Упражнения «Синтаксический марафон» на уроках русского языка в старших классах
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
«Синтаксический марафон» на уроках русского языка в старших классахподготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
В январе 2017 исполнилось бы 95 лет со дня рождения Юрия Левитанского, поэта, чье творчество объединяет людей независимо от возраста и жизненного опыта. Все стихи этого совестливого поэта о нем самом, о его жизни, его отношении к людям и жизни. Безусловно, современные школьники должны знать эти удивительные стихи, ироничные и грустные, необычные и очень близкие, зовущие к состраданию и заставляющие остановиться и задуматься -словом, разные.
Как привлечь внимание старшеклассников к незнакомым для них поэтическим строкам? Одно из средств – дидактический материал на основе поэтических строк Левитанского. Синтаксический марафон позволит повторить основные понятия синтаксиса, подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, может быть использован как в индивидуальной, так и в коллективной работе, в работе с одарёнными детьми.
Вера Легоцкая,
учитель МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Текст 1.
1. Выпишите из предложения 1 словосочетание со связью управление.
2. Какие слова или сочетания слов являются грамматической основой в одном из предложений?
А) убивали пули
Б) что были посланы
В) были посланы
Г) были мы ранними
3. Укажите верную характеристику предложения 2:
А) сложное бессоюзное
Б) сложное вторая часть -односоставное назывное
В) простое предложение, осложненное однородными членами
Г) сложное, вторая часть -односоставное неопределенно-личное
4. Укажите вид придаточного в предложении 1.
5. Какая фигура в предложениях 1,2 придает интонационную и стилистическую выразительность речи:
А) анафора
Б) инверсия
В) градация
Г) синтаксический параллелизм
(1)И убивали, и ранили
пули, что были в нас посланы.
(2)Были мы в юности ранними,
стали от этого поздними.
(«Мое поколение»)
Текст 2.
1. Из предложений 1-4 выпишите словосочетание со связью примыкание.
2. Какие слова или сочетания слов являются грамматической основой в одном из предложений?
А) можно себе представить (предложение 7)
Б) вас злят (предложение 6)
В) он человек (предложение 5)
Г) мне нравится взгляд
3. Среди предложений текста найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
4. Среди предложений текста найдите неполное предложение. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений текста найдите простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
6. Какое средство выразительности в предложениях 1-6 позволяет акцентировать внимание читателя на наиболее значимых понятиях:
1) эпифора
2) лексический повтор
3) полисиндетон
4) перифраз
(1) Мне нравится иронический человек.
(2) И взгляд его, иронический, из-под век.
(3) И черточка эта тоненькая у рта —
иронии отличительная черта.
(4) Мне нравится иронический человек.
(5) Он, в сущности, — героический человек.
(6) Мне нравится иронический его взгляд
на вещи, которые вас, извините, злят.
(7) И можно себе представить его в пенсне,
листающим послезавтрашний календарь.
(«Иронический человек»)
Текст 3.
1. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании РАСКУРИВ ТАБАК (предложение 3).
2. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 4.
3. Среди предложений текста найдите сложное, в состав которого входит односоставное определенно-личное, или простое односоставное определенно-личное. Напишите номер этого предложения.
4. Среди предложений текста найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений текста найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
6. Какие предложения в тексте выполняют роль эмоционального усиления. Напишите их номера.
(1)Сколько раз
меня в крестьянской хате
приглашали к скромному столу!
(2)Клали на ночь
только на кровати,
сами ночевали на полу.
(3)Провожая утром до ограды,
говорили,
раскурив табак,
дескать, чем богаты,
тем и рады.
(4)Извиняйте, если что не так!..
(«Здесь обычай древний…»)
Текст 4.
1. Из предложений 1-3 выпишите словосочетание со связью примыкание.
2. Какого словосочетания нет в предложениях 4-6:
А) в этой потасовке
Б) помочь вам
В) песня спета
Г) ваша песня
3. Среди предложений текста найдите такое, в котором сказуемое составное именное. Напишите номер этого предложения.
4. Среди предложений текста найдите предложения с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
5. Среди предложений текста найдите сложное предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения.
6. Какое средство выразительности в предложениях 2,3,4 делает описание живым, запоминающимся, эмоциональным:
А) риторическое обращение
Б) развернутая метафора
В) метонимия
Г) сравнение
(1)Горящей осени упорство!
(2)Сжигая рощи за собой,
она ведет единоборство,
хотя проигрывает бой.
(3)Идет бесшумный поединок,
но в нем схлестнулись не шутя
тугие нити паутинок
с тугими каплями дождя.
(4)И ветер, в этой потасовке
с утра осинник всполошив,
швыряет листья, как листовки,-
сдавайся, мол, покуда жив.
(5)И сдачи первая примета —
белесый иней на лугу.
(6)Ах, птицы, ваша песня спета,
и я помочь вам не могу...
(«Пейзаж»)
Текст 5.
1. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании НИКАК НЕ МОГЛА (предложение 2).
2. Какие слова или сочетания слов являются грамматической основой в одном из предложений?
А) менялось строенье (предложение 4)
Б) менялась погода резче и злей (предложение 4)
В) что-то менялось (предложение 3)
Г) чем дальше (предложение 4)
3. Среди предложений текста найдите сложное, в состав которого входит неполное, или простое неполное. Напишите номер этого предложения.
4. Укажите верную характеристику предложения 4:
А) сложное бессоюзное
Б) сложное с подчинительной и бессоюзной связью
В) простое предложение, осложненное сравнительным оборотом
Г) сложное с подчинительной связью
5. Найдите сложноподчиненное предложение и укажите вид придаточного в нем.
6. Какое средство выразительности в тексте позволяет акцентировать внимание читателя на наиболее значимых понятиях:
А) перифраз
Б) лексический повтор
В) анафора
Г) эпифора
(1)Вдали полыхнула зарница,
Качнулась за окнами мгла.
(2)Менялась погода —
смениться
погода никак не могла.
(3)И все-таки что-то менялось.
(4)Чем дальше, тем резче и злей
менялась погода,
менялось
строенье ночных тополей.
(«Вдали полыхнула зарница...»)
Текст 6.
1. Выпишите из предложений текста словосочетание(я) со связью примыкание.
2. Какого словосочетания нет в предложениях текстах:
А) перед вами жизнь
Б) отдаю вам
В) романтический туман
Г) пробивает себе
3. Какие слова или сочетания слов являются грамматической основой в одном из предложений?
А) прочтите (предложение 1)
Б) ее отдаю (предложение 2)
В) пробивает путь (предложение 2)
Г) пробивает соль (предложение 2)
4. Укажите верную характеристику предложения 2:
А) сложное бессоюзное
Б) сложное с подчинительной и бессоюзной связью
В) сложное предложение с однородным подчинением придаточных
Г) сложное с подчинительной связью
5. Найдите сложноподчиненное предложение и укажите вид придаточного в нем.
6. Какое средство выразительности в предложении 2 делает описание живым, запоминающимся, эмоциональным:
А) эпитеты
Б) развернутая метафора
В) метонимия
Г) сравнение
(1)Пред вами жизнь моя — прочтите жизнь мою.
(2) Ее, как рукопись, на суд вам отдаю,
как достоверный исторический роман,
где есть местами романтический туман,
но неизменно пробивает себе путь
реалистическая соль его и суть.
(«Пред вами жизнь моя...»)
Текст 7.
1. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЗАБАРАБАНИТ НЕВПОПАД (предложение 2).
2. Какие слова или сочетания слов являются грамматической основой в одном из предложений?
А) все пойдет (предложение 1)
Б) день-другой (предложение 1)
В) вся клавиатура пойдет плясать (предложение 2)
Г) надпись «Осторожно, листопад!» раскачиваться будет (предложение 4)
3. Среди предложений текста найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
4. Среди предложений текста найдите простое односоставное предложение или сложное предложение, одна из частей которого -односоставное. Определите вид этого односоставного предложения.
5. Укажите верную характеристику предложения 3:
А) сложносочиненное предложение
Б) простое осложненное предложение
В) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
Г) сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью
6. Какое средство выразительности в предложении 2 делает описание выразительным, передает индивидуальность, неповторимость осеннего пейзажа:
А) эпитеты
Б) развернутая метафора
В) метонимия
Г) сравнение
(1)…День-другой,
и все пойдет на спад!
(2) Проявится осенняя натура,
и, предваряя близкий листопад,
листва зашелестит, как партитура,
и дождь забарабанит невпопад
по клавишам,
и вся клавиатура
пойдет плясать под музыку дождя.
(3) Но стихнет,
и, немного погодя,
наклонностей опасных не скрывая,
бегом-бегом
по линии трамвая
помчится лист опавший,
отрывая
тройное сальто,
словно акробат.
(4)И надпись «Осторожно, листопад!»,
неясную тревогу вызывая,
раскачиваться будет,
как набат,
внезапно загудевший на пожаре.
(«Как показать осень»)
Текст 8.
1. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЭТУ МЕДЬ (предложение 1).
2. Какого словосочетания нет в предложении 2:
А) пустился в пляс
Б) конопат и рыж
В) виснувшие с крыш
Г) все сосульки
3. Какие слова или сочетания слов являются грамматической основой в одном из предложений?
А) не иметь (предложение 1)
Б) была пуста его купель (предложение 1)
В) все сосульки запели (предложение 2)
Г) которая упала (предложение 3)
4. Среди предложений текста найдите предложение с уточняющим распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
5. Среди предложений текста найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
6. Какое средство выразительности в предложениях текста состоит в переносе признаков живого существа на явления природы:
А) сравнение
Б) лексический повтор
В) синекдоха
Г) олицетворение
(1) Еще апрель таился у запруд,
еще была пуста его купель,
а он не почитал уже за труд
усилья капель
складывать в капель —
в копилку,
по копеечке,
копил,
как скряга,
а потом на эту медь
себе рубаху синюю купил —
ни мне, ни вам подобной не иметь.
(2) В рубахе синей,
конопат и рыж,
пустился в пляс,
как молодой цыган,
и все сосульки,
виснувшие с крыш,
запели,
как серебряный орган.
(3) И тут уже поехало,
пошло,
а на вторые или третьи сутки,
в один из этих дней,
произошло
самоубийство мартовской сосульки,
которая,
отчаявшись,
упала
с карниза
и покончила с собой,
чего никто, конечно,
не заметил.
(4) Апрель был юн,
он весел был и светел
и щеголял
в своей рубахе синей,
которая казалась голубой.
(«Апрель»)
Текст 9.
1. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании РАЗБУЖЕННЫЙ НОЧЬЮ (предложение 3).
2. Какого словосочетания нет в предложении 3:
А) так неохотно
Б) среди света
В) улыбнувшийся сквозь слезы
Г) эта зелень
3. Какие слова или сочетания слов являются грамматической основой в одном из предложений?
А) я принес (предложение 1)
Б) была бледна зелень (предложение 3)
В) ребенок, старичок (предложение 3)
Г) я заставил раскрыть (предложение 2)
4. Укажите верную характеристику предложения 3:
А) сложносочиненное предложение
Б) простое осложненное предложение
В) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью
Г) сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью
5. Укажите предложения, осложненные однородными членами.
6. Какое средство выразительности в предложении 3 делает описание живым, запоминающимся, эмоциональным:
1) сравнение
2) метафора
3) синекдоха
4) метонимия
(1) Я зимнюю ветку сломал, я принес ее в дом
и в стеклянную банку поставил.
(2) Я над ней колдовал, я ей теплой воды подливал,
я раскрыть ее листья заставил.
(3) И раскрылись зеленые листья,
растерянно так раскрывались они,
так несмело и так неохотно,
и была так бледна и беспомощна бедная эта
декабрьская зелень,
как ребенок, разбуженный ночью,
испуганно трущий глаза
среди яркого света,
как лохматый смешной старичок,
улыбнувшийся грустно
сквозь слезы.
(«Попытка убыстренья»)
Текст 10.
1. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании В ЭТОМ СМЫСЛЕ (предложение 3).
2. Какого словосочетания нет в предложениях текста:
А) высказывает мысли (предложение3)
Б) довольно трезво (предложение 3)
В) иногда побеждает (предложение 3)
Г) пусть побеждает (предложение 5)
3. Какие слова или сочетания слов являются грамматической основой в одном из предложений?
А) приходит замысел рисунка (предложение 1)
Б) это убеждает (предложение 6)
В) он рассуждает (предложение 3)
Г) сердце остается (предложение 4)
4. Укажите верную характеристику предложения 3:
А) сложное бессоюзное предложение
Б) сложное с сочинительной и бессоюзной связью
В) простое осложненное предложение
Г) сложное с сочинительной связью
5. Среди предложений текста найдите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного в этом предложении.
6. Какое средство выразительности в тексте позволяет акцентировать внимание читателя на наиболее значимых понятиях:
1) перифраз
2) лексический повтор
3) метонимия
4) метафора
(1) Вот приходит замысел рисунка.
(2) Поединок сердца и рассудка.
(3) Иногда рассудок побеждает:
он довольно трезво рассуждает,
здравые высказывает мысли,
ну, и побеждает в этом смысле...
(4)Сердце бьется, сердце не сдается,
ибо сердце сердцем остается.
(5)Пусть оно почаще побеждает!
(6)Это как-то больше убеждает.
(«Вот приходит замысел рисунка»)
Проверь себя
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Вопрос 4 |
Вопрос 5 |
Вопрос 6 |
|
Текст 1 |
посланы в нас |
Б |
В |
придаточное определительное |
Б |
___ |
Текст 2 |
взгляд его |
В |
3 |
2 |
7 |
2 |
Текст 3 |
управление |
извиняйте; что не так |
4 |
3 |
3 |
1,4 |
Текст 4 |
схлестнулись не шутя |
В |
5 |
2,4 |
2 |
Б |
Текст 5 |
примыкание |
В |
4 |
Б |
придаточное сравнительное |
Б |
Текст 6 |
где есть, соль его |
А |
А |
Б |
придаточное определительное |
Б |
Текст 7 |
примыкание |
Б |
4 |
назывное |
Б |
Б |
Текст 8 |
согласование |
Б |
А |
3 |
1 |
Г |
Текст 9 |
примыкание |
Б |
Г |
В |
1,3 |
1 |
Текст 10 |
согласование |
Г |
Б |
А |
придаточное причины |
2 |
Использованная литература
Левитанский Юрий http://levitansky.ru
Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений.-М.: Мнемозина, 2009.