Разработка классного часа для 9 класса «Речевой этикет, или кое-что о вежливости»

3
0
Материал опубликован 19 May 2016 в группе

Разработка классного часа для 9 класса «Речевой этикет, или кое-что о вежливости»

Цели: познакомить учащихся с термином «речевой этикет», рассмотреть устойчивые формы общения между людьми, показать роль вежливости в общении.

Ход классного часа

I. Постановка цели и обсуждение проблемы.

1. Инсценировка «В трамвае».

Учитель предлагает посмотреть (прослушать) сценку.

Автор. В трамвай вошла группа молодых людей - подростков. Они шумны и беспардонны, излишне громко смеются, рассказывают друг другу анекдоты. Рядом стоит пожилой человек.

Старик. Эй вы, мелюзга, а ну-ка прекратите здесь орать!

Юноша. Э, ты, папаша, помалкивай, не твое это дело!

Старик. Ах ты, сопляк! Мерзавец! Я тебя научу, как себя вести!

Автор. Глубокое заблуждение «учителя»: подобным образом научить вести себя невозможно.

2. Вопросы учащимся:

- Почему неправильно поступил юноша?

- Что неправильно сделал старик?

Идет обсуждение.

Вывод: общение как с той, так и другой стороны было грубым. Очень важно быть вежливым в общении между людьми.

 

II. Знакомство с новыми терминами.

Речевой этикет - это правила поведения человека в общении с другими людьми. Основной чертой этикета является вежливость. Философский словарь по этике так определяет это явление: «Вежливость - это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».

Вежливость - это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.

Очень часто можно услышать: «Какая славная у Вас девочка! Всегда говорит: «Здравствуйте!», или: «Наш сосед хороший человек - так вежливо говорит «спасибо» даже за маленькую услугу», или: «Какой неприятный человек, говорит всем «ты». Таким образом, люди часто обращают внимание, вежлив человек или нет.

 

III. Работа в группах.

Игра «Цветок вежливости».

Учитель выносит ромашку, на лепестках которой написано:

Приветствия

Прощания

Извинения

Просьба

Благодарность

Ученики делятся на группы, каждая группа берет лепесток и выполняет задание: «Вспомнить обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях». Побеждает та группа, которая больше таких оборотов вспомнит. Задание оценивается по десятибалльной системе.

 

IV. Подведение итогов.

Комментарии
Комментариев пока нет.