Доклад «Развитие творческих способностей младших школьников с помощью ИКТ. Мифы и реальности»
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Слайд 1. Одним из требований нового федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.
Актуальность данной темы объясняется следующими положениями: во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности средствами информационно-коммуникационных технологий.
Цель работы – показать, что для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных даных, средствами информационно-коммуникационных технологий.
Для наиболее полного раскрытия данной темы необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному направлению.
2. Выявить педагогические условия создания и эффективной реализации развивающего характера обучения.
3. Подобрать систему приёмов, способствующих развитию творческих способностей младших школьников.
4. Создать оптимальные условия для развития творческих способностей младших школьников с помощью ИКТ.
Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития творческой личности.
Для современного учителя компьютер – это уже не роскошь – это необходимость.
Вот уже с 2010 года мы ведём уроки с мультимедийной поддержкой и можем с уверенностью сказать, что использование ИКТ на уроке:
расширяет возможности предъявления учебной информации;
усиливает обратную связь в системе «ученик-учитель»;
повышает интерес к предмету, эффективность развития и уровня обученности учеников;
Стимулирует развитие творческих способностей детей, развивает память, внимание;
последовательность рассуждений и их доказательств, интеллект;
вызывает появление чувства творческого удовлетворения;
не возникает стрессовой ситуации, когда перед учителем и одноклассниками приходится проявлять свою несостоятельность.
- Дети от природы любознательны и полны желания учиться.
Для того, чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны учителя.
Наша задача, используя разнообразные методы, формы работы систематически и целесообразно развивать у детей гибкость и подвижность мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности, учить детей рассуждать, мыслить, делать выводы.
И я хочу поделиться с вами опытом работы над этой задачей, т.е. показать, как мы развиваем творческие способности учащихся.
- Коснёмся некоторых предметов, преподаваемых в начальной школе.
С первого года обучения на уроках мною используются творческие игры: «Продолжи», «Рассказ на одну букву», «Сочини сказку», «Придумай рифму», «Расскажи сказку от имени главного или отрицательного героя», «Изготовь книжку-малышку. Разделите сказку на части, к каждой части сделайте рисунок».
Дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи, создают иллюстрации.
Сказки – любимый литературный жанр у детей. Я предлагаю детям изменять сюжеты любимых сказок, вводить что-то новое, необычное, придумать продолжение известных сказок, попробовать самим сочинить сказку. Так, например, после чтения и разбора сказок и рассказов о природе я предложила детям самим придумать сказку-загадку о временах года, красочно оформить её. «В гостях у матушки природы»…
Для развития творческих способностей также использую различные игры, загадки, ребусы, кроссворды. Дети учатся думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Сами сочиняют загадки, кроссворды.
( Слайд 8) На уроке литературного чтения изучали стихотворение И. Бунина «Листопад». Детям даётся задание вспомнить стихи И.Бунина об осени и вставить сравнения в предложения.
Лес, точно терем расписной
Как вышки, ёлочки темнеют.
Просветы в небе, что оконца.
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра..
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток___________,
На паутине замирает.
Придумывают свои сравнения, чтобы описать осенний день. Можно работать в парах, в группах.
– На уроках русского языка для закрепления написания словарных слов использую ребусы, кроссворды, загадки: детям очень нравится их разгадывать.
– Из опыта работы в начальной школе можем сказать, что раньше без использования ИКТ, трудно было разгадывать магические квадраты. Сейчас мы с этой проблемой почти не сталкиваемся, т.к. имеем возможность более наглядно, благодаря визуализации, продемонстрировать ход решения подобных задач.
Очень нравятся детям задания творческого характера. Например, даны геометрические фигуры – ломаная, отрезки и круг. Мы предложили своим ученикам дорисовать фигуры. Вот, что у нас получилось….
Слайд
Далее становясь старше задания и методы обучения усложняются. В 3-4 классах я начинаю использовать на уроках следующие приёмы: «Мозговой штурм», «Составление кластера».
Характеристика каждого приёма
«Мозговой штурм»
Слайд
Основная цель- развитие творческого типа мышления. Проводится в группах. Можно использовать на любом уроке. Допустим на окружающем мире ставится проблема «Как сохранить леса?» «Как сохранить чистый воздух, что мы можем для этого сделать?». Затем обсуждаем в группах, выносим предложения для решения проблемы и на третьем этапе коллективно составляем памятку, требования и т.д. Так же дети составляют презентации, проекты.
Приём «Составление кластера»
Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.
Слайды 11, 12
На уроках математики составляют и решают в группах математические кроссворды, составляют задач
Упражнения (тесты) на развитие воображения.
Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.
Упр.№1
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
Упр.№2
Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.
Упр.№3
Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.
1
Упр.№4
Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.
Упр.№5
Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.
Упр.№6
Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.
Упр.№7
На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.
Упр.№8
Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.
- Кроме внутри классной работы проводятся общешкольные мероприятия. Такие, как конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные дела. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие и родители.
-
Противоречие
между новыми требованиями общества и семьи к формированию
самостоятельной творческой личности, способной к самообучению и самообразованию и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения;
между стремлением коллектива обеспечить «среду успеха» каждому
воспитаннику для выявления и развития их творческого потенциала и недостаточным материально-техническим, информационно- техническим и дидактическим обеспечением;
между потребностями воспитанников в сопровождении их
исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях развития способностей обучающихся и методах ее выявления и развития.
-
Проблема
На основе проведенного анализа и выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему:
недостаточно разработана система работы для развития творческих
способностей обучающихся;
неполное использование возможностей учреждений дополнительного
образования детей для выявления и дальнейшего развития творческих способностей у детей;
отсутствие чётко отработанной, стройной системы работы с детьми;
недостаточный уровень психолого-педагогических знаний у
педагогических работников и родителей обучающихся;
недостаточное количество реализуемых в данном направлении
дополнительных образовательных программ;
Слайд
Мудр был человек, связавший слово «урок» со словом жизнь, имея в виду серьезные и неожиданные уроки, которые преподносит нам жизнь. А жизнь - это процесс познания мира и самого себя.
И пусть с наших уроков дети будут уходить в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.
8