Тип урока:
Урок рефлексии.
Цель:
1. Применять алгоритмы устных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при умножении и делении двузначных чисел.
2. Решать на новом числовом концентре текстовые задачи изученного вида.
3. Подготовить детей к знакомству с уравнениями нового вида, которые будут вводиться через текстовую задачу.
4. Учиться выделять (путём наблюдения) в тексте задачи величину, которая будет приниматься за основное неизвестное (х).
5. Учиться выражать через основное неизвестное (х) остальные величины (составлять уравнение).
6. Решать неравенства с одной переменной.
7. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
УУД
Личностные:
• придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
• Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.
Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению
Регулятивные:
• Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения с классом;
• Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
• Составлять план решения отдельной учебной задачи;
• Работая по плану, сверять
• Свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
• В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
• Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
• Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
• Делать выводы на основе обобщения умозаключений;
Коммуникативные:
• доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
• доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
• вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,
• выделять главное, составлять план;
Оборудование:
Презентация.
Литература:
Учебник «Математика» Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
Деятельность учителя: |
Деятельность ученика: |
1.Мотивация к коррекционной деятельности. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Алина Ивановна. Я проведу у вас урок математики. |
Эмоциональный, положительный настрой на урок. |
2.Актуализация знаний и пробные учебные действия. Итак, приступим к работе. Начнем урок с устного счета. О ком говорится в задаче? Что говорится о ките? Что говорится об акуле? Что нужно найти? Как узнать длину акулы? Как 330:3? Верно. Представим 330 в виде суммы разрядных слагаемых 300 и 30. Получим выражение сумму чисел 300 и 30 разделить на 3. Используем правило деления суммы на число. Сначала 300 разделим на 3, получим 100. Затем 30 разделим на 3, получим 10. 100+10=110 О ком говорится в задаче? Что говорится о комаре? Что говорится о пчеле? Что нужно найти? Как узнать, сколько взмахов в секунду делает пчела? Как 720:6? Верно. Представим 720 в виде суммы удобных слагаемых 600 и 120. Получим выражение сумму чисел 600 и 120 разделить на 6. Используем правило деления суммы на число. Сначала 600 разделим на 6, получим 100. Затем 120 разделим на 6, получим 20. 100+20=120 О ком говорится в задаче? Что говорится о слоненке? Что говорится о детеныше синего кита? Что нужно найти? Как массу новорожденного синего кита? Как 130·4? Верно. Представим 130 в виде суммы разрядных слагаемых 100 и 30. Получим выражение сумму чисел 100 и 30 умножить на 4. Используем распределительный закон умножения относительно сложения. Сначала 100 умножим на 4, получим 400. Затем 30 умножим на 4, получим 120. 300+120=420 О ком говорится в задаче? Что говорится о гигантском крабе? Что говорится о крабе - горошине? Что нужно найти? Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого? Как 600:4? Верно. Представим 600 в виде суммы удобных слагаемых 400 и 200. Получим выражение сумму чисел 400 и 200 разделить на 4. Используем правило деления суммы на число. Сначала 400 разделим на 4, получим 100. Затем 200 разделим на 4, получим 50. 100+50=150 О ком говорится в задаче? Что говорится о буром медведе? Что говорится о белом медведе? Что нужно найти? Как найти массу белого медведя? Как 350·2? Верно. Представим 350 в виде суммы разрядных слагаемых 300 и 50. Получим выражение сумму чисел 300 и 50 умножить на 2. Используем распределительный закон умножения относительно сложения. Сначала 300 умножим на 2, получим 600. Затем 50 умножим на 2, получим 100. 600+100=700 Внизу схемы – алгоритма даны числа. Выполните действие с каждым из них по этой схеме. Какое число следует взять первым? Какое действие выполнить с ним сначала? Какое действие выполнить затем? Выполните алгоритм до конца. Назовите результат. Кто сможет пройти весь алгоритм, используя второе число?
|
Возьмем число 200, 200:200=1 сравним 1 с 4: 1 меньше 4, значит, следует двигаться по левой веточке алгоритма 1·90=90 90:3=30 результат = 30 400-60 600-90 800-300 1000-345 |
3.Локализация затруднений. Выполним задания под №3 на стр. 82 Прочитайте задание. Решения каких неравенств записаны. Итак, а) – решение какого неравенства? Как можете доказать? Верно. Решением неравенства называется число, обращающее неравенство с переменной в верное числовое неравенство. 587+0<600 587+1<600 … 587+12<600 б) – решение какого неравенства? Как можете доказать? Верно. Решением неравенства называется число, обращающее неравенство с переменной в верное числовое неравенство. 401<400 402<400 … Сколько решений имеет это неравенство? |
Витя придумал несколько неравенств: А)у>400 Б)180:с<3 В)587+k<600 Лика записала решения только для двух из них: А)0,1,2,3,4,5,6,7,8,10,11,12 Б)401,402,403… . в)587+k<600 а)у>400
|
4.Построение проекта выхода из затруднения. №5 Теперь мы откроем тетрадь, запишем число классная работа. Решим третье неравенство письменно. Какое неравенство у нас оказалось не решено? 180:с<3 |
|
5. Реализация проекта выхода из затруднений Работаем подбором. Если с=1, то 180:1=180<3(ложь) Если с=2, то 180:2=90<3(ложь) Если с=3, то 180:3=60<3(ложь) … Как вы думаете, можно взять делитель значительно больше? Если с=10, то 180:10=18<3(ложь) … Как вы думаете, можно взять делитель значительно больше? Если с=60, то 180:60=3<3(ложь) Если с=61, то 180:61=<3(истина) Если с=62, то 180:62=<3(истина) Ответ: 61, 62, 63… |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Задача № 4а, с. 82-83 - Прочитайте задачу. Что такое лиман? (мелководный залив при впадении реки в море) О ком говорится в задаче? Что говорится о мальчиках? Что говорится о Вите? Что говорится о Косте? Что нужно узнать в задаче? Сколько вопросов в задаче? Найдем ответ на первый вопрос: Каким будет расстояние между лодками через 1 минуту? - Рассмотрите представленную схему. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? А можем ли мы узнать, сколько м проплывут лодки вместе за одну минуту? Почему? Скорость, с которой лодки приближаются друг к другу за 1 минуту называется скорость сближения. Можно говорить, что мы узнаем скорость сближения. Во сколько действий задача? Что найдем в первом действии? Какой знак действия выберем? Что найдем во втором действии? Какой знак действия выберем? Запишем решение по действиям с пояснениями. Найдем ответ на второй вопрос: Каким будет расстояние между лодками через 2 минуты? Сколько проплывут лодки за вторую минуту? Почему? Расстояние между ними уменьшится или увеличится? На сколько? Как его найти? Запишем решение Найдем ответ на третий вопрос: Смогут ли лодки встретиться через 3 минуты? Почему? Можно ли было решить третью задачу другим способом? Зная, что скорость лодки Вити 40м/мин, и что он двигался 3 минуты, что мы можем найти? Зная, что скорость лодки Кости 30м/мин, и что он двигался 3 минуты, что мы можем найти? Зная, сколько м прошла каждая лодка, что мы можем найти? Как узнать, встретятся ли лодки через 3 мин? |
Нет Не знаем, сколько м проплывут лодки вместе за одну минуту Да Знаем, сколько проплывет каждая за 1 минуту 2 Скорость сближения + Расстояние между лодками через 1 минуту - Решение задачи: 1)30+40=70(м/мин)-скорость сближения 2) 210-70=140(м)- расстояние через 1минуту. Еще 70м Их скорость сближения 70м/мин Уменьшится На 70м 140-70 3) 140 – 70=70 (м)- расстояние через 2 минуты. Осталось 70м, их и пройдут лодки за третью минуту. 4)70=70 Ответ:140 м,70м, смогут. Расстояние, пройденное Витей Расстояние, пройденное Костей Общее пройденное расстояние Сравнить его с 210 м |
Физкультминутка. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
300+3-3=300 400+400:400=401 30*5+50=200 600-200*3=0 70*2-60=80 560:8*1=70 |
Включение в систему знаний и повторений. Задача № 5, с. 83 - Прочитайте. Найдем корень каждого уравнения. Запишем корни в порядке убывания. Подберите соответствующие схемы. Какие ответы у вас получились? - Прочитайте предложенную Костей задачу. - Какая величина известна? - Как выражена неизвестная величина? - Подберите соответствующее уравнение и схему.
Какая величина принята за основное неизвестное (х). - Как выражено через основное неизвестное (х) количество кустов тамариска? - Можно ли решить данную задачу уравнением? - Предложите свою задачу к любому из этих уравнений. Задание № 7, с. 83 |
В порядке убывания:б,г,а,в а – а; б – г, д; в – б, в; г – е; Кустов можжевельника в 3 раза меньше, чем кустов тамариска. Уравнение х ∙ 3 = 120 ; Схемы б), в) Количество кустов можжевельника. Оно в 3 раза меньше чем кустов тамариска. Да. А)У Кати было 120 марок, 3 из них посвящены городам – героям, остальные – юбилейным датам. Сколько юбилейных марок у Кати? Если домой женщина принесла 10 яблок, и мы знаем, что это лишь половина(так как четвертый охранник отобрал половину яблок), то подходя к 4м калитке, у женщины было яблок в 2 раза больше, чем 10. Т.е. 10*2=20 (ябл.) Когда женщина подходила к 3 охраннику, у неё яблок было в 2 раза больше, чем 20. Т.е 20*2=40(ябл.), и половину этих яблок охранник отобрал. Когда женщина подходила ко 2 охраннику, яблок у неё было в 2 раза больше, чем 80. Т.е. 80*2=160. Значит, в саду женщина собрала 160 яблок. 1 охраннику она отдала половину из 160. Это 160:2= 80(ябл.). И 80 яблок у неё осталось. 2 охраннику она отдала половину от 80. Это 80:2=40(ябл.). И 40 яблок у неё осталось. 3 охраннику она отдала половину от40. Это 40:2=20(ябл.). И 20 яблок у неё осталось. 4 охраннику она отдала половину из 20. Это 20:2=10(ябл.). И 10 яблок у неё осталось. Их-то она и принесла домой. |
9. Рефлексия. Чему вы научились на этом уроке? Что повторили? Что осталось непонятным? Ребята, кто сегодня работал лучше всех и заслуживает высокой оценки? Какое задание он выполнил лучше всех? Домашняя работа. Стр.83 № 4б, 6 |