Статья «Речевые упражнения на уроках русского языка в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида»
Пояснительная записка к презентации
Одним из эффективных методов обучения русскому языку в школе VIII вида являются речевые игры. Наряду с различными приёмами и упражнениями они нацелены на повторение, закрепление изученного материала и активизацию речевой деятельности школьников. Однако в отличие от обычных упражнений, речевые игры воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях они являются наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков. Любая игра кроме познавательных задач имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной.
Роль учителя при проведении речевых игр остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть, по возможности, скрытой от других учеников, чтобы у всех — и у слабых, и у сильных — создавалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать. В другом случае можно уменьшить количество заданий для слабых учащихся.
Выбор речевых игр обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором они проводятся. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Учащиеся разгадывают загадки и записывают слова-отгадки, ориентируясь на изученное ранее правило. Здесь коррекционно-развивающие и познавательные поурочные цели прослеживаются достаточно четко.
Речевые игры могут быть использованы на различных этапах урока. Так, во время повторения пройденного можно провести игру «Кто быстрее?» Учащимся дается время для прочтения по тетради слов, в которых на предыдущем занятии нужно было вставить пропущенную орфограмму, подчеркнуть и проверить ее. Затем по команде ученики, по одному из каждого ряда, на доске записывают столбиком слова в порядке их следования в упражнении. Осуществляется перекрестная проверка записанных слов, выявляются ошибки, подсчитываются очки, определяется ряд-победитель, который за быстрое и верное выполнение задания стимулируется. Далее каждый ученик проверяет по записи на доске, правильно ли он выполнил это задание.
Особенно целесообразны речевые игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники. Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для той цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий ход урока. В случае вялости, заторможенности класса игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.
Все игры предполагают при их завершении выявление победителя в лице ученика или группы. Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. Важный эмоциональный момент — поздравление победителя (стимулирование). Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.
Для привлечения внимания детей к языковому материалу на уроке, для пробуждения интереса к нему в игре тоже ставится учебная задача.
Говоря о постановке проблемной задачи в игре и её роли в повышении интереса детей к работе с языковым материалом, следует подчеркнуть, что она всегда должна быть нацелена на развитие внимания к самой теме урока, а не являться просто занимательным элементом последнего. Так, например, педагоги, чтобы заинтересовать детей, часто используют загадки. Отгадки к ним служат речевым материалом, на основе которого и осуществляется анализ признаков грамматической категории. Такой вариант решения проблемной ситуации (в данном случае — отгадывание загадки) не приближает учеников к речевым задачам, а скорее уводит от них, поскольку в центре внимания оказываются не языковые характеристики, а признаки, по которым отгадывается определенный предмет. Поэтому целесообразнее использовать загадки по типу: «Доскажи словечко».
СЛАЙДЫ (2-3)
Речевые игры этой группы могут содержать и такие задания. Например, «Отгадай»: «Я задумала слово, которое обозначает чувство человека. Задайте мне вопросы — и вы узнаете часть речи, которую я задумала». После решения задачи можно предложить школьникам назвать слова, обозначающие чувства человека, угадать, какое конкретно слово было задумано.
«Четвёртое слово». Учащиеся из слов выбирают одно, соответствующее по определённым признакам двум остальным.
СЛАЙДЫ (4-7)
Такие игры можно использовать при повторении частей речи.
Кроме этих речевых заданий выполняются и такие, как повторение предложений за учителем или их прочтение с правильной интонацией.
Задания на повторение предложений в старших классах могут выполняться в связи с решением орфографических и грамматических задач (устный грамматический разбор, зрительный или слуховой предупредительный диктант и др.), а также при использовании специальных игровых приемов.
Приведу примеры.
При изучении темы «Однородные члены предложения» может использоваться игра «Кто лучше?»
Каждый ряд выделяет своего представителя. Учитель следит, чтобы представители были примерно равными по своим возможностям. Они (один за другим) зачитывают написанное на карточке предложение и повторяют его по памяти с нужной интонацией. Выполнивший задание лучше всех получает право продиктовать классу свое предложение, произнося все слова, входящие в него, по слогам или с комментированием.
«Отгадай место слова».
СЛАЙД (8)
Учитель произносит предложение, схема которого вычерчена на доске: Холодный ветер обрывал засохшие листья. Два-три ученика повторяют это предложение, воспроизводя заданную интонацию. Учитель указывает вразбивку на условно-графическое изображение каждого слова, учащиеся называют его. Точно названное слово вписывается в схему, а ученик поощряется. Чтобы справиться с данным игровым заданием, необходимо на довольно длительное время удерживать в памяти всю фразу и правильно представлять себе место каждого слова в ней. После окончания игры предложение может быть использовано для решения грамматической задачи.
Конструктивные упражнения предоставляют еще больше возможностей для развития речи учащихся. Это составление слов из различных морфем,
СЛАЙД (9)
подбор синонимов,
СЛАЙДЫ (10-11)
образование одной части речи от другой,
«Что из чего»
СЛАЙД (12)
а также составление словосочетаний из слов, дополнение отдельными словами предложения, реконструкция предложений.
СЛАЙДЫ (13-22)
В этой группе упражнений также широкое распространение получают игровые приемы. Назову некоторые из них.
«Собери слова».
СЛАЙДЫ (23-28)
Игра может идти либо на соревнование рядов, либо индивидуально. Ученики (из каждого ряда по очереди) называют слова и получают соответствующие очки. Неправильно названное слово лишает ряд одного очка. В конце игры результаты подсчитываются, объявляется ряд-победитель. После окончания игры слова могут быть разобраны по составу.
«Путаница».
СЛАЙДЫ (29-30)
На доске записываются, например, такие образования: («цветец», «корминка», «морозок», «снежушка», «краскый», «гладний», «школьчик», «одуванник»). Надо расставить суффиксы по местам, чтобы получились слова.
«Прими гостя».
Учащимся раздают карточки со словами (каждому по одной). Учитель показывает карточку с именем существительным. Его принимают «в гости» те учащиеся, у кого слова лексически сочетаются с демонстрируемыми.
СЛАЙДЫ (31-32)
Например, слова на ученических карточках могут быть следующими: (два, пять, пара, восхищаться, удивляться, благодарить, благодарность, добрый, мужественный, яркий). Имена существительные на карточках у учителя такие: (друг, окно, чулки, носки, красота). Кроме того, получившееся словосочетание учащиеся должны грамматически правильно оформить.
«Собери быстро».
СЛАЙД (33)
На доске записываются вопросы к различным членам предложения. По вопросной схеме составляются предложения. Очки насчитываются и за правильное использование вопросной схемы, и за новизну содержания.
«Простое-сложное».
СЛАЙДЫ (34-35)
Даются два простых предложения, которые надо соединить в сложное, используя для этого различные союзы. Порядок следования частей в сложном предложении может быть любой. Например: (Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели.) Возможные варианты ответов: Наступила осень, и листья на деревьях пожелтели. Наступила осень, поэтому листья на деревьях пожелтели. Когда наступила осень, листья на деревьях пожелтели.
«Вместо двух – одно».
СЛАЙДЫ (36-37)
Учащимся предлагают две картинки. Нужно выразить их содержание в одном предложении. При этом каждый новый вариант предложения по двум картинкам может оцениваться большим количеством очков. Например, картинки: (Лающая собака. — Кошка на дереве. Голые лиственные деревья. — Зеленая ель.)
Существует множество речевых игр на формирование грамматических значений.
Дифференциация значения рода.
Упражнение «Он и она».
Учащимся предлагается изменить существительные мужского рода на существительные женского.
СЛАЙД (38)
По типу этого упражнения могут дифференцироваться грамматические значения одушевленности и неодушевленности.
(Учащиеся должны подобрать слова, которые отвечают на вопрос «кто?» Затем даются задания подобрать слова, отвечающие на вопрос «что?»)