Доклад «Развитие творческих способностей у младших школьников»
Доклад «Развитие творческих способностей у младших школьников»
Выполнила: Житова А.В.
«Творчество - это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде,
где человек воображает, комбинирует,
создает что-либо новое».
Л. С. Выготский
Дети младшего школьного возраста имеют свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на индивидуальность ребенка. Именно в этом возрасте у детей развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.
Актуальность темы “Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста» обусловлена противоречием между ростом потребности общества в людях, имеющих прочные, глубокие знания, способных самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, и существующей системой образования, не нацеленной пока на развитие творческих качеств личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей. Громов Е. С. в своей работе «Дифференцированный подход в обучении творческой деятельности учащихся младших классов» отмечает, что актуализация творческого потенциала младших школьников – это деятельность педагога и учащихся, обеспечивающая переход совокупности творческих способностей и психических новообразований младших школьников из потенциального состояния в актуальное, из состояния возможного в действительное, в результате побуждающая учащихся к проявлению и развитию творческой индивидуальности на уроках в начальной школе.
Развитию творческих способностей учащихся на уроках будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
- развитие творческого мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческой деятельности.
Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности.
Необходимо, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию творческих способностей. Творческие способности будут формироваться быстрее, если ученики будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат.
Процесс обучения творчеству на уроках должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свои способности. Дети должны учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию на уроках.
Педагоги и психологи считают, что активное развитие творческих способностей происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети интересуются окружающим миром. Они любознательны, активны. Поэтому так важно на уроках в школе создавать определенные условия для формирования и развития творческих способностей.
Для того чтобы творческие способности детей получили успешное развитие, необходимо создать определенные условия. Например, предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, определенных действий. Не давать готовых ответов детям, а создавать такие условия при которых они самостоятельно будут находить ответы. Давать нестандартные задания, где ребенок может проявить себя и раскрыть свой потенциал. При этом необходимо создать комфортную обстановку, оказывать помощь и поддержку ребенку, поощрять его. Чем благоприятнее условия на уроках, тем успешнее будет развитие.
Но не только важно создать благоприятные условия для развития творческих способностей. Не все дети могут сохранить творческую активность. Правильно подобранные методы обучения помогают достичь детям более высокого уровня творческого развития.
В начальной школе основной задачей является развитие у всех младших школьников общих способностей и формирование интереса к учению. Однако не всегда учебная деятельность ребёнка успешна. Но, не смотря на неудачи ребёнка в учёбе, он должен чувствовать поддержку учителя. Развивать творческие способности ребенок может в различных кружках и творческих объединениях, которые способствуют развитию его способностей. Младшие школьники берутся за любые дела, хотя у них нет ни опыта, ни навыков. Однако без помощи учителя многие затеи обречены на провал, поэтому важно поддержать ребенка, чтобы был определенный результат.
Не всякая деятельность, в которую включают ребенка, формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей детей, она должна удовлетворять определенным условиям. Первое, ребенок должен быть лично заинтересован, желать выполнить работу как можно лучше. На уроке ребенок должен испытывать чувство удовлетворения от деятельности, лишь тогда у него будет желание заниматься ею. Второе, на уроке деятельность ребенка должна быть связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это дает положительную самооценку, удовлетворения от достигнутых успехов. Важно на уроке организовать деятельность ребенка так, чтобы он ставил самостоятельно цели и достигал их.
Развитие творческих способностей ребенка требует от учителя большой подготовки к уроку. Необходимо излагать материал в доступной и интересной для детей форме, сделать процесс обучения интересным и познавательным, используя различные приемы, в том числе игровые.
На уроках важно предлагать задания различной сложности. Создавать условия для творческого роста, поощрять активность.
Поддерживать новые творческие начинания. Важно, создать такие условия, чтобы в процессе урока ребенок искал свое неповторимое решение поставленной задачи, не похожее на решения других. Это помогает детям, не боятся делать по-своему, развивать свое индивидуальное видение, развивать творческие способности.
Развитие творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если на уроках будет представлен целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Действия учителя в итоге должны быть направлены на то, чтобы воспитать ученика, способного творчески мыслить, самостоятельно ставить цели, последовательно осуществлять действия, направленные на определенный результат.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий учитель тот, кто:
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить целенаправленно, с учетом интересов ребенка, под контролем родителей и учителя. Только в тесном содружестве всех заинтересованных лиц может развиваться всесторонне развитая творческая личность.