Разработка классного часа для 9 класса «Речевой этикет, или кое-что о вежливости»
Разработка классного часа для 9 класса «Речевой этикет, или кое-что о вежливости»
Цели: познакомить учащихся с термином «речевой этикет», рассмотреть устойчивые формы общения между людьми, показать роль вежливости в общении.
Ход классного часа
I. Постановка цели и обсуждение проблемы.
1. Инсценировка «В трамвае».
Учитель предлагает посмотреть (прослушать) сценку.
Автор. В трамвай вошла группа молодых людей - подростков. Они шумны и беспардонны, излишне громко смеются, рассказывают друг другу анекдоты. Рядом стоит пожилой человек.
Старик. Эй вы, мелюзга, а ну-ка прекратите здесь орать!
Юноша. Э, ты, папаша, помалкивай, не твое это дело!
Старик. Ах ты, сопляк! Мерзавец! Я тебя научу, как себя вести!
Автор. Глубокое заблуждение «учителя»: подобным образом научить вести себя невозможно.
2. Вопросы учащимся:
- Почему неправильно поступил юноша?
- Что неправильно сделал старик?
Идет обсуждение.
Вывод: общение как с той, так и другой стороны было грубым. Очень важно быть вежливым в общении между людьми.
II. Знакомство с новыми терминами.
Речевой этикет - это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой этикета является вежливость. Философский словарь по этике так определяет это явление: «Вежливость - это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».
Вежливость - это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.
Очень часто можно услышать: «Какая славная у Вас девочка! Всегда говорит: «Здравствуйте!», или: «Наш сосед хороший человек - так вежливо говорит «спасибо» даже за маленькую услугу», или: «Какой неприятный человек, говорит всем «ты». Таким образом, люди часто обращают внимание, вежлив человек или нет.
III. Работа в группах.
Игра «Цветок вежливости».
Учитель выносит ромашку, на лепестках которой написано:
Приветствия
Прощания
Извинения
Просьба
Благодарность
Ученики делятся на группы, каждая группа берет лепесток и выполняет задание: «Вспомнить обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях». Побеждает та группа, которая больше таких оборотов вспомнит. Задание оценивается по десятибалльной системе.
IV. Подведение итогов.