Упражнения по развитию речи на уроках русского языка в 5 классе на основе фотографии

8
6
Материал опубликован 31 December 2017

Пояснительная записка к презентации

Пояснительная записка

Известный русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». Безусловно, учитывая современные реалии, можно смело перефразировать великого педагога и сказать, что ребенок заговорит и увидев интересную фотографию.

Фотография, как и картина, при методически умелом использовании позволяет развивать все грани речевой деятельности учащихся. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать, с каким интересом и даже порой азартом рассматривают ребята иллюстрации в журналах, фото в Интернете, какие необычные комментарии дают!

Виды работы по фото разнообразны. Общая задача всей этой работы коротко может быть сформулирована так: уточнить и обогатить словарь учащихся, формировать навыки составления устных и письменных высказываний на основе увиденного, развивать умения видеть, слышать, анализировать, делать выводы.

Предлагаю вниманию коллег комплекс упражнений по развитию речи на основе фото. Все фото авторские. И пусть не отличаются большой художественной ценностью, однако детям они дороги прежде всего тем, что на них изображены знакомые им места, или, по крайней мере, близкие, такие, которые они при желании могут легко посетить. То, что фото сделала их учительница, также вызывает у ребят дополнительный интерес, а значит, и дополнительную мотивацию.

Выбирая фото, я руководствовалась некоторыми правилами. Во-первых, фото должно быть понятным по содержанию, реалистичным, воспитывающим доброе отношение к окружающему миру.

Во-вторых, фото должны давать материал для размышлений, позволять устанавливать связи с произведениями искусства, формировать представление о целостности мира.

В-третьих, фото должны помогать учителю в его планомерной и ежедневной работе по развитию речи, делая эту работу разнообразной, внося определенный элемент новизны.

Демонстрировать фото можно через проектор, выполнение упражнений может занимать от нескольких минут, до целого урока на усмотрение учителя.

При помощи фото можно также эффективно работать при анализе стихов на уроках литературы, но я не рискую при этом использовать свои работы, считая их слишком скромными в художественном отношении, использую фото из Интернета.

Желаю успеха всем коллегам, кто рискнет использовать свои авторские фото на уроках!


Упражнения по развитию речи на основе фото
PPTX / 13.35 Мб

Вивальди
MP3 / 8.28 Мб

Чайковский. Апрель
MP3 / 6.1 Мб

Чайковский. Подснежник
MP3 / 8.29 Мб

Предварительный просмотр презентации

Упражнения по развитию речи на уроках русского языка в 5 классе на основе фотографии Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Рассмотрите фото. Как вы думаете, что хотел сказать автор своей работой? Как фото передает весеннее настроение? В чем содержание фото можно считать символичным? В каких произведениях искусства вы встречали эти символы?

Прослушайте произведение П.И.Чайковского «Кукушка. Подснежник». Помогла ли вам музыка понять то, что вы видите на фото? Каким образом? Как вы думаете, о чем мечтает Божья коровка на цветке вербы в апреле? Составьте и запишите сочинение-миниатюру.

Прослушайте отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года» (Апрель. Подснежник). Расскажите, каким образом композитор передает свое отношение первым цветам? А что думаете вы, когда видите эти цветы? Какие чувства испытываете?

Рассмотрите фото. Составьте словосочетания с прилагательными из списка. Какие из слов вы не выписали? Почему? Темно-зеленый, фисташковый, салатный, оливковый, изумрудный, зеленоватый, малахитовый, свежий, утренний, травяной, изжелта-зеленый, светло-зеленый, сизо-зеленый.

Рассмотрите фото. Составьте текст 6-8 предложений. Какого типа текст у вас получился? Какого стиля? Подчеркните одной чертой слова и словосочетания, указывающие на признак стиля. Устно объясните стилистическую роль подчеркнутых слов.

Рассмотрите фото. Какие эпитеты вы использовали бы для описания заката? Ответ аргументируйте. Великолепный, грустный, задумчивый, зловещий, изумительный, ласковый, мрачный, нежный, немой, печальный, пленительный, приятный, тихий, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный, чудный. Бескровный, вылинявший, застенчивый.

Рассмотрите фото. Можно ли, глядя на этот пейзаж, сказать словами Н.Рыленкова: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться»? Всмотритесь и вы. Запишите, что вы увидели. Прочитайте вслух. Что захотелось уточнить, отредактировать? Внесите изменения и прочитайте выразительно в классе.

Подберите к существительным прилагательные в переносном значении (эпитеты) , затем глаголы в переносном значении (олицетворения). Составьте и запишите с полученными словосочетаниями предложения. Река, солнце, небо, дубок, город, настроение, чувства, желания.

«Дорога дальняя, дорога длинная. Иногда волнистая, иногда лучистая». Эти строки были опубликованы молодой поэтессой Натальей на ее страничке на сайте Дом солнца(https://www.sunhome.ru/people/hironom). А какие строки вы опубликовали бы на своей страничке, внимательно рассмотрев фото? О каких чувствах рассказали бы вашим читателям в социальных сетях?

Рассмотрите фото. Укажите слова, которые сочетаются со словом дорога. Какие из слов вы не выписали? Почему? Веселая, волшебная, грустная, невеселая, очаровательная, печальная, постылая, радостная, развеселая (разг.), сказочная, скучная, тоскливая, унывная (устар.), унылая, чудесная, чудная.

Рассмотрите фото. Продолжите ряд эпитетов, которые можно использовать, по вашему мнению, при описании дождя, изображенного на фото. Какие из записанных вами слов можно использовать при описании характера человека? Сделайте вывод. Безотрадный, въедливый, монотонный, мрачный, вечерний, надоедливый, назойливый, нерешительный, однообразный, противный, робкий, скучный, тоскливый, тягостный, угрюмый, унылый, хмурый, осенний.

Прослушайте отрывок из произведения А Вивальди «Времена года» (Осень). Расскажите, как композитору удалось передать настроение осеннего озера? Опишите это настроение. Представьте себя на берегу лесного озера. Какие чувства испытываете вы? В чем они схожи с чувствами А.Вивальди?

Саша, глядя на фото, говорит, что здесь изображен дождь. А Юра, рассмотрев фото, утверждает, что здесь изображено одиночество. А что думаете вы?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Вера Сергеевна, поздравляю вас с наступившим Новым годом. "Человек - собаке друг" - замечательная фраза из мультфильма, которая вселяет надежду, что в этом году будем меньше потрясений. Здоровья вам и всех благ! Меня удивил тот факт, что ваша публикация размещена за несколько минут до наступления Нового года.

1 January 2018

Людмила Михайловна, спасибо за поздравления! Вам также желаю всего самого доброго и теплого, о чем мечтаем все мы, люди: здоровья, ощущения счастья и самого счастья, радости, исполнения желаний. Разместила я материал в такое время по очень простой причине-муж и сын обзванивали друзей и родственников, я же всех поздравила еще днем, работа была готова, ну вот я, чтобы не скучать без дела, загрузила ее. Еще раз спасибо. Счастья в новом году!

1 January 2018

Спасибо за то, что Вы дарите детям и всем нам возможность увидеть красоту! Высочайший художественный вкус и качество работ! Именно поэтому хочу хоть немного присоединиться к работе такого мастера несколькими своими предложениями: а) пьеса Чайковского называется "Апрель. Подснежник", поэтому некорректно её представлять в разных обработках с различным названием; б) вместо Вивальди (стоит обозначить файл не только именем автора), мне кажется, к Вашим фотографиям удачно будет "Осенняя песня" из "Времён года" Чайковского (ведь Вивальди писал об осени итальянской). Новых творческих удач и вдохновения - Вам и Вашим детям!

4 January 2018

Константин, большое спасибо Вам за комментарий, за добрые слова и замечания! Конечно, с Чайковским произошла ошибка, которой я, признаюсь честно, не заметила: как было обозначено у меня в папках, так и отправила на конкурс, не перепроверив. С "осенней песней", согласна, было бы хорошо, но мне не хотелось в работе использовать только одного автора. Еще раз спасибо Вам за Ваш комментарий, Константин, с прошедшим Вас Новым годом и предстоящим Рождеством!

4 January 2018

Прекрасная задумка!! Вера Сергеевна - вы умница!!

29 January 2018

Спасибо, Ирина Анатольевна, за добрые слова и внимание к моим работам!

29 January 2018

Похожие публикации