12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бикбаева Айнура Канаткалиевна25
3

Доклад «Развитие творческих способностей младших школьников с помощью ИКТ. Мифы и реальности»

 

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".

Древняя мудрость

Слайд 1. Одним из требований нового федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий. 

Актуальность данной темы объясняется следующими положениями: во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности средствами информационно-коммуникационных технологий.

Цель работы – показать, что  для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных даных, средствами информационно-коммуникационных технологий.

Для наиболее полного раскрытия данной темы необходимо рассмотреть следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному направлению.

2. Выявить педагогические условия создания и эффективной реализации развивающего характера обучения.

3. Подобрать систему приёмов, способствующих развитию творческих способностей младших школьников.

4. Создать оптимальные условия для  развития  творческих способностей младших школьников с помощью ИКТ.

Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

 

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей.  Творческие   способности  не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для  развития  творческой личности.

Для современного учителя компьютер – это уже не роскошь – это необходимость.

Вот уже с 2010 года мы ведём уроки с мультимедийной поддержкой и можем с уверенностью сказать, что использование ИКТ на уроке:

расширяет возможности предъявления учебной информации;

усиливает обратную связь в системе «ученик-учитель»;

повышает интерес к предмету, эффективность развития и уровня обученности учеников;

Стимулирует развитие творческих способностей детей, развивает память, внимание;

последовательность рассуждений и их доказательств, интеллект;

вызывает появление чувства творческого удовлетворения;

не возникает стрессовой ситуации, когда перед учителем и одноклассниками приходится проявлять свою несостоятельность.

- Дети от природы любознательны и полны желания учиться.

Для того, чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны учителя.

Наша задача, используя разнообразные методы, формы работы систематически и целесообразно развивать у детей гибкость и подвижность мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности, учить детей рассуждать, мыслить, делать выводы.

И я хочу поделиться с вами опытом работы над этой задачей, т.е. показать, как мы развиваем творческие способности учащихся.

- Коснёмся некоторых предметов, преподаваемых в начальной школе.

С первого года обучения на уроках мною используются творческие игры: «Продолжи», «Рассказ на одну букву», «Сочини сказку», «Придумай рифму», «Расскажи сказку от имени главного или отрицательного героя», «Изготовь книжку-малышку. Разделите сказку на части, к каждой части сделайте рисунок».

Дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи, создают иллюстрации.

Сказки – любимый литературный жанр у детей. Я предлагаю детям изменять сюжеты любимых сказок, вводить что-то новое, необычное, придумать продолжение известных сказок, попробовать самим сочинить сказку. Так, например, после чтения и разбора сказок и рассказов о природе я предложила детям самим придумать сказку-загадку о временах года, красочно оформить её. «В гостях у матушки природы»…

Для развития творческих способностей также использую различные игры, загадки, ребусы, кроссворды. Дети учатся думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Сами сочиняют загадки, кроссворды.

( Слайд 8) На уроке литературного чтения изучали стихотворение И. Бунина «Листопад». Детям даётся задание вспомнить стихи И.Бунина об осени и вставить сравнения в предложения.

Лес, точно терем расписной

Как вышки, ёлочки темнеют.

Просветы в небе, что оконца.

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра..

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток___________,

На паутине замирает.

Придумывают свои сравнения, чтобы описать осенний день. Можно работать в парах, в группах.

На уроках русского языка для закрепления написания словарных слов использую ребусы, кроссворды, загадки: детям очень нравится их разгадывать.

– Из опыта работы в начальной школе можем сказать, что раньше без использования ИКТ, трудно было разгадывать магические квадраты. Сейчас мы с этой проблемой почти не сталкиваемся, т.к. имеем возможность более наглядно, благодаря визуализации, продемонстрировать ход решения подобных задач.

Очень нравятся детям задания творческого характера. Например, даны геометрические фигуры – ломаная, отрезки и круг. Мы предложили своим ученикам дорисовать фигуры. Вот, что у нас получилось….

Слайд

Далее становясь старше задания и методы обучения усложняются. В 3-4 классах я начинаю использовать на уроках следующие приёмы: «Мозговой штурм», «Составление кластера».

Характеристика каждого приёма

«Мозговой штурм»

Слайд

Основная цель- развитие творческого типа мышления. Проводится в группах. Можно использовать на любом уроке. Допустим на окружающем мире ставится проблема «Как сохранить леса?» «Как сохранить чистый воздух, что мы можем для этого сделать?». Затем обсуждаем в группах, выносим предложения для решения проблемы и на третьем этапе коллективно составляем памятку, требования и т.д. Так же дети составляют презентации, проекты.

Приём «Составление кластера»

Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

Слайды 11, 12

На уроках математики составляют и решают в группах математические кроссворды, составляют задач

Упражнения (тесты) на развитие воображения.

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упр.№1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упр.№2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр.№3

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

1

Упр.№4

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Упр.№5

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Упр.№6

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Упр.№7

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

Упр.№8

Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

- Кроме внутри классной работы проводятся общешкольные мероприятия. Такие, как конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные дела. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие и родители.

  1. Противоречие

между новыми требованиями общества и семьи к формированию

самостоятельной творческой личности, способной к самообучению и самообразованию и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения;

между стремлением коллектива обеспечить «среду успеха» каждому

воспитаннику для выявления и развития их творческого потенциала и недостаточным материально-техническим, информационно- техническим и дидактическим обеспечением;

между потребностями воспитанников в сопровождении их

исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях развития способностей обучающихся и методах ее выявления и развития.

  1. Проблема

На основе проведенного анализа и выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему:

недостаточно разработана система работы для развития творческих

способностей обучающихся;

неполное использование возможностей учреждений дополнительного

образования детей для выявления и дальнейшего развития творческих способностей у детей;

отсутствие чётко отработанной, стройной системы работы с детьми;

недостаточный уровень психолого-педагогических знаний у

педагогических работников и родителей обучающихся;

недостаточное количество реализуемых в данном направлении

дополнительных образовательных программ;

Слайд

 

Мудр был человек, связавший слово «урок» со словом жизнь, имея в виду серьезные и неожиданные уроки, которые преподносит нам жизнь. А жизнь - это процесс познания мира и самого себя.

И пусть с наших уроков дети будут уходить в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.

8

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.