свое представление о Родине, разный смысл можно вкладывать в это понятие. Но, так или иначе, почти каждый может вывести для себя основные черты, за которыми и будет стоять слово Родина.

Ни один русский поэт и писатель не обошел стороной эту поистине вечную тему, которая нашла отражение и в творчестве наших земляков.

В городе Калач-на-Дону живет известный волгоградский писатель, лауреат премии Солженицына, автор более 200 произведений, Член Союза писателей России – Борис Петрович Екимов, внесший огромный вклад в развитие региональной (поволжской) литературы. Сотрудничая с волгоградским литературно-художественным журналом "Отчий край", он активно помогает начинающим авторам, пишет рецензии и отзывы на работы известных писателей, делится своим мнением о современном литературном процессе [11]. За этот огромный труд в 1999 году автор был удостоен литературной премии "Сталинград", очень ценной для него награды.

Родился писатель 19 ноября 1938 года в городе Игарке Красноярского края, но настоящей, "малой" Родиной стал Калач-на-Дону, где прошли его детство и юность. С 1945 года Екимов не изменяет этому небольшому городку Сталинградской (ныне Волгоградской) области, ставшему для него "приютом спокойствия, трудов и вдохновенья" [1, с.255].

Целью работы является освещение своеобразия темы Родины в творчестве писателя Б. Екимова и привлечение внимания к его трудам будущих молодых рабочих. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач: 1) провести краткое исследование актуальности темы Родины для современного поколения с помощью анкетирования; 2) изучить биографию и творчество писателя; 3) на примере повести "Наш старый дом" раскрыть своеобразие темы Родины в творчестве нашего земляка Б. Екимова.

Методы, используемые в работе: социологическое исследование; поисковый этап; анализ художественных произведений; создание информационного текста; ознакомление с результатами.

Чтобы убедиться в актуальности данного проекта для молодого поколения, было проведено анкетирование среди обучающихся 1-3 курсов отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

Предложено 4 вопроса с вариантами ответа "ДА", "НЕТ":

1. Знаете ли вы писателя Б.П. Екимова?

2. Нравятся ли вам его произведения о донской земле?

3. Хотели бы вы познакомиться с творчеством писателя?

4. Актуальна ли тема Родины в наше время?

В анкетировании участвовало 100 человек. Из них положительно ответили на 1 вопрос - 3%, на 2 вопрос - 3%, на 3 вопрос-67%, на 4 вопрос-98%.

Анкетирование показало, что молодежь мало знакома с творчеством Б. Екимова, однако хотела бы познакомиться. Опрос подтвердил, что тема Родины остается актуальной для будущих молодых рабочих и в наше время. Поэтому выбор темы работы не случаен, так как было решено ближе познакомиться с трудами писателя-земляка.

Актуальность работы обусловлена необходимостью осознания значимости историко-культурного и нравственно-ценностного влияния произведений Б.П. Екимова на формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров: любви к России, к своему народу, к своей малой родине – основе духовно-нравственного развития и социализации личности молодежи.

Борис Екимов – один из лучших мастеров "малого" жанра. В своих рассказах его волнуют "извечные" проблемы русской деревни, психология крестьянина-труженика, что, в свою очередь, объясняет явные переклички с произведениями "деревенщиков" 1960-70-х годов.

Одной из главнейших в творчестве Екимова является тема «малой родины». Малая родина входит в жизнь человека незаметно, но позже, куда бы ни забрасывала его судьба, она неизменно будет всплывать из глубин его памяти. Устойчивым мотивом, неоднократно возникающим на страницах произведений Б.П. Екимова, является образ утраченного и вновь обретенного дома. И в публицистических заметках, и в художественных произведениях автор неоднократно воспроизводит одну и ту же ситуацию – приводит своих героев к родному порогу [14, с. 66].

Возвращение к дому в произведениях Б. Екимова – это не только пространственно-географическое перемещение, это и попытка воссоздать (или хотя бы удержать в памяти) прежний, порушенный временем нравственный уклад жизни. "Наш старый дом" (повествование в рассказах) - выделяется в прозе Б.П. Екимова и по своему содержанию, и по характеру художественного конфликта, приобретающего онтологический характер [14, с. 66].

Повесть состоит из отдельных глав, каждая из которых отличается относительной завершенностью, имеет свое название и в то же время органично вплетается в повествование, являясь частью целого. В их расположении и соотнесенности наблюдается определенная закономерность. Начальные главы ("Воскресные пирожки", "Братья") представляют собой хронику жизни семьи повествователя и содержат воспоминания о близких ему людях. В последующих главах ("Школьный двор", "Бабаня" и др.) круг лиц, о которых упоминает автор, постепенно расширяется: это школьные учителя, соседи. Благодаря такому расположению глав, а также использованию приема ретроспекции, хроника жизни одной семьи постепенно перерастает в рассказ о судьбе нескольких поколений и – шире – о судьбах страны.

Важную функцию в повести (и с точки зрения раскрытия авторского замысла, и с точки зрения сюжетно-композиционной организации, целостности и завершенности повествования) выполняют предисловие и заключительная глава, "Отъезд", по сути, являющиеся прологом и эпилогом. Повесть начинается с описания приезда в старый дом – заканчивается сообщением об отъезде. Так же четко в этих главах обозначены границы времени (весна – осень), подчеркнута его цикличность. В прологе намечена фабульная основа произведения, скрепляющая конструкция, не позволяющая ему "рассыпаться" на отдельные фрагменты. В эпилоге же открывается истинный масштаб авторского мировидения: осень года сопоставляется с осенью жизни, а все пережитое вспоминается и оценивается автором с точки зрения "бесконечности небытия" [14, с. 67].

Каждая глава - это композиционно завершённый рассказ. В главе "Начало" Екимов снова выступает против городской цивилизации. Но у писателя не остаётся былого оптимизма и на деревенскую жизнь. Везде начинает присутствовать слово "смерть". "Они умрут вместе - мама и старый дом. Он умрёт, я уйду - дом рухнет" [8, с. 460]. Рухнет дом - рухнет и весь екимовский хутор, рухнет всё то, чему была посвящена жизнь, и Екимов очень ясно это себе представляет.

Далее герой повести начинает обзор всей своей прошлой жизни. Глава "Воскресные пирожки" посвящена извечному идеалу Екимова – женщине-труженице. Тётя Нюра – это душа старого дома. Умерла душа и как-то одряхлел старый дом. "Без души у всякой жизни недолог срок" [8, с.471].

Примечательно в этой главе описание пирожков тети Нюры, так как выдержано оно в лучших классических традициях: запах, цвет, вкус воссозданы с поразительным натурализмом. Поедание пирожков – это не просто насыщение, удовлетворение физической потребности, это трапеза, которая объединяет людей (семью), собирающихся вместе в определенное время.

В главе "Братья" герой вспоминает о своих умерших братьях. Это две разные судьбы, но окончившиеся абсолютно одинаково - на старом поселковом кладбище. Старший брат Слава был работягой и надорвался от работы. Младший брат тоже надорвался, правда, не от работы, а от пьянства.

Хутора уже нет, это просто уже разгромленные дворы. Этот факт больше всего ранит автора и его героя. В последующих главах перед нами предстают близкие соседи героя, их нелёгкие судьбы.

Главная героиня главы "Бабаня" очень похожа на тётку Нюру. Это женщина тоже всю жизнь проработала на земле, в своём хуторе. И как слабый росток оптимизма, крутится возле нее немаленький правнук, внимая правду жизни из уст своей любимой бабушки.

У героини главы "Тихий двор" совершенно обратная ситуация. Это уже немолодая женщина тётя Фая, вынуждена сама растить внучку (да и из той вряд ли что выйдет). Дети были, да случилась беда – дочь покончила с собой, а сын постоянно скитается по тюрьмам. Жизнь прожита зря, она угаснет в этом дворе вместе со смертью тёти Фаи.

"Тихому двору" противопоставлена глава "Шумный двор". Но шумный он только потому, что живёт в нём горемычный пьяница Вовка. Символом его жизни является почерневший остов дома в саду, который и придавит героя.

К таким же лишним людям в хуторе относится и герой главы "Шурочка". Шурочка ничего не делает по хозяйству, а только бегает трусцой. Это опустившийся человек и вдруг рядом с ним появляется образ чистенькой, красивой девочки Мариночки. Мариночка - это смысл жизни героя: "Моя душа, моя жизнь" [8, с.518]. Екимов показывает нам два поколения, которые не чувствуют зов земли предков, поэтому Шурочка оказывается лишним человеком на хуторе. Свой смысл жизни герой видит не в труде и не в служении деревне. Это случайный человек на хуторе, а таких не должно быть.

Есть, конечно, в повести и отрадные исключения, как например, Алексей Иванович из главы "Человек с козою" или учительница Нюра. Но это уже выглядит как нечто исключительное и особенное.

Композиция повести образует круг – приезд и "Отъезд". Это скорбная отходная: герой вынужден вернуться в город, где всё чужое. Городской мир – это четыре стены и окошки. Просто какие-то тюрьмы. А в хуторе умирает дом, а вместе с ним и сад. Герой – это последняя инстанция, связующая дом с жизнью. Умрёт герой, умрёт дом, умрёт и его хутор.

Хутор в повести уже выглядит не жизнеспособным. Нет ничего - связь поколений ослабла, а в некоторых случаях просто прервалась, ушло единение душ, которое связывало людей на хуторе. Герой как будто приехал в последний раз, и торопится поделиться хоть чем-то, что ещё осталось родного в душе. Произведения показывают деревню как символ Родины.

Старый дом для Екимова – это живое существо, он, как и человек, тоже стонет, вздыхает, плачет…

Екимов очень живо откликается на социальные трудности в деревне, описывая их в своих рассказах, потому что все беды деревни видит именно в этом. Деревня умирает, как и "умирают" духовно и физически все те, кто в ней живёт. О возрождении деревни на фоне её полной разрухи говорить не приходиться. Деревня вымирает не только сельскими клубами да школами, которые закрывают, но и людьми. А это самое страшное. Нет человека – нет деревни, нет жизни…[2].

Позиция автора мне очень близка, так как я сам родился в хуторе Моховой Михайловского района и проживаю там в настоящее время. Разрушение хутора происходит на глазах: молодежь покидает родные дома и уезжает в города из-за отсутствия работы; земля пустует, зарастает сорняками.

Прочитав произведения Б. Екимова, я могу с уверенностью сказать – это про меня, про нас, про жизнь российской деревни. Я полностью согласен с мыслью автора, что именно служение деревне способно ее сберечь от полного разрушения и вымирания. Человек рождается в конкретном месте – деревне, поселке, городе. Это – его малая родина. Где бы впоследствии ни жил взрослый человек, его постоянно тянет на Родину, ему хочется пройти по родной улице, постоять у родного дома, поэтому очень важно молодому подрастающему поколению соблюдать традиции, опираясь на память предков.

Главное свое воплощение образ малой родины находит в великолепных екимовских пейзажах. Родина-природа дает нам возможность влюбляться в нее, восхищаться ею и бережно хранить в душе красоту мира. Природа у Б. Екимова неотделима от человека, от его настроения, радостей и тревог. Изображая природу с особым чувством, писатель тем самым превозносит свою родину, так как природа – это источник любви к Родине. Милые сердцу пейзажные зарисовки Дона, колорит природы родного края предстают перед нами в таких рассказах, как "Дорога на Калач", "Проездом", "Стенькин курган" и др.

Так, герою рассказа "Стенькин курган" сварщику Матвею Яшкину с высоты этого самого кургана открылся поразивший его воображение вид родной земли: "Далеко внизу спокойно синел Дон, посверкивая под солнцем рыбьей чешуей волны. Длинное его коромысло одним плечом тоньшало и убегало серебряной прядью вверх, теряясь в светлом тумане края земли, другое – ширилось, уходя к Калачу, а там, почти за три десятка верст, легкой паутинкой висел над рекою мост. И был виден. Но что Дон, что воды его – малая морщинка земли, когда с высоты открывалась глазу такая безудержная ширь, такой размах, что захватывало дух" [7, с.426]

Природа у поэта живая, и слова идут из самого сердца. Хочется нежно улыбаться, ощущая тепло в груди. Жителям Волгоградской и Ростовской областей повезло в том, что на этой земле живет писатель, который с такой любовью описывает свою малую родину.

Только любовь к родной земле и миру вокруг нас, к своей семье, к дому может сделать человека героем, способным защищать все, что он любит, и жертвовать, если понадобится, даже своей жизнью.

Родина - это мать, отец, близкие люди, родной дом, с порога которого начинается жизнь.

Выполнив поставленные в проекте задачи, можно сделать следующие выводы:

1. Творчество писателя Б.П. Екимова неразрывно связано с его жизнью, он искренен, когда пишет о том, что его волнует. Тема Родины является одной из главных в его произведениях, следовательно, творчество писателя Б.П. Екимова способствует воспитанию у молодого поколения чувства любви к Родине.

2. Проведенное анкетирование подтверждает, что тема Родины актуальна для современного поколения.

3. Образ Родины у каждого писателя свой неуловимый, но он может родиться только из любви к миру, к родине, к земле-матушке. Только если мы научимся заботиться о земле, работать на ней – мы научимся любить Родину. В этом и будет наша сила! Красота и обаяние рассказов и повестей Б.П. Екимова в их правдивости, искренности и задушевности. В его проникновенных произведениях запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине.

 

Список литературы

1. Буханцев Н. Сельский труженик в прозе//Молодая гвардия. 1983. – №8. С. 255.

2. Великанова И.В. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. – №5. 2006. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ideyno-esteticheskie-funktsii-i-poetika-peyzazha-v-proze-b-ekimova

3. Великанова И.В. Одна большая книга/И.В. Великанова//Отчий край. 1998. – №4. С. 191.

4. Евсеев М. Подсказан сюжет жизнью//Волгоградская правда. 1978. 22 августа.

5. Екимов Б. Вся земля в людях // Отчий край. 2009. – №4

6. Екимов Б. Если вы мудрый человек, то какая вам разница, с чем есть хлеб? // Вечерний Волгоград. – 1993. 18 сентября.

7. Екимов Б.П. Избранное: В 2-х т. Волгоград. Ком. По печати и информ. - 1998.

8. Екимов Б.П. Сочинения: В 3 т. Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2000.

9. Екимов Б.П. Что же такое героизм? // Литературное обозрение. 1986. – №2. С. 6-7.

10. Калашникова Л.И. Региональные литературно-художественные журналы // Вестник МГУ. Серия 10. 1993. – №4. С. 3.

11. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

12. Милонов А. Литературное краеведение. М., 1975. С. 10

13. Научная библиотека КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ideyno-esteticheskie-funktsii-i-poetika-peyzazha-v-proze-b-ekimova#ixzz3rJ2w73df

14. Савина Л.Н. Изучение творчества Б.П. Екимова в школе: учебно-методическое пособие. – Волгоград: Издатель, 2013. – 152 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.